Роль трудового воспитания детей дошкольных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить основы формирования трудовых умений у младших дошкольников в ходе выполнения поручений.
Объект курсовой работы: воспитательный процесс в дошкольном учреждении.
Предмет исследования курсовой работы: формирование трудовых умений дошкольников в ходе выполнения поручений.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть историю развития трудового воспитания детей в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть поручение , как основной метод формирования трудовых умений дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по педагогике.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем  послании  народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический  подъем – Новые возможности Казахстана»  поставил вопрос о дошкольном образовании. «К 2020 году, дети как в городской, так и сельской местности, будут охвачены дошкольным воспитанием и обучением. У нас имеется огромный потенциал государственного партнерства. Частные семейные детские сады и мини – центры – это альтернатива государственным учреждением.

Поручаю Правительству совместно с акимами разработать и уже в первом полугодии текущего года приступить к реализации специальной программы «Балапан», направленной на повышение обеспечения детей дошкольным образованием и воспитанием» [1].

Общество на рубеже тысячелетий столкнулось с рядом социальных проблем развития подрастающего поколения: недостаточная подготовленность к самостоятельной жизнедеятельности; несформированность готовности к напряженной работе и ответственности за выбор средств достижения цели; приверженность определенной части молодежи к легкой жизни, иждивенчеству; подверженность влиянию пропаганды культа силы и насилия, ведущейся средствами массовой информации.

Также остается дискуссионным возможность и  целесообразность воспитания трудолюбия в дошкольных учреждениях и в семье.

Рассматривая  дошкольный возраст как базовую  ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования  определяет сущность нового подхода  к дошкольному воспитанию, основанному  на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности.

Разработан  механизм, регулирующий качество дошкольного  воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность [2].

Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др. рассматривали ряд показателей трудолюбия: осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда, где отмечали, что наиболее успешно они формируются в дошкольном возрасте. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности [3].

Значение труда  как фактора развития личности ребенка  нашло отражение в истории российской педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Т. Шацкого и др.

Теоретическое обоснование трудового воспитания детей с выходом на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, А.А. Ахматова, Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова, И.Б. Рахметова, С.А. Жолдасбекова, М.А. Кубенов и др.

К настоящему времени  определено место труда в педагогическом процессе детского сада. В данном направлении разработано его содержание такими учеными, как Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др;

З.Н. Борисовой, Р.С. Буре, А.Д. Шатовым выделены формы организации детей в труде.

Процесс формирования положительного отношения к труду дошкольников изучен В.И. Глотовой, В.И. Логиновой, Я.З. Неверович, А.Г. Тулегеновой, М.В. Крулехт и др.

Особенности трудового воспитания дошкольников рассмотрены Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Марковой.

Трудовое воспитание представляет собой совместную деятельность воспитателя и воспитанников, направленную на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии [4].

Различные аспекты  трудового воспитания исследованы  П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, Н.К. Гончаровым, К.А. Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским, А.А. Шибановым, М.У. Пискуновым.

В педагогике детально раскрывается функции трудового  воспитания через ряд методов, одним из доминирующих является поручение.

Поручения является методом организации деятельности и формирования опыта поведения.

Цель курсовой работы: определить основы формирования трудовых умений у младших дошкольников в ходе выполнения поручений.

Объект курсовой работы: воспитательный процесс в дошкольном учреждении.

Предмет исследования курсовой работы: формирование трудовых умений дошкольников в ходе выполнения поручений.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть  историю развития трудового воспитания  детей в психолого-педагогической  литературе;

2. Изучить  психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста;

3. Рассмотреть поручение , как основной метод формирования трудовых умений дошкольников.

 

1 Теоретико-методологические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста

 

1.1 История развития трудового воспитания детей в психолого-педагогической литературе

 

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего  поколения, в своих работах часто  затрагивали эту тему такие педагоги, как Т. Кампанелла, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская [5].

Томмазо Кампанелла в своем труде «Город солнца» подчеркивал обязательное участие детей в полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.

Труд занимает одно из важных мест в концепции Ж. Ж. Руссо. Идеи трудового воспитания и обучения  Ж.Ж. Руссо носили новаторский характер. Ручной труд провозглашался незаменимым средством воспитания. Ж.Ж. Руссо был глубоко убежден, что любой человек может обеспечить себе свободу и независимость, прежде всего собственным трудом. Каждый должен овладеть каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать им на жизнь.

Великий педагог  В.А. Сухомлинский писал: «Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» [6].

Педагог утверждал, что труд становиться великим  воспитателем, когда он входит в  духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Сухомлинский  подчеркивал идею того, что именно в годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное  чувство. Труд для него является не только жизненной необходимостью, без  которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

Мысли К.Д. Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Он утверждал что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья [7].

К.Д. Ушинский указывал, что труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста.

Труд детей  дошкольного возраста является важнейшим  средством воспитания. Весь процесс  воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

А. С. Макаренко  писал: «в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов..» [8].

Н.К. Крупская в  своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей  с ранних лет к простейшим, доступным  им видам труда, замечая, что таким  путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравственная сущность ярко освещаются в произведениях художественно литературы. Благородство труда воспевали А.С. Пушкин, А.Ю. Лермонтов, А.Н. Некрасов, М.А. Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и овладение этим материалом не только расширяют кругозор учащихся по вопросам роли труда в жизни общества, но и позволяют им осознавать его большое значение в личности развитии человека, закладывают основы взглядов и убеждений [9].

Множество высказываний о труде можно найти в философских  трудах, в произведениях классиков литературы. Так А. Чехов писал: «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай». Л.Н. Толстой указывал на то, что «ничто так, как труд, не облагораживает человека».

 

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста

 

Дошкольный  возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей  сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к  развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства. В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которыми ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения [10].

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным  телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью. В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) в этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности.  начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления. Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. Появляются новые виды деятельности: игра – первый и основной вид деятельности; изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность; элементы трудовой деятельности. Так же происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе. К концу дошкольного возраста появляется готовность к школьному обучению. Таким образом важно повседневно занимать дошкольников игрой как самостоятельно, так и со взрослым. Так же приучать ребёнка к посильному труду. Каждый из видов деятельности имеет положительную динамику в развитии ребёнка, его знаний, умений, навыков [12].

В младшем дошкольном возрасте ведущую роль в формировании самосознания ребенка играет опыт общения со взрослыми. Индивидуальный опыт в этом возрасте еще очень беден, недифференцирован, слабо осознается ребенком, а мнение сверстников полностью игнорируется.

В младшем дошкольном возрасте ребенок способен оценить только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк — обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зайца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой [13].

Информация о работе Роль трудового воспитания детей дошкольных учреждениях