Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 09:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение понятия «учебно-технологическая среда» ( на примере информационно-образовательной среды), определение ее роли в подготовке будущих специалистов. Для реализации этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение понятия Информационно образовательная среда.
2. Рассмотреть структуру Информационно-образовательной среды.
3. Рассмотреть дидактику применения Информационно-образовательной среды.
4. Охарактеризовать Информационно-образовательную среду Некрасовского педагогического колледжа №1
5. Разработать занятие с использованием Информационно образовательной среды.
6. Дать рекомендации по эффективному использованию компонентов ИОС.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы Информационно- образовательной среды в профессионально-образовательных организациях……………………………..5
1.1. Понятие – Информационно-образовательная среда (ИОС)……………..5
1.2. Структура информационно-образовательной среды…………………..11
1.3. Дидактика применения информационно-образовательной
среды……………………………………………………………………....13
Глава 2. Разработка системы занятий с использованием Информационно-образовательной среды………………………………………………………….17
2.1. Структура информационно-образовательной среды в Педагогическом колледже №1 им. Некрасова…………………………………17
2.2. Разработка занятий с использованием Информационно-образовательной среды………………………………………………………….30
2.3. Рекомендации по эффективному использованию компонентов ИОС……………………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………..…………………………………………..................36
Перечень «услуг» библиотечного комплекса.
Таким образом, библиотечный комплекс является cистемообразующим фактором формирования современной информационно-образовательной среды в колледже поскольку:
Одним из важнейших компонентов информационно-образовательной среды этого колледжа является информационный центр.
Информационный центр (ИЦ) является самостоятельным структурным подразделением. Основной задачей центра является формирование и исполнение общей стратегии развития технического и программного обеспечения колледжа, внедрение информационных технологий в образовательный процесс и управление колледжем.
Основной предмет деятельности центра – техническое и сервисное обслуживание вычислительной техники, приобретение, внедрение и сопровождение современных программных средств, внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и деятельность различных подразделений колледжа:
• разработка и изготовление совместно с преподавателями ЭОР;
•создание базы тестирования и методическое обеспечение процессов тестирования;
• пополнение Web - портала колледжа актуальной информацией;
• обеспечение мультимедийных учебных занятий и внеклассных мероприятий;
• сопровождение программы рейтинговой системы оценки знаний студентов.
В информационном центре осуществляется распечатка графической части курсовых и дипломных проектов для студентов, плакатов по дисциплинам - для преподавателей.
Вывод: информационный центр дает учащимся весь спектр услуг, связанных с технологиями, для комфортного обучения в колледже.
информационная образовательная среда
Рассмотрим конкретные примеры заданий, направленных на достижение поставленных задач.
При изучении темы «Моделирование и формализация» вводятся понятия «граф», «раскраска карты», и обучающиеся выполняют такое задание: раскрасить карту Ленинградской области, используя минимальное количество красок; составить маршрут путешествия по районным центрам Ленинградской области (желательно вернуться в исходную точку, «побывав» в каждом районном центре только один раз). Данное задание направлено не только на закрепление представлений о моделях, графах, умений работать с картой. Оно носит междисциплинарный характер и направлено на расширение кругозора студентов, воспитание их чувства гордости за свою область. Вариантом задания может быть составление маршрута путешествия по части света или материку на выбор. Совершенствуя навыки работы с информацией и ее обработкой в электронных таблицах, студенты выполняют следующее задание.
Первая часть – домашнее задание: используя информационные ресурсы, найти сведения о городах-героях и городах Воинской Славы (название, дату присвоения звания, где находится – область или республика). Вторая часть – заполнить соответствующую таблицу в программе MS Excel, вычислить с помощью формулы СЧЕТЕСЛИ количество городов Воинской Славы в каждой упомянутой области.
Выполнению задания за компьютером предшествует беседа о званиях «город-Герой», «город Воинской Славы», что способствует духовно-нравственному развитию студентов.
Развитию кругозора и воспитанию уважения к своей Родине помогает создание презентации в программе MS PowerPoint «Город – ровесник Санкт-Петербурга». Студентам необходимо в рамках данного задания найти информацию, отобрать ее, отредактировать иллюстрации, создать и грамотно оформить презентацию, достойно представить ее своей группе.
Особый класс заданий составляют задачи, с которыми студенты могут столкнуться, непосредственно осуществляя свою профессиональную деятельность, т. е. выполняя функции учителя. К таким задачам можно отнести: создание таблиц расписания уроков; версии классного журнала в табличном редакторе; проектирование базы данных учащихся на примере приемной кампании колледжа; разработка тестов в различных информационных средах (Excel,HyperTest), мультимедиа-презентаций.
Также в программе MS Excel составляют таблицу «Специализации колледжа», в которой указывают группу, специализации. При этом совершенствуются не только навыки работы с электронными таблицами. Для правильного и быстрого выполнения задания студентам необходимо заранее установить специализации для каждой группы, вступив во взаимодействие со студентами колледжа из других групп. Выполнение данного задания способствует развитию коммуникативных способностей, знакомству и общению со студентами всего колледжа.
В целях профилактики пропусков учебных занятий и выработки умений анализировать и оценивать свою деятельность в группе изучается зависимость успеваемости от посещаемости. Студентам требуется: составить таблицу, содержащую информацию об отметках выборочных дисциплин за шесть семестров (1–3 курс), количестве пропусков за семестр по болезни и без уважительной причины; по данным составить диаграммы «Изменение успеваемости», «Зависимость успеваемости от посещаемости»; провести анализ, сделать вывод; оформить работу в программе Word.
Также средствами текстового редактора студентам предлагается создать web-страницу «Мой первый урок». Итогом является сочинение по заданной теме.
Целью данного задания является формирование ответственного и уважительного отношения к своей профессии, осознание себя учителем.
Отдельную группу представляют собой задания, с решением которых студенты могут столкнуться в быту: расчет электроэнергии, подсчет своих еженедельных расходов, вычисление количества белков, жиров и углеводов, получаемых в сутки и сравнение их с нормой; подготовка заметки по интересующей теме, создание коллажей и редактирование фотографий; создание документации виртуального предприятия средствами текстового, графического редакторов [19, 56] или языка HTML и т. п.
В результате наблюдаются следующие изменения:
– повышение у студентов мотивации к изучению информатики;
– формирование навыков работы за компьютером, а именно: поиска информации, ее представления, использования разнообразного прикладного программного обеспечения для представления информации в удобном для пользователя виде.
Среди перечисленных заданий есть задания, направленные на развитие:
– творческих способностей и кругозора студентов,
– умения грамотно представлять результаты своей работы при выступлении.
Выполнение заданий способствует формированию мотивации к изучению истории страны, родного края; уважения к старшему поколению, к профессии учителя.
Таким образом, использование современных ИКТ способствует не только более быстрому и прочному усвоению предметных знаний, умений и навыков в области информатики, совершенствованию навыков работы с информацией, но и помогает формировать профессионально-личностные качества будущих учителей в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
2.3 Рекомендации по эффективному использованию компонентов ИОС
Заключение
В курсовой работе мы рассмотрели основные компоненты информационно-образовательной среды, как в общем, так и на примере Педагогического колледжа №1.
Мы попытались разработать занятие с использованием информационно-образовательной среды, а также рекомендации по улучшению работы ИОС этого колледжа.
Информационно-образовательная среда имеет немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.
Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства. Являясь одновременно рабочей средой студента и преподавателя, она позволяет нацелить студента на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность.
Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Именно эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.
Список литературы