Роль учебно-технологической среды (на примере информационно-образовательной среды) в подготовке будущих специалистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является подробное изучение понятия «учебно-технологическая среда» ( на примере информационно-образовательной среды), определение ее роли в подготовке будущих специалистов. Для реализации этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение понятия Информационно образовательная среда.
2. Рассмотреть структуру Информационно-образовательной среды.
3. Рассмотреть дидактику применения Информационно-образовательной среды.
4. Охарактеризовать Информационно-образовательную среду Некрасовского педагогического колледжа №1
5. Разработать занятие с использованием Информационно образовательной среды.
6. Дать рекомендации по эффективному использованию компонентов ИОС.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы Информационно- образовательной среды в профессионально-образовательных организациях……………………………..5
1.1. Понятие – Информационно-образовательная среда (ИОС)……………..5
1.2. Структура информационно-образовательной среды…………………..11
1.3. Дидактика применения информационно-образовательной
среды……………………………………………………………………....13
Глава 2. Разработка системы занятий с использованием Информационно-образовательной среды………………………………………………………….17
2.1. Структура информационно-образовательной среды в Педагогическом колледже №1 им. Некрасова…………………………………17
2.2. Разработка занятий с использованием Информационно-образовательной среды………………………………………………………….30
2.3. Рекомендации по эффективному использованию компонентов ИОС……………………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………..…………………………………………..................36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 95.03 Кб (Скачать файл)

Перечень «услуг» библиотечного комплекса.

  • Получение консультации, а также помощи библиотекаря в поиске и выборе нужной литературы.
  • Возможность изучения нужной литературы в зоне библиотечного комплекса.
  • Расположение читального зала в зоне библиотечного комплекса, для самостоятельного изучения литературы, а также выполнения учебных задач.
  • Возможность получения информации с помощью компьютерных и интернет технологий (Залы электронного обучения предназначены для самостоятельной работы с электронными обучающими средствами. Интернет-библиотека предоставляет возможность использования удаленных баз данных, обеспечивает доступ к ресурсам сети Интернет.)
  • Возможность выполнения учебных задач, с помощью компьютерных технологий и дальнейшего переноса их на электронные носители или распечатки с помощью принтера.
  • Возможность ксерокопирования учебных материалов, а также учебной литературы с помощью ксерокопирного аппарата.
  • Возможность работы с учебными пособиями.
  • Возможность ознакомления с учебными видеофильмами, кассетами, учебно-методическими комплексами (УМК)
  • Возможность прохождения учебных тестов по различным дисциплинам.

Таким образом, библиотечный комплекс является cистемообразующим фактором формирования современной информационно-образовательной среды в колледже поскольку:

  • объединяет и систематизирует все имеющиеся информационные ресурсы;
  • обеспечивает открытый доступ к информации и создает условия для информационного обмена;
  • предоставляет комфортные условия для осуществления самостоятельной работы студентов;
  • выполняет организующую и координирующую роль в формировании информационной культуры всех участников образовательного процесса.[5]
  • автоматизированных лабораторных практикумов;
  • тестовых заданий нескольких типов и т.д.
  1. Информационный центр.

Одним из важнейших компонентов информационно-образовательной среды этого колледжа является информационный центр.

Информационный центр (ИЦ) является самостоятельным структурным подразделением. Основной задачей центра является формирование и исполнение общей стратегии развития технического и программного обеспечения колледжа, внедрение информационных технологий в образовательный процесс и управление колледжем.

Основной предмет деятельности центра – техническое и сервисное обслуживание вычислительной техники, приобретение, внедрение и сопровождение современных программных средств, внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и деятельность различных подразделений колледжа:

• разработка и изготовление совместно с преподавателями ЭОР;

•создание базы тестирования и методическое обеспечение процессов тестирования;

• пополнение Web - портала колледжа актуальной информацией;

• обеспечение мультимедийных учебных занятий и внеклассных мероприятий;

• сопровождение программы рейтинговой системы оценки знаний студентов.

В информационном центре осуществляется распечатка графической части курсовых и дипломных проектов для студентов, плакатов по дисциплинам - для преподавателей.

Вывод: информационный центр дает учащимся весь спектр услуг, связанных с технологиями, для комфортного обучения в колледже.

информационная образовательная среда

 

 

      1. Разработка занятий с использованием Информационно-образовательной среды.

 

          Рассмотрим конкретные примеры заданий, направленных на достижение поставленных задач.

При изучении темы «Моделирование и формализация» вводятся понятия «граф», «раскраска карты», и обучающиеся выполняют такое задание: раскрасить карту Ленинградской области, используя минимальное количество красок; составить маршрут путешествия по районным центрам Ленинградской области  (желательно вернуться в исходную точку, «побывав» в каждом районном центре только один раз). Данное задание направлено не только на закрепление представлений о моделях, графах, умений работать с картой. Оно носит междисциплинарный характер и направлено на расширение кругозора студентов, воспитание их чувства гордости за свою область. Вариантом задания может быть составление маршрута путешествия по части света или материку на выбор. Совершенствуя навыки работы с информацией и ее обработкой в электронных таблицах, студенты выполняют следующее задание.

Первая часть – домашнее задание: используя информационные ресурсы, найти сведения о городах-героях и городах Воинской Славы (название, дату присвоения звания, где находится – область или республика). Вторая часть – заполнить соответствующую таблицу в программе MS Excel, вычислить с помощью формулы СЧЕТЕСЛИ количество городов Воинской Славы в каждой упомянутой области.

Выполнению задания за компьютером предшествует беседа о званиях «город-Герой», «город Воинской Славы», что способствует духовно-нравственному развитию студентов.

Развитию кругозора и воспитанию уважения к своей Родине помогает создание презентации в программе MS PowerPoint «Город – ровесник Санкт-Петербурга». Студентам необходимо в рамках данного задания найти информацию, отобрать ее, отредактировать иллюстрации, создать и грамотно оформить презентацию, достойно представить ее своей группе.

Особый класс заданий составляют задачи, с которыми студенты могут столкнуться, непосредственно осуществляя свою профессиональную деятельность, т. е. выполняя функции учителя. К таким задачам можно отнести: создание таблиц расписания уроков; версии классного журнала в табличном редакторе; проектирование базы данных учащихся на примере приемной кампании колледжа; разработка тестов в различных информационных средах (Excel,HyperTest), мультимедиа-презентаций.

Также в программе MS Excel составляют таблицу «Специализации колледжа», в которой указывают группу, специализации. При этом совершенствуются не только навыки работы с электронными таблицами. Для правильного и быстрого выполнения задания студентам необходимо заранее установить специализации для каждой группы, вступив во взаимодействие со студентами колледжа из других групп. Выполнение данного задания способствует развитию коммуникативных способностей, знакомству и общению со студентами всего колледжа.

В целях профилактики пропусков учебных занятий и выработки умений анализировать и оценивать свою деятельность в группе изучается зависимость успеваемости от посещаемости. Студентам требуется: составить таблицу, содержащую информацию об отметках выборочных дисциплин за шесть семестров (1–3 курс), количестве пропусков за семестр по болезни и без уважительной причины; по данным составить диаграммы «Изменение успеваемости», «Зависимость успеваемости от посещаемости»; провести анализ, сделать вывод; оформить работу в программе Word.

Также средствами текстового редактора студентам предлагается создать web-страницу «Мой первый урок». Итогом является сочинение по заданной теме.

Целью данного задания является формирование ответственного и уважительного отношения к своей профессии, осознание себя учителем.

Отдельную группу представляют собой задания, с решением которых студенты могут столкнуться в быту: расчет электроэнергии, подсчет своих еженедельных расходов, вычисление количества белков, жиров и углеводов, получаемых в сутки и сравнение их с нормой; подготовка заметки по интересующей теме, создание коллажей и редактирование фотографий; создание документации виртуального предприятия средствами текстового, графического редакторов [19, 56] или языка HTML и т. п.

В результате наблюдаются следующие изменения:

– повышение у студентов мотивации к изучению информатики;

– формирование навыков работы за компьютером, а именно: поиска информации, ее представления, использования разнообразного прикладного программного обеспечения для представления информации в удобном для пользователя виде.

Среди перечисленных заданий есть задания, направленные на развитие:

– творческих способностей и кругозора студентов,

– умения грамотно представлять результаты своей работы при выступлении.

Выполнение заданий способствует формированию мотивации к изучению истории страны, родного края; уважения к старшему поколению, к профессии учителя.

Таким образом, использование современных ИКТ способствует не только более быстрому и прочному усвоению предметных знаний, умений и навыков в области информатики, совершенствованию навыков работы с информацией, но и помогает формировать профессионально-личностные качества будущих учителей в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

 

 

 

2.3  Рекомендации по эффективному использованию компонентов ИОС

 

  • Тщательно планировать содержание компонентов ИОС.
  • Мотивировать студентов к созданию и поддержанию работы компонентов ИОС. Предлагать студентам в качестве заданий накопительной части ТК РНС задания по преобразованию имеющихся учебных и методических материалов в электронный вариант.
  • Преподавателям шире использовать возможности учебных дисциплин для создания и пополнения электронной базы учебно-методических материалов.
  • Регулярно информировать преподавателей и студентов о нововведениях, новых возможностях ИОС колледжа.
  • Совершенствовать содержание ИОС путем систематизации, интеграции и оптимизации ее компонентов. Целесообразно организовать проектную деятельность в колледже под условным названием «Информатизация», который даст возможность изучения опыта организации деятельности по отдельным компонентам ИОС, а также послужит новым посылом для развития ИОС.
  • Создать условия для комфортного сотрудничества всех участников педагогического процесса в обучении студентов.

 

 

Заключение

 

В курсовой работе мы рассмотрели основные компоненты информационно-образовательной среды, как в общем, так и на примере Педагогического колледжа №1.

 Мы попытались разработать занятие с использованием информационно-образовательной среды, а также рекомендации по улучшению работы ИОС этого колледжа.

Информационно-образовательная среда имеет немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.

Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства. Являясь одновременно рабочей средой студента и преподавателя, она позволяет нацелить студента на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность.

Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Именно эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.

 

 

Список литературы

 

  1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы: Новый курс: Учеб. пособие. — М.: МЭСИ, 2002. — 264 с.
  2. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98 – 113.
  3. Беренфелъд Б.С, Бутягииа К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3.
  4. Е.И.Горбунова, С.Л.Лобачев, А.А.Малых, А.В.Манцивода/Подход к стандартизации в информационно-образовательной среде открытого образования/ Иркутск, Москва
  5. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. – М., 2002.
  6. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей / Науч. ред. Н.И. Гендина. — Кемерово: Кемеровская Гос. Академия культуры и искусств, 1999. -181 с.
  7. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образования, № 4, 2003. С. 21 – 27.
  8. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная средаи развитие личности //Новые знания. – 2001. - № 1. - С. 6-7.
  9. Основы открытого образования - Т.1 /Отв. ред.В.И.Солдаткин. – М.: НИИЦ РАО, 2002.
  10. Федеральная программа развития образования (проект). М., 1997, 63 с.
  11. Шрейдер, Ю.А. Информационные процессы и информационная среда /Ю.А. Шрейдер // Науч.–техн. информ. сер.2. — 1976. — № 1. — С. 3–6
  12. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
  13. http://mirslovarei.com/ - Мир словарей/Педагогическая система/
  14. http://courses.urc.ac.ru/ - Курс подготовки координаторов для системы дистанционного обучения/Unit 9/
  15. http://academy.odoportal.ru/ Педагогика в современных информационно-образовательных средах/
  16. http://courses.urc.ac.ru/ Виды сред в образовании/ Unit 9/
  17. http://do.sgu.ru/ Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ/

Информация о работе Роль учебно-технологической среды (на примере информационно-образовательной среды) в подготовке будущих специалистов