Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

На данном этапе развития общества все больше и больше внимания уделяется школьному периоду жизни человека, так как в это время происходит становление и развитие личности, а также ее социализация. Поэтому в современной педагогике формируются новые, свежие взгляды на работу системы образования и образовательных учреждений.
В приоритет в современной школе ставится не только обучение школьников, но также и развитие у них общечеловеческих, моральных ценностей и норм, умение общаться с другими людьми, а кроме того, сохранение психического и физического здоровья.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Личность учителя как важнейший фактор формирования личности младшего школьника……………………………………………………….....4
1.1 Личность младшего школьника, ее особенности и процесс развития…4
1.2. Личностные качества учителя и их влияние на формировании личности ученика……………………………………………………………...7
1.3 Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника…15
Глава 2. Исследование влияния личности педагога начальных классов на процесс формирования и становления личности ребенка…………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………28
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

3kursovaya_rabota_3.docx

— 87.64 Кб (Скачать файл)

Субъективно личность для любого человека воспринимается как его Я (как образ Я). Стремиться быть личностью - значит стремиться к социально значимой деятельности.

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.

Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию - к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильно организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека. Вот почему говорят, что хорошее воспитание там, где его не видно.[24; с.67]

Учитель как партнер общения должен быть всегда готов к принятию позиции ребенка, пониманию его интересов, мотивов, ценностей, действий. Он должен уметь играть с ребенком, входить в игру сам, переживая удовлетворение от нее. Показателен в этом плане опыт работы Т. А. Амонашвили с шестилетками, в которой учитель "растворяется" в общении с детьми как взрослый, он становится "своим" для ребят. Его не боятся, ему доверяют, с ним советуются, у него и с его помощью учатся, его уважают действительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология/ М.: Педагогическое общество России, 2003
  2. Дарвиш О. Б.Возрастная психология/ М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
  3. Хилько М. Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций./ М.: 2010.
  4. Самыгин С. И. , Волочай А. В. , Гончарова Н. Г. , Загутин Д. С. Психология развития, возрастная психология : для студентов вузов/ Ростов-н/Д: Феникс, 2013
  5. Лях Т. И. , Лях М. В.Психология. Учебное пособие. Вып. 2. Возрастная психология / Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
  6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы/ Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008
  7. Титов В. А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций: учебное пособие/ Приор-издат, 2008
  8. Ефремов О.Ю. Педагогика. Краткий курс. / СПб.: 2009.
  9. Педагогика. Сборник студенческих работ/ Студенческая наука, 2012
  10. Лихачев Б. Т.Педагогика: курс лекций/ Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010
  11. Ахметова Д. З., Габдулхаков В. Ф. Теория и методика воспитания: учебное пособие/ Казань: Познание, 2007
  12. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д, 1998.
  13. Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника. Журнал «Начальная школа»/ №4,2014
  14. Оценка без отметки / Под ред. Г.А. Цукерман. М.; Рига, 1999
  15. Казанская В.Г. Психическое здоровье как результат воспитания. Понятие о психическом здоровье школьника. URL: http://www.piter.com
  16. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.
  17.   Лисина М.И. Влияние отношений с ближайшими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. 1961. № 3.
  18. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001.
  19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Издательство: Педагогическое общество России, 2004
  20. Ковалев Н.Е и др., Введение в педагогику, М: "Просвещение", 1975
  21. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. -М.: Новая школа, 2004.
  22. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967.
  23. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей/Сост. Л.В. Ковинько-4-е изд.-М.: Издательскй центр «Академия», 2000
  24. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004.
  25. Легенький Г. И. Цель и способы воспитания./ Г.И. Легенький - М., "Просвещение", 2008
  26. Крутецкий В.В. Психология обучения и воспитания школьников. / В.В. Крутецкий – М.: Просвещение, 2006
  27. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии.-1998. - №1
  28. Шилова М. Н. Учителю о воспитанности школьников./ М.Н. Шилова - М., "Педагогика", 2003
  29. Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании./ Н.И. Шевардин - М., "Дрофа", 2005
  30. Литвин С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей. / С. Д. Литвин - М., "Просвещение", 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ОПРОСНИК

 

1. Умеет нравиться

2. Производит впечатление  на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на  своем

5. Обладает чувством достоинства

6. Независимый

7. Способен сам позаботиться  о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявлять  недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным  к себе

18. Способен признать свою  неправоту

19. Охотно подчиняется

20. Покладистый

21. Благодарный

22. Восхищающийся и склонный  к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

26. Стремится ужиться с  другими

27. Доброжелательный

28. Внимательный и ласковый 

29. Деликатный

30. Ободряющий

31. Отзывчивый к призывам  о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызывать восхищение

34. Пользуется у других  уважением

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловитый, практичный

40. Соперничающий

41. Стойкий и крутой, где  надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им  командовали

46. Скептичен

47. На него трудно произвести  впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Неуверенный в себе

57. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к  помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56.Доверчив и стремится  радовать других.

57. Всегда любезен в  обхождении

58. .Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о  других

64. Щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление  значительности

67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

72. Хитрый

73. Нетерпим к ошибкам  других

74. Расчетливый

75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77.0злоблён

78. Жалобщик

79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонен к самообвинению

82. Застенчивый

83. Безыницивтивный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

8б. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим  принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко поддается влиянию  друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко  всем без разбора

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным  сочувствием

95. Великодушен и терпим  к недостаткам

96. Стремиться помочь каждому

97. Стремящийся к успеху

98. Ожидает восхищения  от каждого

99. Распоряжается другими

100. Деспотичен

101. Относится к окружающим  с чувством превосходства

102. Тщеславный

103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злой, жестокий

107. Часто гневлив

108. Бесчувственный, равнодушный

109. Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Соглашатель

115. Услужливый

116. Мягкотелый

117. Почти никому не  возражает

118. Навязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремиться снискать  расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда со всеми  дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен  к окружающим

126. Старается утешить  каждого

127. Заботится о других  в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной  добротой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

КЛЮЧ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

2 4

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 
Интерпретация результатов по методике ДМО Л.М. Собчик

  1. Властный-лидирующий

При умеренно выраженных баллах (до 8) выявляет уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя, При высоких показателях – нетерпим к критике, переоценка собственных возможностей (до 12 б.), дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12 б.).

  1. Независимый-доминирующий

Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах, 12-16).

  1. Прямолинейный-агрессивный

В зависимости от степени выраженности показателей этот октант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержаннсть и вспыльчивость (высокие баллы).

  1. Недоверчивый-скептический

Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношений к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью.

  1. Покорно-застенчивый

Отражает такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах – полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.

  1. Зависимый - послушный

При умеренных баллах – потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях – сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.

  1. Сотрудничающий-конвенциальный

Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется компромистным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

  1. Ответственно-великодушный

Проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 
Результаты учителя по методике ДМО Л.М. Собчик

 

Интерпретация

Е.В

1

Властный-лидирующий

10

2

Независимый-доминирующий

9

3

Прямолинейный-агрессивный

12

4

Недоверчивый-скептический

5

5

Покорно-застенчивый

8

6

Зависимый - послушный

7

7

Сотрудничающий-конвенциальный

9

8

Ответственно-великодушный

7


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 
Результаты по методике ДМО Л.М. Собчик в 3 "Г"

№ октанта

ФИО ученика

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1

Анна А.

8

8

6

12

6

4

5

3

2

Геннадий В.

11

6

8

7

7

5

7

4

3

Саша Г.

9

11

5

4

8

7

6

7

4

Алексей Г.

3

7

3

5

2

3

6

7

5

Ален Г.

7

5

4

7

3

5

7

6

6

Екатерина Д.

6

2

8

6

9

6

4

6

7

Екатерина И.

4

7

9

7

9

7

2

8

8

Максим К.

3

6

9

8

10

6

3

4

9

Михаил К.

4

7

12

10

6

6

8

2

10

Виктор М.

9

8

10

12

4

8

2

4

11

Анастасия М.

9

12

12

10

6

4

3

6

12

Евгений Н.

9

12

10

8

7

2

8

6

13

Иван П.

12

10

11

4

3

3

9

8

14

Анастасия С.

4

11

13

8

5

8

10

4

15

Анастасия Т.

12

9

14

9

6

9

6

2

16

Алина Т.

10

14

12

8

7

10

5

3

17

Алексей Х.

12

9

7

12

6

6

6

8

18

Елизавета Ф.

10

10

8

9

6

4

7

6

19

Максим Ю.

13

8

10

8

8

6

3

4

20

Эдгар Ю.

11

8

12

10

4

6

4

6

21

Мария Я.

4

6

11

7

5

8

3

5

22

Андрей Я.

10

9

7

6

8

4

6

3

Информация о работе Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика