Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:26, статья
В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость обновление всей системы учебно-воспитательной работы в школе, в том числе и в начальной закладываются основы экологической воспитанности.
Роль факультативных занятий "Планета загадок" в экологическом воспитании младших школьников
Якупова Заухария Джаудетовна, учитель начальных классов
Муратова Румия Чулпановна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
В современных условиях, когда
происходит глубочайшее и разностороннее
воздействие общества на природную
среду, все более возрастающее значение
приобретает экологическое
Значение природы как
воспитательного фактора
- ограниченное количество методической литературы для учителей начальных классов по экологическому воспитанию;
- слабая взаимосвязь классной,
внеурочной и внеклассной
Как показал анализ опыта работы учителей, недооценивается роль таких видов занятий, как факультативы. Из выше сказанного была определена и сформулирована проблема исследования: при каких педагогических условиях формирование экологической воспитанности на факультативных занятиях протекает эффективнее.
Базой исследования являлась Стародрожжановская средняя школа № 1, Дрожжановского района, Республики Татарстан, 4 класс (1–4).
Как известно, младший школьный возраст наиболее благоприятный для экологического воспитания. В это время закладываются основы природоохранительных знаний и умений, происходит первичное осознание мира природы в единстве с миром людей.
Формы организации учебной
деятельности учащихся по экологическому
воспитанию могут быть разнообразными.
Факультатив относится к
В процессе опытно-экспериментальной
работы была изучена роль факультативных
занятий в экологическом
Опытно-экспериментальная
работа включала факультативные занятия
“Планета загадок” в 4-м классе. Экологизация
учебно-воспитательного
Факультативный курс “Планета
загадок” является составной частью
системы начального естественнонаучного
и экологического воспитания. Он разработан
как дополнение к курсу “Окружающий
мир” в начальной школе и вводит
учащихся в волнующий мир разгаданных
и неразгаданных тайн природы, в
мир рождающихся в воображении
фактов. Отвечая естественным для
данного возраста интересам детей,
учитывая их любознательность и эмоциональную
отзывчивость, курс обозначает перспективу
жизни, дарящей романтику
Курс “Планета загадок”
является непосредственным продолжением
факультатива “Экология для младших
школьников” (3-й класс). Поэтому
к числу основных задач данного
курса относится дальнейшее обогащение
экологических представлений
В ходе подготовки и проведения
факультативных занятий открываются
широкие возможности для
Учитель, будучи руководителем,
должен продумать систему заданий
для учащихся, спланировать такие
работы, которые требуют
Факультативные занятия
сближают детей с учителем. Общение
детьми позволяет учителю всесторонне
изучить их, завоевать любовь и
уважение. Это одно из условий для
воспитательного воздействия
Таким образом, факультативные занятия с младшими школьниками занимают важное место в системе экологического воспитания учащихся.
При подготовке к занятиям по данному курсу учитель должен учитывать следующие условия:
1. Связь тематики факультатива с учебным материалом.
2. Доступность и
3. Включение учащихся в
посильную общественно-
Приведем описание некоторых форм экологического воспитания на факультативных занятиях, проводимых в нашей школе.
1. Ролевая игра. В них
школьники в наибольшей
2. Экологический праздник.
Формы экологического
3. Ознакомление с природой
той местности, в которой
В целом преподавание факультативного
курса “Планета загадок” позволит
полнее раскрыть воспитательный и развивающий
потенциал курса “Окружающий
мир”. Как уже отмечалось, организация
работы с различного рода детской
познавательной литературой должна
была постоянно в центре внимания
учителя. Не менее важно проведение
на занятиях практических работ, минимум
которых обозначен в
В ходе опытно-экспериментальной работы был сделан отбор дидактического материала, исходя из личностно-ориентированной парадигмы образования. В частности, отобраны и систематизированы учебные задания экологического содержания [2].
Выделены 3 группы заданий:
- задания на формирование экологических знаний;
- задания, воздействующие на эмоции, чувства детей;
- задания, включающие
Проиллюстрируем это конкретными примерами:
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЫ
Тема: “Воздух”
Если без пищи и
воды человек может прожить
несколько дней, то без воздуха-
всего несколько минут. Не
Как вы понимаете это выражение?
Прокомментируйте предлагаемый рисунок.
Выполнение данного задания направлено на формирование взаимосвязи состояния природы (воздуха) и состояние человека (здоровье).
ЗАДАНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЫ
Тема: “Земля - планета солнечной системы”
Прочитайте стихотворение
Якова Акима “Береги свою
Рассмотрите рисунок. Почему нужно беречь природу нашей планеты?
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь,
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно
Береги свою планету.
Ведь другой на свете нету.
Выполнение данного задания способствует эмоциональному воздействию на учащихся и пониманию эстетической и этической ценности природы.
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ
Тема: “Охрана воды”
Как вы понимаете слова Золотой рыбки? Подумайте, для чего в аквариум, где содержатся; рыбки, помещают катушек, прудовиков? Запишите свои предложения.
Главное при выполнении
данного задания, что учащиеся
понимают смысл выражения: “
Не хочу быть рыбкой золотою, хочу быть рыбкой аквариумной!
С целью формирования экологической
воспитанности на факультативных занятиях
мы разработали две группы методических
материалов: конспекты и учебные
задания, являющиеся основным структурным
элементом разработанных
Учитель вправе по своему усмотрению перераспределять часы и заменять отдельные вопросы программы с учетом интересов детей и т.д.
Таким образом, мы описали возможные формы работы по экологическому воспитанию младших школьников, которые использовались нами в опытно-экспериментальном исследовании. Были выделены и апробированы условия, которые необходимо соблюдать при организации разных форм проведения занятий в данном направлении:
учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
разнообразие средств, методов и приемов работы;
подбор материала с соблюдением принципа интереса.
Как показал анализ полученных результатов, факультатив способствует формированию экологической воспитанности младших школьников.