Российское образование в условиях ВТО: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:58, реферат

Краткое описание

Российская Федерация в течение последних 12 лет ведет переговоры по вступлению в ВТО. По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации присоединение страны к ВТО произойдет в конце 2007 – начале 2008 года. Присоединение России к соглашениям ВТО происходит под флагом дальнейшей интеграции страны в мировую экономическую систему, использованию механизмов этой организации для укрепления позиций на мировых рынках товаров и услуг. ВТО включила образование в список услуг, торговля которыми осуществляется в случае заключения Генерального соглашения по торговле услугами (ГСТУ). Нормы ВТО определяют также международный экспорт и импорт образовательных услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 20.09 Кб (Скачать файл)

Российское образование в условиях ВТО: проблемы и перспективы  
 
Российская Федерация в течение последних 12 лет ведет переговоры по вступлению в ВТО. По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации присоединение страны к ВТО произойдет в конце 2007 – начале 2008 года. Присоединение России к соглашениям ВТО происходит под флагом дальнейшей интеграции страны в мировую экономическую систему, использованию механизмов этой организации для укрепления позиций на мировых рынках товаров и услуг. ВТО включила образование в список услуг, торговля которыми осуществляется в случае заключения Генерального соглашения по торговле услугами (ГСТУ). Нормы ВТО определяют также международный экспорт и импорт образовательных услуг. Образовательная услуга становится товаром как любой другой и подвергается обычным правилам торговли, входящих в поле ГСТУ. Учащиеся все в большей степени будут рассматриваться как заказчики и потребители образовательных услуг, что предполагает формирование в основном экономического механизма их взаимоотношений с образовательным учреждениями (ОУ).  
 
Торговля образовательными услугами рассматривается как поставка услуг путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена ВТО, поставщиком услуг одного члена путем присутствия физических лиц члена на территории любого другого члена. Иными словами, это означает открытие на территории России иностранных образовательных учреждений (или их филиалов и представительств) и обучение российских граждан за рубежом. И наоборот, Россия получит аналогичные возможности реализации образовательных услуг на рынках стран членов ВТО.  
 
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению многосторонних торговых соглашений. С правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт, нормами и правилами которого регулируется примерно 95% всей мировой торговли товарами и услугами1. Доля образовательных услуг на международном рынке услуг составляет около 2% и в последние десятилетия имеет устойчивую тенденцию к увеличению. По экспертным оценкам емкость мирового рынка образовательных услуг в 2007 году составит около до 120 млрд. долл.  
 
Для того, чтобы стать равноправным участником ВТО, использовать открытость рынков других стран для устойчивого развития российской системы образования, страна должна принять ответное обязательство открыть в той или иной мере свой рынок образовательных услуг, оказываемых на коммерческой основе, снять имеющиеся ограничения для зарубежных поставщиков образовательных услуг.  
 
На первый взгляд можно сделать вывод о том, что вступление России в ВТО приведет к дальнейшему расширению масштабов платности образования. В этой связи следует отметить, что бесплатного образования не бывает в принципе. Хотя согласно ст.5 закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования (НПО), а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального образования (СПО), высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Иллюзия бесплатности образования возникает в случае его финансирования из государственного бюджета. Однако бюджет формируется в основном за счет части доходов налогоплательщиков (юридических и физических лиц). Кроме того, часть населения за счет собственных средств (доходов после налогообложения) финансирует образование на договорной основе с образовательными учреждениями на оказание образовательных услуг. По данным Росстата в 2006 году населению за счет его собственных средств было оказано платных образовательных услуг на 189,6 млрд. рублей, или на 10,4% больше, чем в 2005 году. Прямые расходы населения на образование сопоставимы с расходами федерального бюджета по разделу «Образование» - в 2006 году они составили 206,1 млрд. рублей. На условиях полного возмещения затрат в государственных и муниципальных вузах приступили к занятиям 791,4 тыс. человек, или 57,5% от общего числа принятых, что на 2,2% больше по сравнению с 2005 годом. Прием в государственные и муниципальные учреждения СПО на условиях полного возмещения затрат в 2006 году составил 260,8 тыс. человек, или 34,5% от общего числа принятых (в 2005 году – соответственно 310,4 тыс. человек, или 38,3%).Иными словами, часть населения дважды платит за получение образовательных услуг: как налогоплательщики и как заказчики (потребители).  
 
Однако, как показал опыт, рост инвестиций в образование за счет средств населения положительно не сказался на качестве образования. В качестве возможных причин такого состояния дел можно назвать неэффективное и нецелевое использование внебюджетных средств, отсутствие реального механизма государственно-общественного управления образованием. Анализ приведенных выше цифр свидетельствует о том, что плата населения за оказание образовательных услуг за счет собственных средств в России является одним из основных источников доходов образовательных учреждений. Такого уровня платности образования из кармана населения нет даже в странах «золотого миллиарда». В частности, доля платы населения за образовательные услуги в структуре финансирования местных колледжей штата Северная Каролина (США) в 2004/2005 учебном году составила всего 14,8%2.  
 
Польза от вступления России в ВТО для системы образования проблематична. Среди выгод можно отметить следующие. Во-первых, российское образование получит дополнительные возможности интегрироваться в мировое образовательное пространство, что позволит расширить международную мобильность студентов, аспирантов и преподавателей, укрепить международное научно-техническое сотрудничество.  
 
Во-вторых, произойдет усиление конкуренции на внутреннем рынке образовательных услуг, что заставит ОУ систематически осуществлять инновационную деятельность с целью улучшения их качества. ОУ с мировым именем, демонстрируя конкурентам свои достижения, станут для них своего рода эталоном. Окружающие их менее развитые образовательные учреждения будут стремиться разрабатывать и осваивать образовательные (педагогические) новшества, тем самым, повышая свою конкурентоспособность. По экспертным оценкам успешно конкурировать на рынках образовательных услуг дальнего зарубежья способны не более 5% вузов. По данным Росстата в 2005-2006 учебном году численность иностранных студентов, обучавшихся в государственных и муниципальных высших учебных заведениях России составила 60969 человек (в том числе из стран СНГ 25985 человек), что составляет 1,02% от общей численности студентов, обучавшихся в названных учебных заведениях страны.  
 
В-третьих, будут созданы дальнейшие предпосылки для наращивания инвестиций в образование, поскольку хроническое недофинансирование привело к старению педагогических кадров и ухудшению качества материально-технической базы ОУ.  
 
В-четвертых, ГСТУ призвано способствовать полной интеграции рынков рабочей силы между сторонами или среди сторон такого соглашения при условии, что такое соглашение освобождает граждан сторон соглашения от требований, касающихся разрешений на жительство и работу.  
 
Несомненно, что одной из важнейших причин снижения качества образования в стране является развал научно-технического потенциала. Статистика свидетельствует о сокращении числа вузов, выполняющих исследования и разработки, снижении общей научной результативности высшей школы. Это находит выражение в падении качества преподавания, понижении проработанности учебно-методических разработок. Профессорско-преподавательский состав вузов в силу «старчества», деградации научной базы и отсутствия спроса на научно-исследовательские разработки занят в основном учебно-методической работой. Значительная часть программ высшего образования не базируется на собственных научных разработках. А это означает, что большинство преподавателей осуществляет в образовательном процессе в основном ретрансляцию морально устаревших знаний, что приводит к снижению уровня подготовки выпускников для всех отраслей экономики, в том числе и педагогических кадров для образования (учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения).  
 
Анализ возрастной структуры профессорско-преподавательского состава вузов страны за последние 15 лет показал, что с течением времени происходит возрастание численности сотрудников от 60 до 70 лет и более 70 лет. То есть число преподавателей высшей школы, возраст которых превышает пенсионный, неуклонно увеличивается. Результаты проведенных исследований на примере научных организаций и вузов социально-культурной сферы позволили констатировать тот факт, что у группы сотрудников с возрастом примерно 35 - 50 лет наблюдается наименьшая научная активность. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует о том, что наибольшей научной производительностью обладают молодые ученые, принадлежащие к возрастной группе 35-45 лет. В своем большинстве профессорско-преподавательский состав вузов (как и других учебных заведений) зарабатывает на свое существование на стороне, в других организациях, занимаясь своей основной учебно-педагогической и научно-исследовательской деятельностью по «остаточному принципу». Все это приводит к тому, что с каждым годом ухудшается состояние высшей школы. Аналогичная картина наблюдается и в учреждениях НПО и СПО. Средний возраст преподавателей и мастеров производственного обучения неуклонно приближается к пенсионному.  
 
Переход сферы образования на инновационный путь развития сдерживается низким качеством материально-технической базы. Недофинансирование и зачастую неэффективное и нецелевое расходование бюджетных и внебюджетных средств привело к тому, что на начало 2007 года износ основных фондов в системе образования составил 71%. Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) равен всего 1,2%. Наиболее тяжелое положение с учебным и производственным оборудованием сложилось в учреждениях НПО и СПО. За последние 15 лет в стране не построено ни одного учреждения НПО.  
 
Среди отрицательных последствий присоединения России к ВТО можно назвать следующие. Во-первых, из-за падения научно-технического и образовательного потенциала страны зарубежные организации могут занять некоторую долю отечественного рынка образовательных услуг, как это произошло со многими отраслями российской экономики. Для российского покупателя уже стало традиционной черта характера, что импортная продукция выглядит более привлекательно, чем ее отечественные аналоги. Во-вторых, большее влияние получат иностранные педагогические школы, методики преподавания и воспитания, некоторые из которых могут не в полной мере соответствовать ментальности россиян. В-третьих, нормы ВТО могут ограничивать государственное финансирование образования. В ст.15 ГСТУ констатируется, что при определенных обстоятельствах субсидии могут оказывать искажающее влияние на торговлю услугами. Поэтому любой член ВТО, который считает, что субсидии в сферу образования другого члена наносят ущерб его интересам, может запросить консультации с таким членом по названным вопросам.  
 
Вместе с тем не следует переоценивать роль иностранцев на российском рынке образовательных услуг. По мнению ряда ученых-педагогов она будет незначительна. В качестве причин можно назвать недостаточный уровень владения выпускниками российских общеобразовательных учреждений иностранными языками (в первую очередь – английским), невысокий ареал распространения русского языка в качестве языка международного делового и научного общения, что подтверждается статистическими данными. По данным Росстата в 2005-2006 учебном году численность иностранных студентов, обучавшихся в государственных и муниципальных высших учебных заведениях России составила 60969 человек (в том числе из стран СНГ 25985 человек), что составляет 1,02% от общей численности студентов, обучавшихся в названных учебных заведениях страны.  
 
Вступление России в ВТО потребует от ОУ внедрения международных стандартов Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM) при организации своей деятельности. Философия TQM базируется на серии норм обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов серии ISO 9000, утвержденных Международной организацией стандартов (International Standards Organization -ISO). Необходимость внедрения TQM в ОУ связана с главной задачей образования – улучшением качества предоставления образовательных услуг с целью подготовки специалистов, отвечающих требованиям экономики, основанной на знаниях.  
 
Качество системы управления ОУ в новых условиях во многом будет определяться его способностью решать следующие задачи: прогнозирование численности учащихся и студентов; объема выручки от реализации образовательных услуг ;создание механизма управления инновациями, чутко реагирующего на рыночные изменения; прогнозирование вероятности успешного ввода новой образовательной услуги на рынок; прогнозирование частоты замещения нововведений на рынке; установление взаимосвязи НИР с рынком труда, материальных и финансовых ресурсов; организация комплексного исследования рынков труда и образовательных услуг, включающего анализ покупательной способности домашних хозяйств и работодателей на образовательные услуги; создание благоприятного климата по поддержке, стимулированию внедрения педагогических новшеств в образовательной практике; прогнозирование жизненного цикла образовательной услуги на рынке, разработка прогнозов, что потребуется на рынке через 10-15 лет; определение возможностей ОУ удовлетворить спрос заказчиков и потребителей образовательных услуг; прогнозирование цен на образовательные услуги.  
 
После проведения заключительного раунда переговоров о вступлении России в ВТО дальнейшим шагом станет обеспечение соответствия национальных законов и иных нормативных актов международным правилам. Поэтому при разработке новой правовой базы необходимо, с одной стороны, облегчить рост экспорта качественного российского образования в другие страны, создать препятствия для распространения в России некачественного зарубежного образования, а с другой – создать условия для обеспечения роста платежеспособного спроса населения и работодателей на образовательные услуги путем проведения гибкой налоговой, амортизационной и кредитной политики, стимулирования благотворительной деятельности, расширения масштабов программно-целевого финансирования конкретных образовательных программ, адресной грантовой и социальной поддержки учащихся и студентов.  
 
 
 
Статья опубликована в журнале:  
 
Профессиональное образование. Столица, 2007, № 12 


Информация о работе Российское образование в условиях ВТО: проблемы и перспективы