Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:46, реферат
Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На
земном шаре на нём говорят около 250 млн. человек. По степени распростра-
ненности русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому
(на нём говорят свыше 1 млрд. человек), английскому (420 млн. человек), хинди
и урду (320 млн. человек) и испанскому (300 млн. человек).
Язык – это не только важнейшее средство общения между людьми, но и
средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от каждого поколения людей следующим поколениям.
Введение
1. Место русского языка среди языков мира.
2. Русский язык в межнациональном общении.
3. Русский язык как один из индоевропейских языков.
Заключение
Список литературы
РЕФЕРАТ
по дисциплине
Язык в современном обществе
Тема:
«Русский язык – один из мировых языков»
ПЛАН
Введение
1. Место русского языка среди языков мира.
2. Русский язык в
3. Русский язык как
один из индоевропейских
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык
входит в число наиболее
земном шаре на нём говорят около 250 млн. человек. По степени распростра-
ненности русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому
(на нём говорят свыше 1 млрд. человек), английскому (420 млн. человек), хинди
и урду (320 млн. человек) и испанскому (300 млн. человек).
Язык – это не только важнейшее средство общения между людьми, но и
средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от каждого поколения людей следующим поколениям.
Совокупность достижений человеческого общества в производственной, об-
щественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения
культуры каждым из членов общества.
1. МЕСТО РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДИ ЯЗЫКОВ МИРА
Русский язык выступает не только как язык межнационального общения народов России, но и как язык международного общения. Рост авторитета нашей страны в мире был и ростом мирового авторитета русского языка. Интересен факт резкого увеличения числа изучающих русский язык в годы после запуска в Советском Союзе первых искусственных спутников Земли и особенно после полета Гагарина. В Англии в 1957г. русский язык преподавался в 40 учебных заведениях, а в 1959г. – уже в 101, в 1960г. – в 120 и в 1964г. – в 300. В США в в 1958г. русский язык преподавался в 140 учебных заведениях, в 1959г. – в 313, в 1960г. – в 450.
Овладение русским языком сейчас – это овладение высотами современной науки и техники. Поэтому русский язык широко изучается в высших учебных
заведениях многих стран. Кроме изучения русского языка, в высших и средних
учебных заведениях во всех странах создаются курсы по изучению русского
языка. Общее число единовременно изучающих русский язык за пределами России превышает 18 – 20 млн. человек. Большую работу по пропаганде рус-
ского языка и организации его изучения проводит Международная ассоциация
преподавателей русского языка и литературы и «Институт русского языка им.
А.С. Пушкина», оказывающий постоянную и многогранную методическую по-
мощь всем преподавателям русского языка в зарубежных странах. Институтом
выпускается специальный журнал «Русский язык за рубежом», очень интерес-
ный по содержанию и оформлению, а также большое количество учебной и ху-
дожественной литературы. Подготовленный сотрудниками института учебник
«Русский язык для всех» получил в 1979г. Государственную премию СССР.
Русский язык всеми признается одним из важнейших мировых языков, что
получило закрепление
во включении его в число
Организации Объединённых Наций.
Понятие мирового
языка сформировалось в
ческого общества в СССР. Усиление связи между народами в развитии научно-
технического прогресса, в борьбе за сохранение мира, возглавляемой Советс-
ким Союзом, определило необходимость выдвижения языков – посредников,
способствующих сближению народов, развитию их взаимопонимания. Естест-
вено, что одним из таких языков и оказался русский язык. Его статус мирового языка определяется широким распространением за пределами нашей страны, активным изучением во многих странах, большим авторитетом русской науки и
культуры, прогрессивной ролью нашей страны в процессе международного, об-
щечеловеческого развития в 20 веке, исторически сложившимся богатством, выразительностью, что отмечалось многими, писавшими о русском языке. Еще
Ф. Энгельс указывал, что русский язык «всемирно заслуживает изучения сам по
себе, как один из самых сильных и самых богатых из живых языков, и ради раскрываемой им литературы».
Мировое значение русского языка проявляется не только в широком распро-
странении его изучения в современном мире, но и во влиянии, прежде всего его
лексического состава, на другие языки. Рост авторитета нашего государства в мировой общественной, научной и культурной жизни приводит к все более ши-
рокому проникновению слов из русского языка в другие языки. Всем стало из-
вестно и понятно слово «спутник», уже включенное в словари многих языков.
Вслед за этим словом, в языках других стран начали употреблять и другие сло-
ва и выражения, связанные с освоением космоса: лунник, мягкая посадка, лу-
ноход, космонавт, космодром. Русский язык ввел в международное широкое
употребление и слово «орбита» (от латин. orbis – круг, колесо) в выражениях
«выйти на орбиту», «выведен на орьиту» и др. Новые слова, связанные с косми-
ческой эрой, настолько прочно вошли в речевой обиход ряда стран, что начали использоваться и как имена собственные, и как нарицательные. Так, в ГДР но-
вый отель был назван Lunik. Наряду с «космическими» словами в другие языки
вошли и русские слова, отражающие разные стороны жизни социалистического государства. В английском языке словари отмечают: bolshevik, leninism, udarnik, commissar, kolkhoz, komsomol; во французском: bolchevique, oudarnik,
kolkhoze, sovkhoze, soubotnik.
В лингвистическую науку вошел даже новый термин – советизмы, т.е. слова,
заимствованные из русского языка в советскую эпоху.
Богатство
и выразительность русского
особенностями развития его социально – функциональных компонентов.
2. РУССКИЙ ЯЗЫК В
Традиционно
языком межнационального
ством которого преодолевают языковый барьер между представителями разных
этносов внутри одного многонационального государства. Выход любого языка за пределы своего этноса и приобретение им статуса межнационального – про-
цесс сложный и многоплановый, включающий в себя взаимодействие целого
комплекса лингвистических и социальных факторов.
При рассмотрении
процесса становления языка
приоритет обычно отдается социальным факторам, поскольку функции языка зависят и от особенностей развития общества. Однако только социальные фак-
торы, какими бы они благоприятными не были, не способны выдвинуть тот или
иной язык в качестве межнационального, если в нем отсутствуют необходимые
собственно языковые средства.
Русский язык,
принадлежащий к числу широко
распространённых языков мира, удовлетворяет
языковые потребности не
краткостью и ясностью лексических и грамматических средств, развитой систе-
мой функциональных стилей, способностью отразить всё многообразие окру-
жающего мира. Русский язык может употребляться во всех сферах обществен-
ной жизни, посредством второго языка передается самая разнообразная инфор-
мация, выражаются тончайшие оттенки мысли. На русском языке создана получившая мировое признание художественная, научная и техническая лите-
ратура.
Максимальная полнота общественных функций, относительная монолит-
ность русского языка (обязательность соблюдения норм литературного языка
для всех его носителей), письменность, содержащая как оригинальные произведения, так и переводы всего ценного, что создано мировой культурой и
наукой (в 80-х гг. 20 века на русском языке издавалось около трети художест-
венной и научно – технической литературы от всего количества печатной про-
дукции в мире), - все это обеспечило высокую степень коммуникативной и ин-
формационной ценности русского языка.
Свою роль в превращении русского языка в средство межнационального общения сыграли и этноязыковые факторы. С начала становления российской государственности русские были самой многонациональной нацией, язык которой был распространен в той или иной степени на территории всего госу-
дарства. Согласно данным 1-й Всероссийской переписи населения 1897г., из
128,9 млн. жителей Российской
империи на русском языке
или около 86 млн. человек. По данным Всесоюзной переписи населения 1989г,
в СССР из 285,7 млн. человек около 145 млн. – русские, русским языком владе-
ли 232, 4 млн. человек.
Лингвистические,
этноязыковые и социальные
ти, недостаточны для выдвижения того или иного языка в качестве средства межнационального общения. Они свидетельствуют только о готовности и спо-
собности языка выполнять эту функцию, а также о наличии благоприятных ус-
ловий для распространения языка на всей территории государства. Только со-
вокупность всех факторов – лингвистических, этноязыковых и социальных – приводит к становлению языка межнационального общения.
В любом многонациональном государстве существует объективная необхо-
димость выбора одного из наиболее развитых и распространенных языков для
преодоления языкового барьера между гражданами, для поддержания нормаль-
ного функционирования государства и всех его институтов, для создания бла-
приятных условий совместной деятельности представителей всех наций и на-
родностей, для развития экономики, культуры, науки и искусства. Общий для
всех язык межнационального общения обеспечивает каждому гражданину
страны, независимо от национальности, возможность постоянного и многооб-
разного контактирования с представителями других этнических групп.
Выдвижение, становление и функционирование русского языка как средст-
ва межнационального общения проходили в разных исторических условиях и
на различных этапах развития общества. Употребление русского языка как не-
родного для преодоления барьера между представителями разных групп насчи-
тывает не одно столетие, поэтому в истории русского языка как средства меж-
национального общения условно можно выделить три периода, каждый из ко-
торых характеризуется своими специфическими особенностями: первый период – до начала 20 века в России и Российской империи; второй период – до конца
80-х годов в СССР; третий период – с начала 90-х годов в РФ и странах ближ-
него зарубежья. Начало распространения русского языка среди представителей
других этносов совпадает, судя по данным сравнительно-исторического языкоз-
нания и летописным сведениям, с освоением предками русских территорий;
более интенсивно этот процесс развивался в 16-19 вв. в период становления и расширения российского государства, когда русские вступали в разнообразные
экономические, культурные и политические контакты с местным населением иной этнической принадлежности. В Российской империи русский язык был го-
сударственным языком.
Соотношение объема функциональной нагрузки русского языка как государственного языка и других национальных языков в различных сферах, данные об изучении русского языка в русско-туземных (по принятой тогда технологии) школах и других учебных заведениях по отдельным регионам го-
сударства, письменные свидетельства современников и некоторые другие мате-
риалы подтверждают употребление русского языка как средства межнацио-
нального общения, хотя уровень владения им в большинстве случаев был невы-
соким.
Второй период
характеризуется особенностями,
нением национально-языковой политики в России на разных этапах его сущест-
вования. После 1917г. в стране был отменен обязательный государственный язык. В 1919г. был принят декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности
среди населения РСФСР», в соответствии с которым «все население в возрасте
от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать обязано обучиться грамоте на род-
ном или русском языке по желанию».
Первоначально
русский язык не был
национальным языком обучения: его распространению в качестве языка меж-
национального общения объективно способствовали культурно-просветитель-
ские, экономические и социально-политические преобразования в стране. Од-
нако существовавшие в 20 – 30-х годы темпы распространения русского языка среди нерусского населения страны не удовлетворяли потребностей централи-
зованного государства в общем для всех граждан языке межнационального об-
щения. В 1938 было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об обя-