Русский язык – один из мировых языков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:46, реферат

Краткое описание

Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На
земном шаре на нём говорят около 250 млн. человек. По степени распростра-
ненности русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому
(на нём говорят свыше 1 млрд. человек), английскому (420 млн. человек), хинди
и урду (320 млн. человек) и испанскому (300 млн. человек).
Язык – это не только важнейшее средство общения между людьми, но и
средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от каждого поколения людей следующим поколениям.

Содержание

Введение
1. Место русского языка среди языков мира.
2. Русский язык в межнациональном общении.
3. Русский язык как один из индоевропейских языков.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Русский язык-один из мировых языков - копия.docx

— 39.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

Язык в современном обществе

 

Тема:

«Русский  язык – один из мировых языков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПЛАН

 

Введение

1. Место русского языка среди языков мира.

2. Русский язык в межнациональном  общении.

3. Русский язык как  один из индоевропейских языков.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Русский язык  входит в число наиболее распространённых  языков мира. На 

земном шаре на нём говорят около 250 млн. человек. По степени распростра-

ненности  русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому

(на нём говорят свыше  1 млрд. человек), английскому (420 млн.  человек), хинди 

и урду (320 млн. человек) и испанскому (300 млн. человек).

     Язык – это  не только важнейшее средство  общения между людьми, но и 

средство познания, которое  позволяет людям накапливать  знания, передавая их от человека к  человеку и от каждого поколения  людей следующим поколениям.

Совокупность достижений человеческого общества в производственной, об-

щественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения

культуры каждым из членов общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  МЕСТО РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДИ ЯЗЫКОВ МИРА

 

     Русский язык  выступает не только как язык межнационального общения народов России, но и как язык международного общения. Рост авторитета нашей страны в мире был и ростом мирового авторитета русского языка. Интересен факт резкого увеличения числа изучающих русский язык в годы после запуска в Советском Союзе первых искусственных спутников Земли и особенно после полета Гагарина. В Англии в 1957г. русский язык преподавался в 40 учебных заведениях, а в 1959г. – уже в 101, в 1960г. – в 120 и в 1964г. – в 300. В США в в 1958г. русский язык преподавался в 140 учебных заведениях, в 1959г. – в 313, в 1960г. – в 450.

    Овладение русским  языком сейчас – это овладение  высотами современной науки и  техники. Поэтому русский язык  широко изучается в высших учебных

заведениях многих стран. Кроме изучения русского языка, в высших и средних

учебных заведениях во всех странах создаются курсы по изучению русского

языка. Общее число единовременно  изучающих русский язык за пределами России превышает 18 – 20 млн. человек. Большую работу по пропаганде рус-

ского языка и организации его изучения проводит Международная ассоциация

преподавателей русского языка и литературы и «Институт русского языка им.

А.С. Пушкина», оказывающий постоянную и многогранную методическую по-

мощь всем преподавателям русского языка в зарубежных странах. Институтом

выпускается специальный  журнал «Русский язык за рубежом», очень  интерес-

ный по содержанию и оформлению, а также большое количество учебной и ху-

дожественной литературы. Подготовленный сотрудниками института учебник

«Русский язык для всех»  получил в 1979г. Государственную премию СССР.

     Русский язык  всеми признается одним из  важнейших мировых языков, что 

получило закрепление  во включении его в число официальных  мировых языков

Организации Объединённых Наций.

     Понятие мирового  языка сформировалось в современную  эпоху, эпоху научно-технической  революции и дальнейшего развития  зрелого социалисти-

ческого общества в СССР. Усиление связи между народами в развитии научно-

технического прогресса, в борьбе за сохранение мира, возглавляемой  Советс-

ким Союзом, определило необходимость выдвижения языков – посредников,

способствующих сближению  народов, развитию их взаимопонимания. Естест-

вено, что одним из таких  языков и оказался русский язык. Его статус мирового языка определяется широким распространением за пределами  нашей страны, активным изучением  во многих странах, большим авторитетом  русской науки и 

культуры, прогрессивной  ролью нашей страны в процессе международного, об-

щечеловеческого развития в 20 веке, исторически сложившимся богатством, выразительностью, что отмечалось многими, писавшими о русском языке. Еще

Ф. Энгельс указывал, что  русский язык «всемирно заслуживает  изучения сам по

себе, как один из самых  сильных и самых богатых из живых языков, и ради раскрываемой им литературы».

     Мировое значение  русского языка проявляется не  только в широком распро-

странении его изучения в современном мире, но и во влиянии, прежде всего его

лексического состава, на другие языки. Рост авторитета нашего государства в мировой общественной, научной и культурной жизни приводит к все более ши-

рокому проникновению слов из русского языка в другие языки. Всем стало из-

вестно и понятно слово «спутник», уже включенное в словари многих языков.

Вслед за этим словом, в языках других стран начали употреблять  и другие сло-

ва и выражения, связанные с освоением космоса: лунник, мягкая посадка, лу-

ноход, космонавт, космодром. Русский язык ввел в международное широкое

употребление и слово  «орбита» (от латин. orbis – круг, колесо) в выражениях

«выйти на орбиту», «выведен на орьиту» и др. Новые слова, связанные с косми-

ческой эрой, настолько  прочно вошли в речевой обиход ряда стран, что начали использоваться и как имена собственные, и  как нарицательные. Так, в ГДР  но-

вый отель был назван Lunik. Наряду с «космическими» словами в другие языки

вошли и русские слова, отражающие разные стороны жизни  социалистического государства. В  английском языке словари отмечают: bolshevik, leninism, udarnik, commissar, kolkhoz, komsomol; во французском: bolchevique, oudarnik,

kolkhoze, sovkhoze, soubotnik.

     В лингвистическую  науку вошел даже новый термин  – советизмы, т.е. слова, 

заимствованные из русского языка в советскую эпоху.

     Богатство  и выразительность русского языка  не случайны, они связаны с

особенностями развития его  социально – функциональных  компонентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РУССКИЙ ЯЗЫК В МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМ  ОБЩЕНИИ 

 

     Традиционно  языком межнационального общения  называют язык, посред-

ством которого преодолевают языковый барьер между представителями разных

этносов внутри одного  многонационального государства. Выход любого языка  за пределы своего этноса и приобретение им статуса межнационального – про-

цесс сложный и многоплановый, включающий в себя взаимодействие целого

комплекса лингвистических  и социальных факторов.

     При рассмотрении  процесса становления языка межнационального  общения 

приоритет обычно отдается социальным факторам, поскольку функции языка зависят и от особенностей развития общества. Однако только социальные фак-

торы, какими бы они благоприятными не были, не способны выдвинуть тот или

иной язык в качестве межнационального, если в нем отсутствуют необходимые

собственно языковые средства.

     Русский язык, принадлежащий к числу широко  распространённых языков мира, удовлетворяет  языковые потребности не только  русских, но и лиц иной этнической  принадлежности, живущих как в  России, так и за ее пределами.  Это один из наиболее развитых  мировых языков. Он обладает богатым  словарным фондом и терминологией  по всем отраслям науки и  техники, выразительной 

краткостью и ясностью лексических и грамматических средств, развитой систе-

мой функциональных стилей, способностью отразить всё многообразие окру-

жающего мира. Русский язык может употребляться во всех сферах обществен-

ной жизни, посредством второго  языка передается самая разнообразная инфор-

мация, выражаются тончайшие оттенки мысли. На русском языке создана получившая мировое признание художественная, научная и техническая лите-

ратура.

     Максимальная  полнота общественных функций,  относительная монолит-

ность русского языка (обязательность соблюдения норм литературного языка

для всех его носителей), письменность, содержащая как оригинальные произведения, так и переводы всего  ценного, что создано мировой  культурой и 

наукой (в 80-х гг. 20 века на русском языке издавалось около  трети художест-

венной и научно – технической  литературы от всего количества печатной про-

дукции в мире), - все это обеспечило высокую степень коммуникативной и ин-

формационной ценности русского языка.

     Свою роль в превращении русского языка в средство межнационального общения сыграли и этноязыковые факторы. С начала становления российской государственности русские были самой многонациональной нацией, язык которой был распространен в той или иной степени на территории всего госу-

дарства. Согласно данным 1-й Всероссийской переписи населения 1897г., из

128,9 млн. жителей Российской  империи на русском языке говорили  две трети, 

или около 86 млн. человек. По данным Всесоюзной переписи населения 1989г,

в СССР из 285,7 млн. человек  около 145 млн. – русские, русским  языком владе-

ли 232, 4 млн. человек.

     Лингвистические,  этноязыковые и социальные факторы,  взятые в отдельнос-

ти, недостаточны для выдвижения того или иного языка в качестве средства межнационального общения. Они свидетельствуют только о готовности и спо-

собности языка выполнять эту функцию, а также о наличии благоприятных ус-

ловий для распространения языка на всей территории государства. Только со-

вокупность всех факторов – лингвистических, этноязыковых и социальных – приводит к становлению языка межнационального общения.

     В любом  многонациональном государстве  существует объективная необхо-

димость выбора одного из наиболее развитых и распространенных языков для

преодоления языкового барьера  между гражданами, для поддержания  нормаль-

ного функционирования государства и всех его институтов, для создания бла-

приятных условий совместной деятельности представителей всех наций  и на-

родностей, для развития экономики, культуры, науки и искусства. Общий для

всех язык межнационального общения обеспечивает каждому гражданину

страны, независимо от национальности, возможность постоянного и многооб-

разного контактирования с представителями других этнических групп.

     Выдвижение, становление и функционирование русского языка как средст-

ва межнационального общения проходили в разных исторических условиях и

на различных этапах развития общества. Употребление русского языка  как не-

родного для преодоления  барьера между представителями  разных групп насчи-

тывает не одно столетие, поэтому в истории русского языка как средства меж-

национального общения условно  можно выделить три периода, каждый из ко-

торых характеризуется своими специфическими особенностями: первый период – до начала 20 века в России и Российской империи; второй период – до конца

80-х годов в СССР; третий период – с начала 90-х годов в РФ и странах ближ-

него зарубежья. Начало распространения  русского языка среди представителей

других этносов совпадает, судя по данным сравнительно-исторического языкоз-

нания и летописным сведениям, с освоением предками русских территорий;

более интенсивно этот процесс развивался в 16-19 вв. в период становления и расширения российского государства, когда русские вступали в разнообразные

экономические, культурные и политические контакты с местным  населением иной этнической принадлежности. В Российской империи русский  язык был го-

сударственным языком.

     Соотношение объема функциональной нагрузки русского языка как государственного языка  и других национальных языков в различных сферах, данные об изучении русского языка в русско-туземных (по принятой тогда технологии) школах и других учебных заведениях по отдельным регионам го-

сударства, письменные свидетельства современников и некоторые другие мате-

риалы подтверждают употребление русского языка как средства межнацио-

нального общения, хотя уровень владения им в большинстве случаев был невы-

соким.

     Второй период  характеризуется особенностями,  которые обусловлены изме-

нением национально-языковой политики в России на разных этапах его сущест-

вования. После 1917г. в стране был отменен обязательный государственный язык. В 1919г. был принят декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности

среди населения РСФСР», в соответствии с которым «все население в возрасте

от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать обязано обучиться грамоте на род-

ном или русском языке по желанию».

     Первоначально  русский язык не был обязательным  предметом в школах с

национальным языком обучения: его распространению в качестве языка меж-

национального общения объективно способствовали культурно-просветитель-

ские, экономические и социально-политические преобразования в стране. Од-

нако существовавшие в 20 – 30-х годы темпы распространения русского языка среди нерусского населения страны не удовлетворяли потребностей централи-

зованного государства в общем для всех граждан языке межнационального об-

щения. В 1938 было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об обя-

Информация о работе Русский язык – один из мировых языков