Русское письмо и его эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:23, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас сложно представить себе письмо без алфавита. Практически в каждом языке существует упорядоченная последовательность всех букв, которая и получила название алфавит. Как и в какой период истории люди пришли к пониманию необходимости создания этой последовательности, как проходило изобретение и совершенствование алфавита? Ученые нашли ответ и на эти вопросы.

Содержание

Введение
3
Происхождение письма
5
Как были изобретены буквы и алфавит
13
3. Типы письма
17
Заключение
20
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контроль русский.docx

— 42.55 Кб (Скачать файл)

Частное некоммерческое общеобразовательное  учреждение среднего

профессионального образования

Златоустовский  юридический колледж «Ицыл»

Экономический факультет 
 
 
 
 
 

Контрольная работа.

По дисциплине: «Русский язык»

на тему: «Русское письмо и его эволюция» 
 
 
 

Выполнил: Аванесова Н.Г.

                                                                       Группа: ЭЗ-201

        Проверил______________

Оценка________________ 
 

Златоуст, 2012 

Содержание

Введение 3
  1. Происхождение письма
5
  1. Как были изобретены буквы и алфавит
13
3. Типы  письма 17
Заключение 20
Список  литературы 21

 

 

Введение 

       Основой интереса к проблеме письменности является осознание значения письма как средства сохранения и накопления духовного  богатства человечества – научного знания, технического умения, художественной красоты.

       История письма тесно связана с развитием  языка, историей народа и его культуры. Поэтому, изучая историю письма, мы имеем возможность ознакомиться с когда-то существовавшими, а ныне мертвыми языками, установить причины, обусловившие возникновение письменности, проследить процесс становления различных типов письма и соотношение их с живыми языками.

       Объектом  данного реферата является письмо, его происхождение и развитие. На протяжении истории письменность приобретала все новые черты, развивалась и совершенствовалась. Каким же образом протекал этот процесс? Именно об этом я задумалась при  выборе темы данного реферата.

       Для начала посмотрим, какой смысл лингвисты  вкладывают в понятие «письмо»: письмом  называют систему начертательных знаков, используемую для передачи речевой  информации на большие расстояния и  для закрепления ее во времени.

       Письменность  народов мира развивалась по различным  путям, письмо каждого языка мира имеет свои особенности, отличающие его от всех других видов письменной речи. Следовательно, процесс развития письма у разных народов протекал по-разному. Невозможно рассмотреть  развитие каждого конкретного языка, поэтому в своей работе я поставила  цель описать присущие любому языку  признаки развития.

       Сейчас  сложно представить себе письмо без  алфавита. Практически в каждом языке  существует упорядоченная последовательность всех букв, которая и получила название алфавит. Как и в какой период истории люди пришли к пониманию  необходимости создания этой последовательности, как проходило изобретение и совершенствование алфавита? Ученые нашли ответ и на эти вопросы.

       Также нельзя не обратиться к истории развития славянской письменности. Существовала ли письменность у славян до принятия христианства и до изобретения кириллицы? Многие историки долгое время отрицали этот факт, но уже сейчас находят  доказательства того, что письменность была и у славян до десятого века.

       В настоящее время в мире существует более пяти тысяч различных языков. Каждый из них прошел свой особенный  путь развития, каждый вызывает интерес  у лингвистов, историков, социологов. Данный реферат посвящен изучению истории  и развития письма у народов мира. Происхождение письменности – одна из лингвистических проблем, наиболее широко интересующих общественность. 

 

       

1. Происхождение письма 

       Как полагает подавляющее большинство  представителей различных областей знания, письмо возникло позднее звуковой речи. Это подтверждается уже тем, что история не знает ни одного общества, которое не имело бы звуковой речи. Между тем известно достаточно много народов, которые, обладая  звуковой речью, не имели письма. В  связи с этим можно утверждать, что письмо появилось как дополнительный способ общения, как результат стремления преодолеть ограниченность звуковой речи в пространстве и во времени. Формирование письма имеет многовековую историю  и в своем развитии прошло целый  ряд этапов.

       Изначальной предпосылкой, обусловившей, в конечном счете, возникновение письма, была возможность  ассоциировать с теми или иными  явлениями окружающей действительности определенную информацию. Возможность  по следам, запаху или каким-либо иным признакам находить добычу формирует  умение воспринимать эти признаки как  знаки. Очевидно, что первобытный  человек в полной мере владел способностью интерпретировать имеющиеся в природе  безусловные знаки как признаки или копии тех или иных явлений [1, с.17].

       Первоначально безусловные знаки были сигналами, которые позволяли ориентироваться  в окружающем мире, добывать пропитание, находить сородичей, спасаться от возможного нападения и т.д. С течением времени  приходит способность искусственно создавать такого рода знаки или, наоборот, уничтожать их. Круг таких  «предметов» расширялся, изменялись число и характер значений, которые  могли передаваться с их помощью.

       На  бесписьменной стадии развития человечества использование предметов для  передачи информации носило достаточно регулярный характер. На это указывают  многие примеры из жизни народов, находящихся на ранних стадиях общественно-экономического развития. Так, индейцы Северной Америки  для объявления войны посылали томагавк. Томагавк приносил посол и клал на землю. Если противник поднимал его, это означало, что вызов принят. С помощью предметных посланий могла передаваться и достаточно развернутая информация. … Во всех примерах содержание сообщений так или иначе связано со свойствами тех предметов, которые использовались в каждом конкретном случае. С течением времени формируется круг предметов – носителей информации. Так, племя йоруба использовали для передачи сообщений раковины каури (вид моллюсков, раковина которых имеет длину до 10см., овальная, блестящая, обычно пестрая). В зависимости от того, как они были соединены и с какими предметами сочетались, раковины каури могли передавать достаточно разнообразное содержание: одна каури означала вызов, раздор, две каури рядом означали встречу, тесные отношения, родство, а отдельно – разлуку и вражду; если молодой человек посылал девушке шесть раковин каури, нанизанные на шнур, это означало объяснение в любви, а посланные в ответ восемь раковин сообщали о взаимности.

       Североамериканские  индейцы (гуроны, ирокезы и др.) для  хранения и передачи информации использовали так называемые вампумы. Вампум изготовлялся из нитей (шнуров, ремешков, лыка и т.д.), на которые нанизывались раковины. Содержание сообщения выражалось с  помощью цвета, взаиморасположения и количества раковин. …Шнуры с раковинами соединялись вместе, образуя пояса, которые, собственно говоря, и называют вампум. Число раковин на одном  поясе могло быть весьма внушительным – до 6-7 тысяч.

       Индейцы Южной Америки (перуанские инки) для  хранения и передачи информации использовали кипу – короткие отрезки толстой  веревки, к которой прикреплялись  шнуры с узлами, переплетавшиеся  друг с другом. Испанский историк  семнадцатого века Гарсиласо де ла Вега (его мать была из племени инков) писал: «Для войны, управления, дани, церемоний  имелись различные кипу, и в  каждой из них множество узлов  и привязанных нитей – красных, зеленых, голубых, белых и т.п.». Желтый цвет означал золото, белый –  серебро, красный – воинов [3, с.25].

       Узелковое «письмо» (цзешен) существовало в древнем  Китае. Завязыванием узелков с мнемонической  целью, вероятно, пользовались и славяне, ср. известное выражение «завязать  узелок на память».

       Символическая информация, связанная с предметами, существует, очевидно, у всех народов, в том числе находящихся на высокой ступени социального  развития. Для носителей русского языка, например, камень ассоциируется  с твердостью, змея – с коварством, сердце – с любовью, хлеб-соль –  с дружбой и гостеприимством  и т.д.

       Разновидностью  предметных сообщений считаются  также разного рода палки (бирки) с зарубками, использовавшиеся для  счета. В некоторых странах бирки  с зарубками применялись как  долговые расписки. В Англии, например, так называемые tally-sticks признавались законными еще в 1834 г.

       Предметные  сообщения, конечно, нельзя считать  письмом. Они лишь формировали традицию закрепления того или иного содержания во времени и пространстве с помощью  разнообразных средств за пределами  звуковой речи. Кроме того, они послужили  отправным пунктом для дальнейших поисков с целью найти способ выразить тот объем информации, который  столь богато и разнообразно представлен  в звуковой речи.

       Начертательное  письмо зарождается как пиктография (лат. pictus «нарисованный», греч. grapho «пишу»). Пиктография передает содержание сообщения с помощью рисунка, на котором по возможности реалистично изображено то, о чем идет речь. Каждый отдельный рисунок в рамках пиктографического письма принято называть пиктограммой.

       Основной  источник формирования пиктографии  – первобытное искусство. Первобытный  человек, пытаясь воспроизвести  очертания тех или иных предметов, растений, животных, на первых порах  делал это не столько для сообщения, сколько в связи с удовлетворением  художественных потребностей и ритуально-магическими  действиями. В связи с этим нарисованные или нацарапанные изображения древнего человека изучаются как в истории письма, так и в истории искусства и первобытной магии. При зарождении пиктографии связь передаваемого содержания с языком была довольно отдаленной. …Конечно, и при пиктографии какая-то фраза или фразы устного языка преподносились сознанию пишущего. Однако есть все основания думать, что письмо в данном случае не являлось результатом систематического лингвистического анализа конкретных фраз устного языка на те или другие знаменательные части (например, слова). Этот отрицательный признак – независимость письма от того или иного смыслового, но чисто лингвистического членения речи – и надо считать характеристикой той стадии развития письма, которая называется пиктографией» [5, с.59].

       Началом формирования пиктографии является период, когда рисунки стали использоваться для коммуникативных целей. Считают, что пиктографическое письмо возникает  в эпоху неолита, начало которой  для большинства народов относят  к восьмому-шестому тысячелетиям до нашей эры. Этот вывод основывается на том, что народы, находившиеся на стадии развития производительных сил, соответствовавшей периодам до неолита (огнеземельцы, племена экваториальной Америки, тропических лесов Амазонки), не обладали письменностью. Что же касается народов, которые находились на ступенях развития производительных сил, близких  к неолиту (индейцы Северной Америки, многие народы Крайнего Севера, многие африканские племена), то они имели  развитую пиктографическую письменность.

     Выделение пиктографического письма из первобытной  живописи имело следствием изменение  характера изображений: использовавшиеся для общения пиктографические начертания в отличие от художественных приобретали  обобщенный характер.

     Развитые  системы пиктографии обладали определенным потенциалом для передачи довольно развернутых сообщений. Элементы пиктографического  письма используются и в настоящее  время, даже у тех народов, которые  обладают развитой фонографической письменностью. …Вместе с тем пиктографическое письмо имеет весьма существенные недостатки, важнейший из которых – его неустойчивый характер. Поскольку пиктографические изображения нестабильны, они допускают разное прочтение. Нельзя не отметить также, что с помощью пиктографий крайне трудно передавать сложные сообщения, содержащие абстрактные понятия.

     Если  в начальный период формирования пиктографического письма пиктограммы  обычно представляли собой реалистические изображения (часто – последовательность изображений) реалистического характера, то в дальнейшем рисунки становятся все более схематичными. Начинает складываться устойчивая традиция использования  изображений отдельных предметов  для передачи символических значений (как уже упоминалось, придание предметам  символических значений складывалось уже в эпоху, когда использовались предметные послания). Знаки становятся стабильными, то есть для передачи того или иного значения используется определенное изображение. Так, в недрах пиктографии формируются знаки для передачи абстрактных понятий. Последовательность знаков все более совпадает с порядком слов в данном языке. Зарождается новый тип письма – идеография.

     Если  пиктограмма передает целостное  сообщение, в котором нет деления  на отдельные предложения или  слова, то идеограмма соотносится с  понятием. Таким образом, при идеографии не только передается определенное содержание, но и осуществляется членение ее на слова, поскольку понятие, как правило, связано со словом. Переход от пиктографии  к идеографии можно расценивать  как качественный скачок в развитии письма, поскольку письмо становится средством передачи языковых единиц.

Информация о работе Русское письмо и его эволюция