Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:24, реферат
Ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик – это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой активности школьников в познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности. В этой связи П.П. Блонский видел задачу учителя в том, чтобы «не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию».
на
тему «Самовоспитание как
факультета Английского языка №2
Самовоспитание как важнейший фактор развития личности.
Ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик – это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой активности школьников в познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности. В этой связи П.П. Блонский видел задачу учителя в том, чтобы «не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию». «Мы должны.., – писал он, – воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, : способного к самоопределению. Воспитываться – значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его». Несколько иными словами эту же мысль высказывал психолог С.Л. Рубинштейн: «Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять».Приведенные суждения позволяют сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у учащихся соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждают их работать над собой.. Во многих случаях люди, в том числе и многие школьники, сами ставят перед собой определенные задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели. Примеров тому в истории множество. Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал овладеть искусством публичного выступления, но первое же из них закончилось полным провалом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен... Другой на его месте оставил бы свои честолюбивые мечты. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно овладевать ораторским искусством. Уединяясь, он тренировал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля позволили Демосфену достичь поставленной Цели: он стал выдающимся оратором. Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память. А.П. Чехов в одном из своих писем жене отмечал: «Ты пишешь что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».Подобные примеры говорят об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и формировании личности и о необходимости его организации в условиях школьного воспитания.
Что же такое
самовоспитание? «
Основные факторы, побуждающие
личность к самовоспитанию, и их использование
в процессе стимулирования учащихся к
работе над собой:
Практика показывает, что учащиеся начинают
заниматься самовоспитанием только тогда,
когда они уже отдают себе ясный отчет
в своих действиях и поступках, когда у
них вырабатывается способность к самооценке,
к осмыслению своих положительных и отрицательных
качеств и возникает потребность в собственном
совершенствовании. Обычно это происходит
в подростковый период. Нам известен случай,
когда ученик VI класса поставил перед
собой цель – преодолеть неграмотность
по русскому языку и в течение продолжительного
времени ежедневно переписывал в особую
тетрадь различные тексты на русском языке,
стараясь запомнить написание отдельных
слов, разобраться в знаках препинания,
пока не стал уверенно писать классные
диктанты, изложения и другие письменные
работы. Подобных случаев в школьной практике
встречается немало. Но все ли подростки
и старшие школьники занимаются самовоспитанием?
К сожалению, не все. Но все так или иначе
задумываются над своим совершенствованием,
предпринимают те или иные попытки работать
над собой. Чаще всего это делают школьники,
обладающие волевыми качествами, умеющие
заставить себя упорно тренироваться
и преодолевать свои недостатки или вырабатывать
те качества, которых у них недостает.
Нельзя не учитывать также того, что многие подростки, а в некоторых случаях и старшие школьники пытаются использовать для самовоспитания рискованные и даже предосудительные поступки. Например, стремясь к выработке у себя смелости, с риском для жизни пытаются переплывать реки, во время ссоры ввязываются в драки и т.д. Все это показывает, что школа, учителя и классные руководители должны активно заниматься организацией самовоспитания учащихся, помогать им в работе над собой. В этом смысле большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факторов, которые побуждают учащихся к самовоспитанию. Какие же из этих факторов являются наиболее существенными?
Для побуждения к самовоспитанию
большое значение имеет формирование
у учащихся общественных идеалов. Следует
стремиться к тому, чтобы у каждого
ученика был свой любимый герой,
пример которого он перенимает, свой идеал,
который он стремится достичь. Вот
почему огромное воспитательное значение
имеет ознакомление учащихся с жизнью
и деятельностью выдающихся ученых,
военачальников, писателей, общественных
деятелей. Помочь каждому ученику
выработать свой идеал для подражания,
глубоко уяснить моральные
Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, в сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.
Много стимулов, побуждающих
подростков и старших школьников
к самовоспитанию, содержат в себе
здоровые дискуссии на моральные
темы и критика в ученическом
коллективе, принципиальная оценка недостатков
в поведении и характере
Психологические механизмы
воздействия этих факторов на стимулирование
учащихся к самовоспитанию состоят
в том, что они возбуждают у
них переживание внутренних противоречий
между достигнутым и
Список использованной литературы:
1.Кязимов Н.М Педагогика
2. Анн Л.Ф. Психологический
3. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. - СПб.: Питер, 2006.
4. Дебесс М. Подросток. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004.
5. Малахова И.А. Развитие
Информация о работе Самовоспитание как важнейший фактор развития личности