Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:43, реферат
В современном обществе создана широкая сеть государственных и частных воспитательных учреждений, в них воспитание осуществляется планомерно и по определенной системе, по специальным программам и только теми людьми, которые получили хорошую педагогическую подготовку. Основные принципы воспитания: связь с практикой, трудом, которая сочетается с тактичным педагогическим руководством, последовательность, преемственность, систематичность, учет возрастных особенностей воспитанников и индивидуальный подход к ним. В соответствии с этими принципами применяются и разные методы воспитания, такие как убеждение, поощрение и наказание.
ВВЕДЕНИЕ
САМОВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ.
- Самовоспитание
- Правила способствующие самовоспитанию
- Интеллектуальное самовоспитание
- Этическое самовоспитание
- Физическое самовоспитание
- Психологическое самовоспитание.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СРЕДНЕРУССКИЙ
ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра психологии и педагогики
Реферат по дисциплине «Педагогика»
на тему «Самовоспитание как процесс и результат воспитания».
направления психологии
группы Пм-13
формы обучения заочной
Обнинск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
- Самовоспитание
- Правила способствующие самовоспитанию
- Интеллектуальное самовоспитание
- Этическое самовоспитание
- Физическое самовоспитание
- Психологическое самовоспитание.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Наука - это система закономерностей, действующих в определенной области. Предмет науки- это то, что она изучает. Предмет педагогики - воспитание. Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.
В современном обществе создана широкая сеть государственных и частных воспитательных учреждений, в них воспитание осуществляется планомерно и по определенной системе, по специальным программам и только теми людьми, которые получили хорошую педагогическую подготовку. Основные принципы воспитания: связь с практикой, трудом, которая сочетается с тактичным педагогическим руководством, последовательность, преемственность, систематичность, учет возрастных особенностей воспитанников и индивидуальный подход к ним. В соответствии с этими принципами применяются и разные методы воспитания, такие как убеждение, поощрение и наказание.
В неразрывной взаимосвязи с воспитанием находится самовоспитание, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности, а так же, оно тесно переплетается с обучением, потому что многие задачи воспитания достигаются непосредственно в процессе обучения.
Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция - познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье.
САМОВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ.
Предметом
педагогики как области научного познания
является особая функция общества - воспитание.
И поэтому педагогику можно назвать наукой
о воспитании.
Воспитание — в самом
общем виде — заключается в подготовке
младшего поколения к жизни в обществе.
В процессе воспитания подрастающие поколения
должны усвоить то, что уже накоплено обществом,
т. е. усвоить знания на достигнутом уровне
их развития, овладеть определенными трудовыми
умениями, усвоить нормы и опыт поведения
в обществе и выработать определенную
систему взглядов на жизнь. В процессе
воспитания должны формироваться также
и такие качества, которые необходимы
для решения новых задач, не стоявших перед
старшим поколением. А для этого должны
быть выработаны умения приобретать необходимые
знания, приспосабливаться к изменяющимся
условиям жизни и труда, заниматься творческой
деятельностью.
Таким образом, можно
сказать, что воспитание — это процесс
передачи старшими поколениями общественно-исторического
опыта новым поколениям с целью подготовки
их к жизни и труду, необходимому для обеспечения
дальнейшего развития общества.
«Воспитание» — важнейшее понятие, носящее
характер категории.
В педагогике можно
встретить понятие «воспитание», употребляемое
в нескольких значениях:
- в широком социальном смысле, когда речь
идет о воспитательном воздействии на
человека всего общественного строя и
окружающей человека действительности;
- в широком педагогическом смысле, когда
имеется в виду целенаправленное воспитание,
осуществляемое в системе учебно-воспитательных
учреждений (или каком-либо отдельном
учебно-воспитательном учреждении), охватывающее
весь учебно-воспитательный процесс;
- в узком педагогическом смысле, когда
под воспитанием понимается специальная
воспитательная работа, направленная
на формирование системы определенных
качеств, взглядов и убеждений учащихся;
в еще более узком значении, когда имеется
в виду решение определенной воспитательной
задачи, связанной, например, с формированием
нравственных качеств (нравственное воспитание),
эстетических представлений и вкусов
(эстетическое воспитание) и т. п.
Воспитание человека в широком педагогическом
смысле — это целенаправленный процесс,
осуществляемый под руководством специально
выделяемых обществом людей — учителей,
педагогов, воспитателей, включающий в
себя все виды учебных занятий и внеучебной,
специально проводимой воспитательной
работы. Выделение отдельных более частных
видов воспитания, которые требуют использования
особых организационных форм и методов
работы с учащимися, позволяет рассматривать
их более детально, но всегда с учетом
целостного воздействия всех факторов
воспитания на личность учащегося.
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил»(Г. Сент-Джон).
Воспитание достигает своей цели, если переходит в самовоспитание.
1. «Что назначено непременно исполнить, то исполняй, не смотря ни на что» 2. «Что исполняешь, исполняй хорошо» 3. «Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить» 4. «Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможной силою» (Л.Н.Толстой. Полн.собр.соч., М.-Л., ГИХЛ, 1934. Т.46, с.15). |
1. «Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее» 2. «Прямота в словах и поступках» 3. «Обдуманность действий» 4. «Решительность» 5. «Не говорить о себе без нужды ни одного слова» 6. «Не проводить времени 7. «Каждый вечер добросовестно
давать отчет в своих 8. «Не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет» (К.Д.Ушинский. Собр.соч., М., изд. АПИ РСФСР, 1952. Т.11. с.27.). |
Самовоспитание.
Самовоспитание
- сознательная, целенаправленная
Этапы процесса самовоспитания. Самовоспитание начинает с:
- осознания потребности изменить себя,
- усовершенствовать свои личностные качества;
- самоанализа и самооценки своих личностных качеств; о
- пределения цели и плана собственной деятельности по самоизменению;
- подбора методов, приемов, форм и средств деятельности по самосовершенствованию Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности саморазвития личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.
Требования к самому себе и качества, которые личность стремится выработать, в первую очередь определяются условиями жизни. Поэтому содержательная сторона самовоспитания очень часто зависит от общественно-исторических условий, в которых живет человек.
В мире
существует единодушное мнение
о том, что нравственный идеал
побуждает к подражанию, для самовоспитания
нужен эталон нравственно
- трудолюбие;
- творческое отношение к труду;
- высокая культура поведения.
Уже в подростковом возрасте происходит знакомство с самокритикой, самоубеждением, самовнушением как формами самовоспитания. Позже появляется стремление к нравственному и физическому самоусовершенствованию. Факторами, которые закаляют волю, повышают сознательность человека, а также способствуют формированию правильных взглядов на действительность, являются осознанное преодоление препятствий на пути к идеалу и целям, соревнование с другими индивидами в достижении таких целей, критическая оценка своего поведения, непримиримость к собственным недостаткам.
Формирование процесса качеств личности путем самовоспитания начинается в семье, в учебном коллективе, а результат данного процесса закрепляется и проверяется практикой жизни.
В современной педагогике самовоспитание рассматривается как одно из наиболее важных направлений личностного совершенствования человека с целью достижения им собственных ценностных (жизненных) ориентиров. Иными словами самовоспитание представляет собой одно из непременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Реализуя возможности самовоспитания, человек приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
По своей сущности профессиональное самовоспитание - явление социальное. Оно определяется рядом объективных социальных условий: требованиям общества, системой педагогических воздействий, которым подвергается человек в процессе обучения, воспитания, развития и психологической подготовки, выполнения своих служебных и общественных обязанностей. Под влиянием этих условий человека создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели, которыми человек руководствуется в целенаправленной работе над собой.
Профессиональное самовоспитание, прежде чем превратиться в одно из важнейших средств личностного самосовершенствования человека, в один из главных путей его всестороннего развития, предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности и способности к самосознанию. Самоанализу, самооценке, к сравнению и сопоставлению своих поступков с поступками других людей и выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. А это значит, что между воспитанием и самовоспитанием существует сложная диалектическая взаимосвязь: воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует и направляет его. Самовоспитание, в свою очередь, являясь результатом воспитания, придает ему действенность и в известной степени завершенность. В результате воспитательные влияния, оказываемые на людей, в значительной мере способствуют развитию их внутренних потребностей в духовном и физическом совершенствовании, стремлении к профессиональному самовоспитанию.
Работа по нравственному
самовоспитанию результативна
В младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.
Правила способствующие самовоспитанию:
I. Пять “надо”:
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и
всюду проявлять
II. Пять “можно”:
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
Информация о работе Самовоспитание как процесс и результат воспитания