Самовоспитание как фактор развития личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка программы по самовоспитанию для старших подростков.
Задачи исследования:
1. изучить литературу по проблеме самовоспитания и определить роль педагога в процессе самовоспитания подростка;
2. проанализировать специфику подросткового возраста и факторов, влияющих на развитие;
3. провести занятия и тренинг из программы на базе клуба «Подросток».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы самовоспитания подростков. 5
1.1. Факторы и приемы осуществления процесса самовоспитания. 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. 11
Глава 2. Педагогическое руководство процессом самовоспитания старших подростков в условиях клуба 14
2.1 Диагностика уровня самовоспитания старших подростков 14
2.2. Педагогические рекомендации по руководству процессом самовоспитания в условиях клуба. 20
Заключение 22
Литература 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

Диаграмма 2.1.2. «Посещающие клуб» (в %)

Из диаграмм следует, что значительное число подростков начало заниматься самовоспитанием, что говорит об успешном проведении исследования. Также 7 из 8 подростков, не посещающих клуб, проявили желание в него вступить. Это подтверждает их заинтересованность в продолжении занятий по самосовершенствованию.

Диаграмма 2.1.3. «Не посещающие клуб» (в %)

В итоговой беседе участники  клуба отмечали, что значительную часть своего свободного времени они теперь занимаются самовоспитанием, так как это непрерывный процесс и степень его эффективности зависит от систематичности работы над собой каждого.

 

2.2. Педагогические рекомендации по руководству процессом самовоспитания в условиях клуба.

 

По итогам проведенной  работы с подростками, которые в  тренинговой форме знакомились  с процессом самовоспитания и  нарабатывали навыки ведения дневника самовоспитания, я определила 3 основных направления работы педагога-руководителя по активизации процесса самовоспитания.

Формирование общественного  мнения учащихся о необходимости  и большом значении самовоспитания;

Оказание помощи учащимся в осмыслении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

Практическая помощь учащимся в разработке целей и программ самовоспитания, а также реализации этих программ.

А также сформулировали 8 рекомендаций для руководителей клубных объединений «как инициировать процесс самовоспитания в условиях клуба». Это:

  • установление отношений доверия и сотрудничества между руководителем клуба и учащимся через совместную творческую деятельность;
  • проведение беседы на тему «Зачем необходимо самовоспитание» с яркими примерами из жизни великих людей;
  • предварительное изучение особенности личности детей, их стихийных задач по самовоспитанию (сочинение на дом «Мои достоинства и недостатки», «Какие цели я ставлю в жизни и как этого добьюсь» (методики));
  • ориентация учащихся на выдвижение одной - двух конкретных и посильных самозадач;
  • всегда руководитель может определять лишь общую сферу самовоспитания – конкретные задания себе подросток формулирует сам;
  • педагог-руководитель регулярно, но ненавязчиво, побуждает ребят к постановке самозадач (без санкций в случае отказа), обеспечивая систематичность самовоспитания;
  • интерес к самовоспитанию поддерживается варьированием области самозадания целей, успехами, поощрением за малейшее продвижение вперед, обсуждениями результатов выполнения самозадач, введением интересных  форм ведения дневника,  оказанием своевременной помощи в реализации самозадач;
  • необходим контроль за регулярным ведением записей в дневнике.

Хотелось бы отметить еще раз, что потребность в  самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность  не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований.

Поэтому педагогам-руководителям  следует проводить с ребятами не только коллективную работу, но и индивидуальную, так как не все подростки могут «открываться» перед коллективом, многие из них стесняются и не желают широкой огласки вопросов, связанных с целями, которые они ставят перед собой в процессе самовоспитания.

В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как  важное средство личностного саморазвития учащихся, только тогда, когда в школе проводится активная работа по его организации и осуществляется умелое педагогическое руководство этим сложнейшим процессом.

 

Заключение

 

Подводя итоги проведенного исследования по теме «Самовоспитание  как фактор развития личности подростка» следует отметить, что самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на наиболее полную реализацию подростком себя как личности. И, конечно же, под руководством опытного педагога этот процесс будет протекать наиболее эффективно.

Педагогическая организация самовоспитания является одним из сильнейших воспитательных средств разностороннего развития личности подростков в силу естественной опоры на их стремления и интересы. Учащийся, ставящий себе самозадачи по развитию определенных сторон личности, становится более заинтересованным в эффективном выполнении какого-либо дела.

Следует не забывать, что  работа по активизации самовоспитания - область педагогического творчества, углубленного познания и развития стремлений и навыков каждого подростка. Самовоспитание постепенно подводит учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, развивает вкус к созданию собственной личности.

В таком случае педагог-руководитель должен помогать ребятам ставить посильные для них самозадачи в следующих областях:

а) развитие  волевых качеств (выдержка, целеустремленность, решительность);

б) гармонизация стремлений (умеренность,  широта, гибкость в смене стремлений и в способах их реализации);

в) освоение специальных  навыков (необходимых для основной деятельности в кружке, в секции);

г) совершенствование стиля общения в группе (чистая, спокойная речь, терпимость, эмоциональная выразительность и др.);

д) развитие навыков планирования своих дел (планирование дня, дел недели, реалистичность задач, планирование усилий).

В процессе проведения исследования мы попытались выделить основные этапы развития навыков самовоспитания подростков.

Во–первых, это осознание  учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков.

Во-вторых, овладение  навыками самостоятельной работы в  той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.

В-третьих, составление  программы самовоспитания. Это очень  важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.

В-четвертых, организация  самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

Таким образом, отметим еще раз, что самовоспитание является неотъемлемой частью развития личности, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно. Самовоспитание помогает подростку справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе критично, т.е. критично относясь к своей деятельности человек, видит, где ему стоит совершенствоваться, а где и не переусердствовать, или выбрать другой путь для своего развития.

 

Литература:

    1. Амельков, А. А. Основы возрастной психологии – Минск: ООО «БИП+», 2006. – 72 с.
    2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006. – 235 c.
    3. Байярд, Р. Т., Байярд, Дж. Ваш беспокойный подросток. — М.: Просвещение, 1991. – С. 67—80.
    4. Большая Советская энциклопедия (в 30 томах) /Гл. ред. А.М. Прохоров – изд. 3-е. – М.: «Советская энциклопедия», 1975. – Т.22. – 628 с.
    5. Волков, Б.С. Психология подростка. – М.: изд. Педагогическое общество России, 2001. – 387 с.
    6. Дубровина, И.В., Лисина, М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
    7. Кле, М. Психология подростка.— М: Педагогика, 1991. – 186 с.
    8. Клюева, Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов. – Мн., 1992. – 86 с.
    9. Кон, И.С. Психология старшеклассника.— М.: Просвещение, 1982. – 257 с.
    10. Липкина, А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.
    11. Мотков, О.И. Методика активизации самовоспитания подростков. – М.: Педагогика, 2001. – 98 с.
    12. Мудрик, А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М., Знание, 1979. – 186 с.
    13. Немов, Р. С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учебных заведений: в 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
    14. Педагогика/ Под редакцией Ю.К. Бабанского. – М.: «Просвещение», 1983. – 257 с.
    15. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник.– М.: Высшее образование, 2006. – 540с.
    16. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика \ уч. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 267 с.
    17. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981. – 48 с.
    18. Свистун М.А. Программа тренинга общения для старшеклассников. — 1992. – 56 с.
    19. Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. — М., 1982. — 224 с.
    20. Фельдштейн, Д.И. Психологические основы организации общественно полезной деятельности как средства нравственного воспитания подростков. // Вопросы психологии. — 1974 — № 6 — С. 10-24.
    21. Харламов, И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд. – Мн.: Высш. шк., 2005. – 237с.
    22. Чистякова, М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение, 1990 – .
    23. http://psitrening.blogspot.com
    24. http://window.edu.ru/
    25. http://www.elitarium.ru/



Информация о работе Самовоспитание как фактор развития личности подростка