Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 23:03, доклад
Школьный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни.
В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в форме скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки. Родители своим образом жизни, поведением, отношением к труду, к окружающим способствуют формированию у детей правильных целей самовоспитания и самообразования. Если школьник, ориентируясь на образ жизни родителей, ставит перед собой задачу много работать над собой, чтобы в будущем сделать «блестящую карьеру», из него не получится человека по-настоящему воспитанного и образованного.
Школьный возраст — это пора, когда начинается
процесс самовоспитания и самосовершенствования,
подготовки к будущей самостоятельной
жизни.
В этом важном деле обязательна помощь
родителей и педагогов, но не в форме скучных
наставлений и принуждения, а в виде тактичной
поддержки. Родители своим образом жизни,
поведением, отношением к труду, к окружающим
способствуют формированию у детей правильных
целей самовоспитания и самообразования.
Если школьник, ориентируясь на образ
жизни родителей, ставит перед собой задачу
много работать над собой, чтобы в будущем
сделать «блестящую карьеру», из него
не получится человека по-настоящему воспитанного
и образованного.
К сожалению, есть такие учащиеся, для которых главное — отличная учеба, стремление во чтобы то ни стало получить хороший аттестат зрелости, любой ценой поступить в вуз. Такие «отличники» живут обычно только собственными интересами, равнодушны к нуждам других, не участвуют в жизни школьного коллектива, не считаются с товарищами. Педагоги выделяют и такой «вариант» школьников (к счастью, нечасто встречающийся), для которых стимулом к усиленной работе над собой является желание выделиться, постоянно находиться в центре внимания. Эти учащиеся много и бессистемно читают, слушают радио, смотрят телевизионные передачи на общественно-политические темы, охотно вступают в диспуты, участвуют в других мероприятиях, стремясь при этом блеснуть своей эрудицией, продемонстрировать осведомленность. Такие дети нередко скептически относятся к окружающим, многое без оснований критикуют и берут под сомнение, навязывают свое мнение другим. Умственный и душевный багаж таких подростков или юношей мало приносит пользы другим. Более того, их тенденциозное поведение отталкивает товарищей, усложняет отношения с коллективом.
Умение осознать значение учебы для будущей жизни и деятельности ощутимо сказывается на отношении школьника к обучению и самообразованию. Самосовершенствование школьника, таким образом, приобретает общественное значение.
Какие же средства самовоспитания и самообразования могут положительно влиять на духовный мир и умственную работоспособность учащихся? Их много. Школьник должен научиться не только ставить перед собой цели (например, экономить время, доводить до конца начатое дело), но и проявлять силу воли, настойчивость в преодолении познавательных и других трудностей. Воспитание в себе целеустремленности неотделимо от воспитания трудолюбия, требовательности к себе, внутренней собранности и дисциплины.
Самовоспитание может быть эффективным, если дети и подростки приучают себя относиться к любому делу с чувством ответственности, усваивают не только свои права, но и глубоко осознают свой долг перед семьей, коллективом, обществом. Родители могут и должны помогать детям самостоятельно преодолевать трудности в учебе, труде, в жизни. У них есть прекрасная возможность личным примером учить детей критически оценивать свои поступки, настойчиво заниматься нравственным самосовершенствованием. Дети и подростки учатся познавать себя не только методом самоанализа, но и с помощью семьи, которая помогает школьнику правильно оценить свои достоинства и недостатки, освободиться от вредных привычек и отрицательных черт характера.
Некоторые учащиеся отличаются застенчивостью и робостью, не умеют владеть собой, краснеют при разговоре, боятся выступить перед аудиторией. Они нередко чувствуют себя неполноценными членами коллектива, уклоняются от участия в различных мероприятиях. В.А. Сухомлинский учил школьников подавлять в себе малейшие признаки слабоволия, к которым он относил болезненное самолюбие, обидчивость, раздражительность, капризность, слезливость. Таким детям следует изучать жизнь замечательных людей, учиться у них строить собственный стиль жизни.
Необходимо поощрять стремление ребят вырабатывать полезные привычки: сдерживать данное слово, неукоснительно соблюдать выработанный режим труда и отдыха, делать все аккуратно и тщательно, быть честным в большом и в малом. В.А. Сухомлинский призывал молодежь «утвердить в себе повелителя собственных поступков», уважать себя, сдерживать себя, не искать окольных путей, быть борцом против зла и защитником добра. Он считал, что истинное проявление силы воли возможно лишь у человека высокой морали, имеющего развитое чувство собственного достоинства.
Составной частью самовоспитания является самообразование — умение самостоятельно работать в соответствии с личными интересами и запросами. Не секрет, что одни школьники ограничиваются только программным материалом, а другие стремятся получить обширную дополнительную информацию, проявляя при этом инициативу и глубокую заинтересованность.
Умственный труд необходимо планировать. Из биографии Отто Юльевича Шмидта известно, что выдающийся ученый и полярник еще в юношеские годы составил программу своей научной деятельности и более того — всей жизни. На склоне лет он пришел к выводу, что вся программа выполнена. Что же помогло ученому реализовать спланированную им самим многолетнюю творческую деятельность? Во-первых, высокая самодисциплина, настойчивость и целеустремленность. Во-вторых, бережливое отношение ко времени, умение ценить его, не расходовать напрасно.
Каждый школьник может спланировать если не всю свою жизнь, то по крайней мере неделю и месяц, четверть и учебный год. Полезно планировать прежде всего свой рабочий день и день отдыха. В таких планах невозможно предусмотреть все, но главные задачи и сроки их выполнения следует наметить конкретно. Не надо планировать то, что заведомо не будет выполнено или является непосильным. Для каждого дня можно заполнять карточку, разделенную на две части. Слева записывается перечень дел, справа — распределение времени. Удобно пользоваться перекидным календарем или календарем-книжкой (еженедельником). Можно придумать собственные формы и схемы планирования своего времени и дел.
Планирование труда и умение реализовать намеченное вырабатывают у человека чувство самодисциплины, внутренней организованности, целеустремленности. При этом укрепляются волевые качества личности, формируются твердый характер, активная жизненная позиция.
Плановая работа немыслима без строгого соблюдения принципа последовательности. Значение этого принципа прекрасно сформулировал академик И.П. Павлов, обращаясь к молодежи, посвятившей себя науке. Он писал: «С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки прежде, чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего».
Последовательность в работе, в учебе — это поступательное движение от простого к сложному, от непонятного к понятному, от неизвестного к известному, это умение не отступать от возникших трудностей, не обходить их, а терпеливо и настойчиво преодолевать.
При создании собственной модели дня школьник должен учитывать суммарное число часов продуктивной умственной работы, включая занятия в школе. Вечернее время отводится для отдыха. Если правильно распределять свое время, то всякая нужда в засиживании над учебниками и тетрадями отпадает.
Планировать и организовывать свой труд — это прежде всего планировать, контролировать и учитывать свое время. У каждого школьника есть определенные резервы времени. Одним из них является время проезда в пригородном поезде, автобусе, время ожидания в очереди и т.д. Не всегда в такой обстановке удобно читать, но выполнять некоторые умственные упражнения можно: заучивать иностранные слова, стихотворения, решать несложные задачи, мысленно повторять пройденный материал. Польза от этого двойная: с одной стороны, ускоряется бег времени, а с другой — оно расходуется с определенным коэффициентом полезного действия.
Известно, что многие выдающиеся ученые не теряли даже малые промежутки так называемого бросового времени. Например, Ч.Дарвин экономил не только часы, но и минуты, и когда его спросили, как он сумел достичь больших успехов в науке, он ответил: «Я никогда не считал полчаса незначительным временем».
Конечно, к использованию такого времени, не предназначенного для отдыха, школьник должен быть готов. Это доступно лишь тому, кто умеет работать целеустремленно и ритмично, внутренне организован и собран, кто ясно видит цель своего труда.