Самообразование против формального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 20:03, реферат

Краткое описание

Для успешной производственной деятельности человек должен не только хорошо владеть профессиональными знаниями и навыками, полученными в период подготовки в системе среднего и высшего профессионального образования, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, он должен в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи. Достичь всего этого можно путем постоянного повышения своей профессиональной и общекультурной компетенции, развития собственного интеллекта и творческой самостоятельности в процессе самостоятельной индивидуальной работы.

Содержание

Введение_________________________________________3
Глава 1. Сущность понятия самообразования ________4-5
1.1 Принципы самообразования____________________5-6
1.2 Функции самообразования_____________________ 6-7
1.3 Уровни самообразования_____________________ 7- 9
1.4 Формы самообразования______________________9-10
1.5 Источники самообразования___________________10-14
Выводы по первой главе
Глава 2. Самообразование против формального обучения_16-17
Выводы по второй главе
Заключение________________________________________19
Библиографический список____________________________2

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по самообразованию.docx

— 130.33 Кб (Скачать файл)

 

Российская Федерация

Министерство образования и науки

филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения

высшего профессионального

образования

«Тюменский государственный университет»

в г. Тобольске

 

Кафедра  педагогики и социального образования

 

Дисциплина: Технология самообразования

 

Самообразование

                                                    

 

РЕФЕРАТ

 

Выполнил:

 Студентка 1 курса 

 заочного отделения 105гр.

  Факультет  Непрерывного

 профессионального образования,

специальность  «Дошкольное образование»

Горшкова Татьяна Александровна

Дата_______________

Подпись _______________

 

Научный руководитель:

К.п.н., доцент кафедры педагогики

 и социального образования

Лицман Галина Николаевна

 Оценка ________________

Дата ________________

Подпись ________________

 

                                              

Тобольск, 2015

                              

 

 

Оглавление

 

Введение_________________________________________3

          Глава 1. Сущность понятия самообразования  ________4-5

1.1 Принципы самообразования____________________5-6

1.2 Функции самообразования_____________________ 6-7

1.3 Уровни самообразования_____________________  7- 9

1.4 Формы самообразования______________________9-10

1.5 Источники самообразования___________________10-14

Выводы по первой главе

Глава 2. Самообразование против формального обучения_16-17

 Выводы по второй  главе 

Заключение________________________________________19

Библиографический список____________________________20

Приложение________________________________________21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то  вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды и терпя бедствия.                                        

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам саморазвития во все века придавалось большое значение.                 

На сегодняшний день особую актуальность приобретает проблема постоянного образования, самосовершенствования и самообразования людей на протяжении всей их жизни. Достижение процветания, социально-экономической стабильности, перспектив развития и благополучия личности, т.е. ее жизненного успеха напрямую зависит от умения личности ориентироваться и самостоятельно осваивать новую информацию, быть готовой к переподготовке в быстроменяющихся ориентирах профессиональной деятельности на рынке труда.

Для успешной производственной деятельности человек должен не только хорошо владеть профессиональными знаниями и навыками, полученными в период подготовки в системе среднего и высшего профессионального образования, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, он должен в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи. Достичь всего этого можно путем постоянного повышения своей профессиональной и общекультурной компетенции, развития собственного интеллекта и творческой самостоятельности в процессе самостоятельной индивидуальной работы.

 

 

Глава 1 .Сущность понятия самообразования

1.1 Принципы самообразования

Самообразование - приобретение знаний ,путем самостоятельных занятий вне учебного заведения, без помощи преподавателя.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п.

                                                 Саморазвитие:

1. Развитие собственных  сил, физических и умственных, на  основе самодеятельности, самостоятельных  занятий.

2. Развитие, происходящее  силой внутренних причин, независимо  от внешних факторов, самодвижение.

В педагогической науке понятие Саморазвитие определяется как способность системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательных процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы образования и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.

Самосовершенствование — это трудоемкий процесс, состоящий из самостоятельного развития определенных свойств, способностей и навыков.

Самосовершенствование – осознанного личного идеала, сопоставление с которым часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. Происходит выработка такого идеала, соотнесение с ним своих целей.

Самопознание - познание самого себя, изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности.

 

 

1.Принцип последовательности  – содержательные задачи решаются  методом «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возможностями самообразовывающегося;

2.  Принцип научности – самообразовательная деятельность должна основываться на научных трудах, первоисточниках, на достоверной и проверенной информации;

3.Принцип доступности  – простота освоения материала;

4.Принцип актуальности  – соответствие реалиям общественной  и рыночной конъюнктур;

5.Принцип связи теории  с практикой – выработка умений  и навыков на основе знаний  и представлений; 

6.Принцип результативности – соответствие целей самообразования возможностям их достижения;

7. Принцип межпредметности – связь с другими областями деятельности и знаний.

 

                    1.2 Функции самообразования

 

1.Ориентировочная (определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе)

2.Экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний)

 

          3.Саморазвитие (развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных  способностей)

4.Сотворческая ( достраивание деятельности до уровня творчества)

5.Компенсаторная (преодоление  недостатков образования, ликвидация  «белых пятен» в общей культуре)

6.Методологическая (формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального «бытия»)

7.Психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни)

8.Коммуникативная (установление связей между науками, специальностями, возрастами)

9.Омолаживания (преодоление  энерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте)

 

 

                     1.3 Уровни самообразования

1.Адаптивный.

2.Репродуктивный.

3.Эвристический.

4.Креативный

Адаптивный уровень культуры самообразования характеризуется невыраженным отношением человека к формулированию и удовлетворению личных познавательных потребностей, когда цели и задачи самообразовательной деятельности определены нечетко и не являются ориентиром и критерием деятельности. Отношение к научному стилю мышления не выработано, способность к синтезу методологических и предметных знаний отсутствует. Технологическая готовность определяется в основном решением организационных задач, отсутствуют умения и навыки использования методов и приемов активизации познавательной деятельности. Самостоятельная познавательная деятельность осуществляется по предложенной схеме, отсутствует самостоятельность и инициативность, направленность на достижение общественно значимых образовательных целей [1,с. 25]

Репродуктивный уровень проявления культуры самообразования предполагает наличие устойчивого ценностного отношения к выявлению и реализации личных познавательных потребностей. Студент, находящийся на этом уровне, более высоко оценивает важность научного стиля мышления, проявляет стремление к большей самостоятельности при планировании образовательных задач. В отличие от адаптивного уровня в данном случае наблюдается успешное решение не только организационных задач, но и конструкторско-прогностических, предполагающих целеполагание и планирование образовательных действий. Творческая активность по-прежнему остается в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами применения приемов активизации познавательной деятельности. Формируется образовательная направленность потребностей, интересов, склонностей, а также положительная установка на освоение принципов и методов организации самостоятельной познавательной деятельности. Студентом осознается необходимость создания индивидуальной образовательной программы [2, с.12].

Эвристический уровень проявления культуры самообразования характеризуется более высокой целенаправленностью, осознанием ценности самообразования, использованием методов и приемов активизации познавательной деятельности. Появляется способность к аналитическим действиям, к самоорганизации, придавая образовательному процессу целостный и восходящий характер. На высоком уровне сформированности находятся умения работы с научной, методической и учебной литературой, самостоятельно вести поиск новых способов решения задач оценочно-информационного и коррекционно-регулирующего типа. Происходит осознание необходимости научного подхода к собственной образовательной деятельности, появляется увлеченность поисковой деятельностью. У студента, находящегося на этом уровне, сформированы рефлексивное сознание, установка на проектирование собственной образовательной траектории, важность удовлетворения образовательных потребностей для профессионального роста.

Креативный уровень культуры самообразования отличается высокой степенью результативности самообразовательной деятельности, осознания и использования норм научного стиля мышления в учебно-познавательной деятельности. На высоком уровне сформированы такие личностные качества, как организованность, социальная и профессиональная мобильность, коммуникативность, сила воли. В самообразовательной деятельности студентов важное место занимают такие проявления творческой активности, как умение формулировать организующие и управляющие вопросы, быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию, контролировать и оценивать свои знания. В структуре личности гармонично сочетаются научные и образовательные интересы и потребности, психологическая готовность к изменению вида и характера своей деятельности, познавательная и творческая активность. Студент, находящийся на этом уровне, активно пользуется новейшими информационно-коммуникационными и образовательными технологиями, владеет методами и приемами активизации познавательной активности, обладает способностью осмысливать и трансформировать учебную ситуацию в целях самообразования.

 

1.4 Формы самообразования

 

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Формы самообразования

Индивидуальная форма

Групповая форма

В этой индивидуальной форме инициатором является сам педагог,  однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

 Групповая форма в  виде деятельности методического  объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации  обеспечивает обратную связь  между результатами индивидуального  самообразования и самим педагогом.


 

 

 

1.5 Источники самообразования

 

1) Книги, периодическая печать, средства массовой информации. Сюда же можно отнести и дистанционное самообразование — через Интернет.

2)Исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность — непременная составляющая педагогического труда. В систематическом самообразовании очень важно определиться с темой исследования, основной проблемой, которая могла бы стать центром вашего профессионального интереса. Эта тема может быть глобальной, а может быть и локальной. Здесь важен сам навык. В вузе, как правило, есть много возможностей заниматься исследовательской деятельностью. Современные курсы по педагогическим дисциплинам предполагают и многообразие различных проектов — курсовых, дипломных, конкурсных. Неплохо, если с самого начала студент займется исследованием наиболее интересной, по его мнению, проблемы, рассматривая ее с разных позиций и с разным уровнем проработки; тогда к моменту окончания вуза накопится много материала, что значительно облегчит написание квалификационной работы.

Исследовательская деятельность дает не только повышение  уровня самообразования, но и помогает найти единомышленников, познакомиться со специалистами по той или иной проблеме. Представляется отличный шанс познакомить научно-педагогическую общественность с результатами своей работы через собственные публикации в прессе и выступления на тематических конференциях. К сожалению, в нашей стране студенты, как правило, не отличаются профессиональной активностью, ошибочно предполагая, что построение карьеры начнется после получения документа о высшем образовании. Во многих странах это не так. Именно выпускники, проявившие свои способности еще будучи студентами, легче устраиваются на работу, получают более выгодные предложения от работодателей и быстрее продвигаются по социальной и профессиональной лестнице.

Информация о работе Самообразование против формального обучения