Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 16:54, доклад
Труд воспитателя почётен, но очень сложен, поскольку его деятельность состоит из множества разнообразных и быстроменяющихся ситуаций, а это требует от педагога большого самообладания, способности регулировать своё эмоциональное состояние.
Саморегуляция - высший уровень самосовершенствования человека, его способности управлять своим психическим и эмоциональным состоянием.
Саморегуляция педагога, методы его работы над собой
Труд воспитателя почётен, но очень сложен, поскольку его деятельность состоит из множества разнообразных и быстроменяющихся ситуаций, а это требует от педагога большого самообладания, способности регулировать своё эмоциональное состояние.
Саморегуляция - высший уровень самосовершенствования человека, его способности управлять своим психическим и эмоциональным состоянием.
Каждый человек отличается от других как личность, а значит - у всех людей разная степень саморегуляции и внешние признаки выражения эмоций у всех разные. Одни люди открыто выражают свои чувства (мимикой, жестами, речью и т. п.), другие умело скрывают их, а третьи выдают свои чувства голосом, глазами. Для педагога очень важно уметь управлять своими эмоциями - когда нужно скрывать их, а в определённых ситуациях специально выражать своё отношение к происходящему. Если педагог не владеет культурой общения, если не умеет владеть собой, он может усложнить и без того трудную ситуацию. Вместе с тем, если он научится управлять своими чувствами, скрывать их, это поможет ему, сохраняя внешнее спокойствие, найти правильный выход из сложной ситуации и тем самым предупредить конфликт или облегчить его. Необходимо помнить, что отсутствие выдержки, внешние проявления гнева могут привести к стрессовому состоянию, что, естественно, вредит не только здоровью, но и авторитету педагога.
В таких случаях, как говорил римский поэт Гораций, «... в гневе, наспех принятое решение свидетельствует о недостатке ума». Стрессовое состояние можно предупредить или облегчить только в самом начале «взрывной» ситуации - человек должен сам себе внушать «я должен быть спокойным, я должен погасить свои эмоции, я не должен их показывать другим людям» - повторяя эти слова несколько раз, пока не успокоится.
Как верно отмечал Джонатан Свифт, «. злиться на других - всё равно что мстить самому себе». Осознавший правоту этих слов и принявший их за правило своей жизни человек сможет быть оптимистом. Конечно, в сложных ситуациях, когда приходится бороться за правду, защищать слабых, проявление гнева уместно, и тогда педагогу нет необходимости подавлять свои эмоции. Однако, в таких ситуациях человек теряет способность объективно оценивать положение дела и может допустить ошибку.
Чтобы быть жизнерадостным, оптимистом, нужно научиться избегать негативных эмоций, конфликтных ситуаций, вовремя видеть причины конфликтов, своевременно их погашать.
Вспомним слова известного педагога А.С.Макаренко: «... сначала надо быть гражданином, чтобы полностью отдать себя борьбе за справедливость».
Педагог не должен размениваться на мелочи, всё своё внимание он должен посвящать важным делам, иначе повседневные ссоры, скандалы, вызывающие отрицательные эмоции, могут поглотить его. Если он постоянно сердится, портит свои взаимоотношения с окружающими людьми, - то это недопустимо, когда речь идёт о профессии педагога.
Конечно, даже у высоко нравственно развитого педагога могут быть те или иные недостатки. Но каждый человек, в принципе, способен совершенствовать свой духовный мир. Для этого ему необходимо изменить свои нравственные взгляды, прежде всего, расширить круг своих положительных человеческих качеств.
Процесс самовоспитания педагога включает в себя следующие этапы. 1 - самоанализ, 2 - самооценка, 3 - самопрограммирование, 4 - самоконтроль и 5 - самокоррекция.
Успех самовоспитания зависит от способности педагога постоянно работать над собой, в этом практическую помощь ему должен оказывать психолог детского сада, однако педагог постепенно должен научиться самостоятельно анализировать свои достоинства и недостатки, определять пути самосовершенствования.
Только систематически работающий над собой педагог может стать настоящим мастером.
Педагогическая техника включает в себя такие элементы, как умение саморегуляции, в том числе мимика (владение мышцами лица), жесты (владение руками), пантомимика (действия без речи), которые позволяют воспитателю управлять своими эмоциями в процессе общения с воспитанниками, их родителями и коллегами.
Как подчёркивал А.С.Макаренко, «...не владеющий мимикой, не умеющий придавать своему лицу нужное выражение, не владеющий своим настроением человек не может быть хорошим воспитателем. Педагог должен уметь ходить, шутить, радоваться и огорчаться. Воспитатель должен так уметь вести себя, чтобы каждое его действие было воспитывающим. Он должен знать, чего он хочет или не хочет в определённый момент. Если педагог этого не знает, кого он может воспитать?».
Педагогический такт и профессиональная этика
Педагогический такт является важнейшим компонентом профессионального мастерства педагога. Слово такт используется в значении форма взаимоотношений людей, поскольку такт обеспечивает успешное взаимодействие людей друг с другом. Тактичному человеку легче сохранить хорошие отношения с большинством людей, принести им радость. Не тактичным людям это сделать сложнее, так как при общении у него возникают конфликты. Нетактичные воспитатели сами осложняют свои отношения с воспитанниками, их родителями и коллегами.
Как известно, у тактичного человека обычно хорошее настроение, он способен понять состояние других людей, относится к ним доброжелательно, терпеливо, уважает их мнение, прост в общении - такими качествами, на наш взгляд, должен обладать каждый педагог. Он должен уважительно относиться к воспитанникам, независимо от их возраста, быть внимательным к их нуждам.
Понятия такт и педагогический такт очень близки, но не идентичны: каждый воспитанный, интеллигентный человек может быть тактичным, а педагогический такт - это особенное качество, необходимое педагогу для успешного взаимодействия с воспитанниками в ходе их обучения и воспитания. В широком смысле педагогический такт - это средство оптимального и эффективного решения проблем в конкретных педагогических ситуациях.
Педагог должен быть прост в общении, но по словам А.С.Макаренко, простота не означает грубость, излишнюю откровенность. Педагогический такт требует от воспитателя творчества, умственной активности, особенного мастерства. Тактичный педагог с особой осторожностью использует различные методы и средства общения, в этом ему помогают такие личностные качества, как наблюдательность, доверие, осторожность, справедливость, терпение, самообладание и другие.
Педагогический такт требует от педагога заранее предвидеть, как воспримут воспитанники ту или иную оценку, наказание, требование, при этом он должен учитывать их настроение, эмоциональное состояние и отношение к познанию, труду, общественной работе.
Педагогический такт - не врождённое качество, оно формируется в процессе деятельности, путём проб и ошибок, поэтому требует глубоких педагогических и психологических знаний. Педагогический такт - это основа профессиональной этики (культуры поведения) воспитателя. Необходимо быть хорошим воспитателем, то есть относиться к воспитанником доброжелательно, быть для них образцом нравственности и тактичности.
Информация о работе Саморегуляция педагога, методы его работы над собой