Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:13, реферат
В реферате рассматриваются социально педагогические и правовые основы коллективной самоорганизации студентов, выявлены особенности студенческого самоуправления как формы общественной деятельности и направления воспитательной работы в вузе. На основе анализа форм воспитания и социального взаимодействия, а также моделей педагогической и управленческой деятельности разработана концепция моделирования и представлена модель организации студенческого самоуправления на примере педагогического вуза.
Введение
Социальная активность специалистов в вузе.
Студенческое самоуправление как одна из форм воспитания в вузе.
Моделирование студенческого самоуправления.
Реализация идей студенческого самоуправления.
Студенческий совет.
МИНОБНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)
Социально-гуманитарный факультет
Реферат
По дисциплине: «Введение в профессионально-педагогическую
специальность»
на тему: «Самоуправление в педагогическом вузе»
Выполнил(а): студент 1 курса,
Специальность: экономика и управление
Терентьева Ксения Алексеевна
Проверил(а): ассистент кафедры
педагогики и психологии проф.образования
Федорова Ю.А.
Оценка:
УФА 2012
Содержание
Введение
В реферате рассматриваются социально педагогические и правовые основы коллективной самоорганизации студентов, выявлены особенности студенческого самоуправления как формы общественной деятельности и направления воспитательной работы в вузе. На основе анализа форм воспитания и социального взаимодействия, а также моделей педагогической и управленческой деятельности разработана концепция моделирования и представлена модель организации студенческого самоуправления на примере педагогического вуза.
Социальная активность специалистов в вузе.
Особенностью организации образовательного процесса в высшей школе является его ориентация не только на подготовку специалистов высокой квалификации, но и на развитие социальной активности, управленческих умений, в конечном итоге на подготовку руководителей различных уровней, организаторов производства. Социальная активность студенчества обусловлена «наличием у него собственной позиции по отношению к различным событиям жизни общества стремлением участвовать в социально-экономических и политических процессах, которые воплощаются в социально полезной и социально значимой деятельности и предполагают различные формы коллективной самоорганизации». Задача сегодняшнего дня состоит в том, чтобы предложить и внедрить в практику высшей школы приемлемые и наиболее перспективные формы общественного управления, одной из которых является самоуправление, подразделяющееся на самоуправление преподавателей и сотрудников и студенческое самоуправление. Современная действительность требует социализации молодежи, развития у студентов качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах действительности на основе самообразования, самовоспитания, самоуправления. Достаточно эффективно эти качества личности формируются в процессе студенческого самоуправления как основной формы участия студентов в управлении студенческой жизнью вуза. Студенческое самоуправление представляет собой попытку соединения интересов личности в развитии и самореализации с интересами государства в формировании дееспособного и сознательного гражданского сообщества учебного заведения в подготовке профессиональных кадров для гармоничной социализации молодого человека в обществе. Участие в студенческом самоуправлении – это особый вид
деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются профессиональные, организаторские, лидерские, творческие способности и личностные качества студентов. Изучение публикаций ученых, нормативных документов, программ, статистики по молодежной проблематике показывает, что в настоящее время в российском законодательстве сложилась достаточно эффективная система правовых норм, имеющих отношение к самоуправлению в учебных организациях. Под студенческим самоуправлением в учебном заведении законодатель понимает прежде всего участие студентов в управлении образовательным учреждением (в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательного учреждения), т. е. в планировании, организации, мотивации
и контроле учебного процесса, научно-исследовательской и внеучебной работы.
Однако, несмотря на предпринимаемые государством попытки поддержки общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений на практике не всегда удается мобилизовать в общественных интересах молодежную инициативу, предложить оптимальные формы участия молодежи, в основном учащейся и студенческой, в управлении. В стратегическом отношении эта черта современной молодежной политики делает ее результаты минимальными. Таким образом, и в социальной практике, в деятельности института высшего образования существует потребность внедрения адекватных современности форм управления. Студенческое самоуправление мы рассматриваем как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.
Студенческое самоуправление как одна из форм воспитания в вузе.
Студенческое самоуправление также есть одна из форм воспитания в вузе. Студенческое самоуправление сегодня разнообразно по своим формам и содержанию. Это и общественные объединения, и профсоюзы, и студенческие советы, комитеты, ассоциации, клубы, отряды. Широко представлен в вузах институт старост, студенческие деканаты, центры, научные общества, студенческие правительства и парламенты, думы, братства и многие другие общественные организации. У студенчества сегодня есть все возможности сделать самостоятельный выбор оптимальной формы самоуправления в вузе. В определении сущности деятельности по самоуправлению студентов очень важно сделать акцент на предоставлении им реальных полномочий соучастия вместе с педагогами в жизни вуза во всех его основных сферах. Сочетание разнообразных постоянно действующих форм студенческого самоуправления на различных уровнях поможет найти оптимальные внутри и межведомственные механизмы и пути решения проблем студентов, в том числе силами самих студентов, позволит развивать их инициативу не только в рамках учебных заведений, но и за их пределами, повысит роль и значимость консолидированного студенческого мнения, студенческих инициатив в судьбе России.
Моделировании студенческого самоуправления
Наряду с понятием формы в теории и практике воспитательной работы широко используется понятие модели. Модель – это прежде всего продукт моделирования, то есть процесса, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект, то есть тот, кто моделирует. Учитывая, что студенческое самоуправление может быть представлено в качестве как знаковой, так и вербальной модели, то к нему применимо построение моделей, имеющих реальное воплощение (структурных, содержательных, технологических, нормативных) и описывающих процессы, которые строятся на принципах, ценностных установках, способах взаимодействия всех структурных элементов. Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования, мы предполагаем, что основные принципы построения модели могут быть следующими: принцип уровневой иерархичности, модульный, принцип гуманизации, междисциплинарности и самоопределения. Реализация в модели студенческого самоуправления данных принципов означает для студентов возможность конструирования своего собственного образа, проектирования своей жизненной траектории, утверждает доверие как феномен личностно ориентированного подхода. Не все множество найденных и теоретически описанных фактов может быть включено в модель студенческого самоуправления. Это связано с тем, что модель никоим образом не может быть полностью идентична воспроизводимой ею действительности, ее основная функция как раз и заключается в выделении существенных сторон и связей университетской действительности. Разрабатывая инновационную модель студенческого самоуправления следует учитывать, что модель – это акт социального действия, он немыслим без участия тех людей, которые будут этот проект реализовывать; модель является инструментом для конструирования возможных будущих ситуаций и нахождения альтернатив в развитии с учетом главного – связи между процессом студенческого самоуправления и организации образовательного процесса. Изучаемые участниками проблемы, выдвигаемые ими и решаемые в ходе коллективной работы над моделью, наталкивают их на другие альтернативные решения. При моделировании студенческого самоуправления в вузе следует опираться на следующие приоритетные принципы:
– свободный выбор вузом и его подразделениями модели студенческого самоуправления, исходя из своей специфики и имеющихся традиций и прецедентов; – ориентация на индивидуальные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (студенты, преподаватели, родители, работодатели, местная власть, общественные организации);
– равноправная позиция всех субъектов самоуправления;
– деятельностный подход, позволяющий направить индивидуальную и коллективную
деятельность студентов на полезные дела;
– тесное взаимодействие вуза и его подразделений с местным сообществом, властью, бизнесом, общественными организациями.
Построение управленческой модели заключается в построении и установлении связей и отношений между субъектами, включенными в деятельность студенческого самоуправления, возникающими на основе основных идей (целей) этой деятельности.
Под «моделью управления» следует понимать теоретически выстроенную целостную
систему представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система студенческого самоуправления, как она воздействует и как она должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как она должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Управленческая модель включает в себя базовые принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинги контроль, движущие силы развития и мотивационную политику. В вузовской практике известно немало
различных форм и моделей воспитательной работы, в связи с чем возникает актуальность их систематизации и дифференциации, что касается в том числе и форм организации студенческого самоуправления. В процессе моделирования студенческого самоуправления могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта. В случае, когда мы моделируем какие-то варианты студенческого самоуправления, нас интересует и моделирование структуры рассматриваемого объекта и моделирование его функционирования. В то же время, учитывая, что многие события жизни носят случайный характер, некоторые исследователи советуют строить модель на основе установлений вероятностных событий, т.е. использовать стохастическое моделирование. Возможность переноса результатов, полученных в ходе построения
и исследования модели, на оригинал основана на том, что модель в определенном смысле отражает определенные черты оригинала. Своевременность применения той или иной модели должна быть привязана к задачам определенного этапа развития студенческого самоуправления как целостного процесса. Опираясь на данную исходную позицию и была разработана модель процесса развития организационных
форм развития студенческого самоуправления в педагогическом вузе, в которой на каждом этапе оказываются востребованными формы организации студенческого самоуправления, рассчитанные на достижение определенного результата.
Реализация идей студенческого самоуправления
Реализация идей студенческого самоуправления в педвузе как компонента целостного воспитательного процесса связана с организацией целенаправленного специфического педагогического процесса. Суть его состоит в том, что вызревание студенческой самодеятельности происходит постепенно – от зарождения, возникновения общей увлеченности (и педагогов, и студентов) соответствующими идеями и установками, их принятием, до их освоения в процессе обучения студентов организаторской компетентности, что позволяет им впоследствии осуществлять полномочия в управлении жизненно важными делами вуза на уровне достижения запланированного результата. В этих условиях немаловажную роль играет педагогическое управление или сопровождение развитием самоуправления как создание организационных, идеологических и методических гарантий в самоопределении и саморазвитии коллектива. Организационные гарантии обеспечивают функционирование органов самоуправления, идеологические гарантии — признание прав и обязанностей этих органов в жизнедеятельности коллектива, а методические реализуются в процессе инструктивной помощи самодеятельным органам самоуправления. В понятии педагогического сопровождения отражены идеи развивающего взаимодействия субъектов обучения и воспитания, взгляды сторонников «педагогики сотрудничества», мысли о необходимости полноценного, продуктивного общения представителей всех возрастных, социальных и профессиональных групп, о педагогической поддержке. Разумеется, следует отказаться от жестких постулатов, воплощенных в понятиях – «управление», «руководство», «формирование», желательно рассматривать социальное самоопределение личности с позиций педагогического сопровождения. Модель педагогического сопровождения студенческого самоуправления как фактор самореализации подростков заключается в трех этапах: диагностическом, этапе социальных проб и рефлексивном. В данном случае педагогическое сопровождение воспитаннику рассматривается как помощь в его личностном росте, установка на эмпатийное понимание воспитанника, на открытое общение; как особая сфера деятельности педагога, направленная на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе
самореализации и саморазвития; как пролонгированная педагогическая поддержка; как направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения молодежи. Модель сопровождения инновационной деятельности студенческого самоуправления в процессе профессионального становления педагога разрабатывается с учетом сочетания принципов непрерывности образования, индивидуализации образовательных целей и программ, коллективной природы образовательного процесса. Она включает: