Семейная педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:53, реферат

Краткое описание

Педагогика – это наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения. Она разрабатывает проблемы воспитания в разных условиях, на тех или иных возрастных этапах – педагогика раннего детства, дошкольная педагогика, педагогика начальной, средней школы; в условиях профессиональной подготовки – педагогика высшей школы, средних специальных учебных заведений; при интеллектуальной недостаточности – коррекционная педагогика и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 59.02 Кб (Скачать файл)

Таким образом, цели семейного и общественного  воспитания могут не совпадать, а  иногда и противоречить друг другу. Можно с полным правом сказать  о том, что в дошкольном учреждении, школе цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, «прописаны»  в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят несформулированный характер, варьируются в зависимости от целого ряда причин.

Методы  воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка.  
В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. Таким образом, в каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него.

Воспитательная  система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апро-бируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Иная  система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают  себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его  полноценного развития. Игнорирование  интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы – это тоже признаки системы  домашнего воспитания, но системы  безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего  близких ему людей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общественное воспитание, по сравнению  с семейным, отличается большей научной  обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка – наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения.

Общественное  воспитание осуществляется обществом, государством и организациями, создаваемыми для этой цели (детскими садами, школами  и др.). Поэтому взаимосвязь субъектов  воспитания в общественном образовательном  учреждении имеет институционально-ролевой  характер, т.е. в значительной мере определяется функциональными обязанностями  педагога, хотя и может смягчаться или, напротив, ужесточаться в зависимости  от его личностных качеств. Однако отношения  «педагог-ребенок», «педагог-дети», «педагог-коллеги», «педагог-администрация» более фиксированы, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.

Приведем  схему, разработанную Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (табл. 1). 

 

 

Таблица 1 

 

 

 

Сравнение общественного и семейного воспитания

 

Детский сад

Семья

Недостатки

Преимущества

Деловая форма  общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная  недостаточность

Наличие сменяющих  друг друга воспитателей с разными  программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспи-тателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком.

Сравнительная жесткость  режима дня. Общение с детьми одного возраста

Сравнительно  мягкие отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насы-щенность отношений

Постоянство и  длительность педагогической программы  поведения родителей, воздействий  их на ребенка

Индивидуальная  обращенность педагогических воздействий  к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родствен-никами разных возрастов

Преимущества

Недостатки

Наличие и использование  программы воспи-тания и обучения дошкольников, педаго-гических знаний у педагогов, научно-методических пособий

Целенаправленный  характер воспитания и обучения детей

Условия жизни  и быта научно разработаны для  воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потреб-ностей

Умелое применение оценки деятельности и поведения  детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность  играть и общаться с широким кругом сверстников

Отсутствие программы  воспитания, наличие отрывочных представлений  у родителей о воспитании, использование  родителями случай-ной педагогической литературы

Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование  отдельных традиций и элементов  целенаправленного воспитания.

Стремление взрослых создать в семье условия для  себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка

Непонимание возрастных особенностей дош-кольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания

Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и  малосодержательность деятельности ребенка  в семье. Недостаток общения с  детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную харак-теристику, проанализировать свои методы воспитания


 

На основе приведенной таблицы можно сделать  вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность  со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям  жизни социума, окружающей среды.

Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учитывать  для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодействие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве.

Явление взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения  различных смежных наук, постоянное совершенствование и развитие педагогической мысли, всестороннее изучение педагогических процессов – все это предполагает необходимую цельную и органичную связь педагогики с другими науками. Педагогическая сфера человеческих познаний в этой области, несомненно, испытывает возможную зависимость, воздействие и влияние других наук о человеке. Эффективные научные  исследования, достижения педагогов-новаторов, ученых в разработке педагогических технологий, скорее всего, возможны в  том случае, когда существуют межпредметные связи, межнаучный системный подход к предмету изучения.

Таким образом, наука педагогика, взаимодействуя с такими науками, как  философия, социология, этика, эстетика, психология, анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика  и т. д., развивается, совершенствуется и укрепляет свои связи.

Отсутствие контактов, ограничения, изоляция педагогики от других наук могут стать серьезным основанием для получения неэффективных  научных работ, неубедительных разработок и т. д.

В том числе и педагогика профессионального образования  не остается в стороне от разностороннего  влияния. Она использует, применяя и  приспосабливая к особенностям своего предмета изучения, различные идеи других наук. Все это помогает основательнее  и осмысленнее подходить к  вопросам профессионального воспитания и дает возможность глубже проникать  в суть теоретических основ науки. В то же время новаторские идеи других наук могут послужить фундаментальной  основой для изучения, исследования и разработки определенных профессионально-педагогических задач.

Одним из основных источников развития педагогической науки является философия, которая служит своеобразной эффективной и продуктивной движущей силой этого развития и одновременно фундаментальной базовой составляющей педагогики. Необходимо отметить важную методологическую роль философии в процессе формирования педагогической теории, где философия помогает определить основополагающие компоненты при изучении педагогических процессов. Особое значение имеет философия для педагогики при определении базовых, исходных методологических положений. Конечно, не обойтись в любой науке, в том числе и педагогике, без философских категорий:

1) необходимости и случайности;

2) общего, единичного и особенного;

3) законов взаимосвязи и взаимозависимости;

4) закона развития и его движущих сил;

5) субъективного и объективного детерминизма педагогических процессов и т. д.

Диалектические принципы и познавательные категории также  оказывают влияние на формирование особенности исследовательского знания педагогов-новаторов.

Эта взаимосвязь наук педагогики и философии представляется наиболее длительной и эффективной, так как  философские базовые знания и  новаторские мысли способствовали появлению педагогических идей и  теорий, определили направление педагогических исследований и явились ее методологическим основоположением.

Изначально отношения  двух наук, педагогики и философии, имели некоторый антагонистический  характер. Долгое время педагогику трактовали как область для приложения и испытания философских теорий, считая при этом педагогику практической составляющей философии. Противники философской  науки вообще предлагали отказаться от философии в педагогике.

В настоящее время позиция  философии определена совершенно справедливо  и является общепризнанной. Философия  по отношению к педагогике выполняет  методологическую функцию. Это означает, что сущность философского мировоззренческого учения справедливо выполняет и  определяет самые решаемые задачи осмысления места человека в мире, выявления  его взаимоотношений с миром. Различные философские учения и  направления, которые используют ученые-педагоги, напрямую влияют на развитие и направление  поиска инновационных проблем и  перспектив, а также на развитие педагогической науки в целом.

Философия, как наука, определяет, формирует и разрабатывает систему  закономерностей, принципов и методов  научного познания. В этом состоит  основное значение методологической функции  философской науки по отношению  к педагогике в том числе. Процесс  приобретения педагогического знания должен подчиняться общим законам  научного знания, изучаемого философией. Философия в данном случае проявляется  как теоретическая базовая основополагающая платформа понимания педагогического  опыта и как направление формирования педагогических теорий. Конечно, нельзя не оценить значение философских  обоснований для педагогики, которая  не может приобрести статус самостоятельной  науки только путем экспериментирования  и обобщения опыта.

Педагогическая наука, несомненно, очень тесно связана  с психологией.

Данная взаимосвязь  этих наук является настолько органичной, что считается наиболее традиционной. Чтобы стать подлинной наукой и эффективно управлять деятельностью  педагога, педагогике необходимо учитывать  ту объективную данность, с которой  имеет дело человек в его обычном  и субъективном развитии. Такие требования, как понимать свойства человеческого  характера, потребности и возможности, учитывать законы психической деятельности и развития личности, организовывать образование (обучение и воспитание), в соответствии с законами, свойствами, потребностями, возможностями предлагали использовать все выдающиеся педагоги.

Изначально отношения  между педагогикой и психологией  казались многим очень примитивными и простыми. Психология изучает механизмы  души, эта наука может сформулировать законы развития сознания ребенка в  соответствии с целью образования. Это очень помогает педагогике в  связи с тем, что педагогика не накопила в необходимой степени  собственное научное содержание, которое бы использовала для теоретического обоснования педагогической практики.

Поэтому при анализе  связующих факторов педагогики с  психологией необходимо отличать психологизм  как методологическую позицию и  психологию как науку, которая является основным источником научного обоснования  образовательного процесса. Психологизм  определяется тем, что психология называется единственным научным основанием, влияющим на педагогическую практику. Подобные условия в нашем обществе являются определяющими при необходимом  требовании нормального социально-психологического развития личности ребенка. Эти законы носят конкретно-исторический характер, а потому они меняются в зависимости  от изменения социально-педагогических условий.

Психология, и, в первую очередь, возрастная и педагогическая психология, изучающая законы психических  процессов детей различного возраста, особенно большое значение имеет  при решении конкретных проблем  обучения и воспитания, при организации  режимов труда и отдыха.

Существует взаимосвязь  педагогики и школьной гигиены, которая  выявляет и определяет основные нормы  и правила, условия и содержание санитарно-гигиенического направления  в условиях детских образовательных  учреждений.

Психологическая наука  исследует основные принципы и законы психологического развития личности. Педагогика в свою очередь также  обращается к человеку с точки  зрения законов управления развития личности. Воспитание, образование являются процессами воздействия и влияния на личность, которые занимаются планомерным влиянием на процесс мышления и другую деятельность. Поэтому образовательный и воспитательный процессы педагогической деятельности могут проводиться только профессионалами, обладающими специальными психологическими знаниями.

Информация о работе Семейная педагогика как наука