Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:38, курсовая работа
Целью данной работы является доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой первичной социализации личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами данной работы являются:
определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка;
выявить проблемы семейного воспитания на современном этапе;
раскрыть социальные и психолого-педагогические функции общеобразовательной школы в работе с семьёй.
Введение
1. Семья как фактор формирования личности
§ 1. Семья и ее социальные функции
§ 2. Семейное воспитание в развитии ребенка
2. Современная семья и ее проблемы
3.Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение
- для быстрого
получения разнообразной
- как установочные,
инструктивные встречи при
- для ознакомления
родителей с анализом
- как консультативные
по профориентации, трудоустройству
детей, по занятости в системе
дополнительного образования,
- как экстренные,
чрезвычайные при острой
- как совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.д.);
- как показ
«товара лицом», когда дети показывают
своим родителям свои
- собрания - лекции,
психологические тренинги, ролевые
игры по различным темам и
проблемам воспитания и
Другие формы работы с родителями:
Консультации - индивидуальные и коллективные тематические.
Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.
Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, по созданию домашней библиотеки, по организации семейных праздников и т.п.).
Привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры26.
Заключение.
Решение
воспитательных задач в
В настоящей ситуации, как показал анализ массовой практики, семья переживает не лучшие времена и не выполняет на должном уровне свои социально обусловленные функции.
Причинами этого являются кризисные явления, идущие в семье. Это проявляется в первую очередь в нестабильности ее (разводы), и наши данные подтверждают сказанное, во-вторых, наблюдается дезорганизация семьи, что находит свое отражение в увеличении количества конфликтных семей, в которых нравственно-психологический климат явно не способствует эффективной социализации личности ребенка. Отражается отрицательно на роли семьи в социализации личности детей также социально-культурный параметр родителей, бытовые условия и образ жизни, ее социальный статус. Однако определяющим все же в социализации личности в семье является ее нравственно-психологический климат.
Отмеченные негативные явления, происходящие в семье, заставляют общество искать пути и средства повышения ее роли в социализации личности.
Современная школа все чаще использует в своей деятельности социальную работу, которая решает такие важные социальные задачи, как: содействие в создании нормальных условий для жизни человека и общества; выявление предотвращение, устранение и смягчение общественных и личных конфликтов, развитие способности к коммуникативности, самостоятельности и терпимости; поиск и освоение источников помощи; выявление и раскрытие возможностей для получения образования.
Для решения этих задач школа меняет формы и содержание своей работы с семьей, в ней начинает утверждаться понимание того, что основное воспитание ребенка происходит как в школе, так и в семье, и необходимо все усилия направлять на психолого-педагогическую поддержку стабильного состояния семьи, на установление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры родителей. Изменение структуры школы, как показал наш опыт, вносит коррективы во взаимоотношения школы и семьи.
Современная школа деятельностно объединяет семью, внешкольные спортивные, творческие и другие учреждения, дворовые объединения, родительские и другие социальные институты в микрорайонах, направляя их на решение основной задачи — социального воспитания.
Школа стала более активно и действенно привлекать родителей к организации различных видов деятельности учащихся: общественно-полезной, учебно-познавательной, культурно-досуговой. Это позитивно отражается на самом образе ее внутренней жизни, на развитии воспитания и обучения.
Список литературы
Приложение.
Образец теста для родителей:
«Правильна ли Ваша позиция по отношению к детям?»
1. Ваша дочь (сын) требует переключить телевизор с фильма, который вам нравится, на программу рок-музыки. Что вы делаете?
а) Выполняете просьбу и слушаете рок-музыку вместе с ней?
б) Отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?
в) Обещаете купить для нее портативный телевизор?
г) Записываете фильм на видеокассету, а дочери позволяете слушать рок-музыку?
2. Вы видите в своих детях:
а) Людей равных вам?
б) Тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость?
в) Маленьких взрослых?
г) Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?
3. Какую прическу вы носите?
а) Которая больше всего вам подходит?
б) Которая отвечает последней моде?
в) Которая копирует прическу рок-звезды?
г) Которая копирует стиль сына?
4. Поговорим о вашем возрасте:
а) Знают ли ваши дети, сколько вам лет?
б) Вы предпочитаете не замечать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми?
в) Скрываете ли вы свой возраст от детей?
г) Настаиваете ли на том, что знаете больше, потому что старше?
5. Как вы одеваетесь?
а) Подражаете стилю рок-звезды, любимой дочерью (сыном)?
б) Стараетесь следовать стилю ребенка, полагая, что это поможет установить более тесную связь между вами?
в) Выбираете ту одежду, которая лучше вам подходит?
г) Следуете молодежной моде, потому что вы чувствуете себя моложе?
6. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?
а) Посчитаете, что это его личное дело?
б) Станете подшучивать над его женственностью?
в) Скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодным?
г) Купите такую же серьгу и наденете ее?
7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы?
а) Затыкаете уши ватой и делаете свои дела?
б) Уменьшите громкость?
в) Миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?
г) Говорите, что музыка буквально бьет вас по голове?
8. При споре с детьми вы:
а) Редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе?
б) Соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?
в) Оставляете последнее слово за детьми, не желая с ними ссориться?
г) Соглашаетесь с ними, если они действительно правы?
9. Дети
пригласили в гости
а) Предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?
б) Составляете им компанию, стремясь держаться на равных?
в) Спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей тоже такими веселыми, как вас?
г) Ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что всегда рядом, на случай, если что-то произойдет?
10. Дети собираются на дискотеку, но вас с собой не берут, вы:
а) Не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы?
б) Печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?
в) Обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое веселье?
г) Расстраиваетесь, потому что готовились пощеголять в обновке?
11. Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему так делаете?
а) Чтобы быть с детьми в хороших отношениях?
б) Потому что это помогает сократить разницу в возрасте?
в) Потому что
это может держать семью
г) Потому что для вас это естественно?
11. Свои отношения с детьми строите так:
а) Обращаетесь с ними, как со взрослыми?
б) Обращаетесь с ними, как с маленькими?
в) Стараетесь быть их приятелями?
г) Ведете себя, так как должно родителям?
Подсчитайте ваши баллы, пользуясь таблицей
А |
Б |
В |
Г | |
1 |
3 |
0 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
0 |
2 |
1 |
3 |
4 |
1 |
3 |
2 |
0 |
5 |
2 |
3 |
0 |
1 |
6 |
0 |
1 |
2 |
3 |
7 |
1 |
0 |
2 |
3 |
8 |
3 |
1 |
2 |
0 |
9 |
1 |
3 |
2 |
0 |
10 |
0 |
2 |
1 |
3 |
11 |
3 |
2 |
1 |
0 |
12 |
2 |
1 |
3 |
0 |
Информация о работе Семья в системе воспитания и социализации личности