Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 23:02, реферат
Социокультурный прогресс как процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовной наследственности человеческих взаимоотношений, с необходимостью требует особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых дети с ограниченными возможностями являются наиболее многочисленной группой. Принципиально новый взгляд на проблему детей-инвалидов связан, во-первых, с переходом общества к постиндустриальной стадии развития, а во-вторых, с поворотом в общественном сознании от «культуры полезности» к «культуре достоинства».
Кроме того, надо учитывать, что большинство семей, где воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, имеют более низкий уровень образования и профессиональной квалификации, следовательно, не могут способствовать полноценному интеллектуальному и социальному развитию ребенка. К тому же, проблемы семьи ребенка с особенностями развития рассматриваются, как правило, через призму проблем самого ребенка. При этом считается, что достаточным ограничиться методическими рекомендациями по обучению и воспитанию ребенка с особенностями, исключая воздействие на самих родителей, не учитывая их личностные особенности.
IY. Характеристика комплексной программы повышения психолого-педагогической культуры родителей.
Сущность предлагаемого подхода
заключается в том, чтобы помочь семье
ребенка-инвалида
— коррекция неконструктивных форм поведения родителей и воспитание толерантных установок на взаимоотношения в социуме;
— формирование понимания родителями проблем их ребенка, способствующего переходу в позицию активного взаимодействия с обществом;
— постепенное снижение уровня гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности его будущего;
— переориентировка родителей
с позиций бездействия на позицию деятельностного
— коррекция семейных взаимоотношений, внутреннего психологического состояния родителей;
— повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.
Содержание предлагаемой нами комплексной программы включает 3 поэтапно сменяющихся блока.
1 блок охватывает работу, которая в рамках лектория для родителей осуществляется учителем (классным руководителем) и направляется на расширение знаний родителей по следующим основным аспектам:
– медико-социальные проблемы жизнедеятельности лиц с отклонениями в развитии;
– психолого-педагогические и социальные проблемы данной категории лиц;
– роль семейного воспитания в формировании у толерантных установок общества на восприятие лиц с отклонениями в развитии.
2 блок программы направляется на отработку практических навыков конструктивного взаимодействия родителей с детьми, имеющими отклонения в развитии, и включает в себя участие родителей в специально моделируемых педагогических ситуациях (внешкольных и внеклассных мероприятиях), в которые интегрировались дети с отклонениями в развитии и их родители.
3 блок программы направляется
на коррекцию конструктивного
взаимодействия родителей с
Сущность предлагаемой нами программы на родителей ребенка с ограниченными возможностями заключается в комплексном воздействии на ведущие компоненты личности:
– мотивационный, объединяющий совокупность установок, направленных на толерантное взаимодействие с обществом;
– интеллектуальный, основанный на совокупности знаний об особенностях поведения, деятельности, общения лиц с ребенком-инвалидом;
– поведенческий, охватывающий
широкий спектр навыков конструктивного
– рефлексивный, предполагающий наличие адекватной оценки характера и уровня своего взаимодействия с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Заключение.
Таким образом, приоритетное направление в воспитании толерантного, то есть терпимого отношения общества к детям с отклонениям в развитии принадлежит семье. В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье аномального ребенка. Именно это не позволяет им оптимально организовать межличностные отношения со своими детьми. Поэтому при работе с семьёй, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, важно чётко, последовательно, планомерно осуществлять психологическую, педагогическую, социальную помощь. А так же важно учитывать модель, характер семьи для оптимальных путей решения проблем семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, и общества.
Литература