Семья и аномальный ребенок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 23:02, реферат

Краткое описание

Социокультурный прогресс как процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовной наследственности человеческих взаимоотношений, с необходимостью требует особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых дети с ограниченными возможностями являются наиболее многочисленной группой. Принципиально новый взгляд на проблему детей-инвалидов связан, во-первых, с переходом общества к постиндустриальной стадии развития, а во-вторых, с поворотом в общественном сознании от «культуры полезности» к «культуре достоинства».

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМЬЯ И АНОМАЛЬНЫЙ РЕБЁНОК.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, надо учитывать, что большинство  семей, где воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, имеют более низкий уровень образования  и профессиональной квалификации, следовательно, не могут способствовать  полноценному интеллектуальному и социальному развитию ребенка. К тому же, проблемы семьи ребенка с особенностями развития рассматриваются, как правило, через призму проблем самого ребенка.  При этом считается, что достаточным ограничиться методическими рекомендациями по обучению и воспитанию ребенка с особенностями, исключая воздействие на самих родителей, не учитывая их личностные особенности.  

 

IY. Характеристика комплексной программы повышения психолого-педагогической культуры родителей. 

 

Сущность предлагаемого подхода заключается в том, чтобы помочь семье ребенка-инвалида переструктурировать иерархию жизненных ценностей путем  приобщения  к работе с  ребенком  через  максимально полное личное участие в его развитии и формирование новой установки на восприятие своих проблем и проблем своего ребенка. Это становится возможным, если создана и оптимально реализуется комплексная программа повышения психолого-педагогической  культуры  родителей,  включающая просвещение в форме консультаций, семинаров, круглых столов, конференций. Кроме того, данная программа основана на личном участии родителей в образовательно-воспитательном процессе, что позволяет решить целый ряд задач:

— коррекция неконструктивных форм поведения родителей и воспитание толерантных установок на взаимоотношения в социуме;

— формирование понимания родителями проблем  их  ребенка, способствующего переходу в позицию активного взаимодействия с обществом;

— постепенное снижение уровня гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности его будущего;

— переориентировка родителей с позиций бездействия на позицию деятельностного общения с  ребенком;

— коррекция семейных взаимоотношений,  внутреннего психологического состояния  родителей;

— повышение личностной самооценки родителей в связи  с  возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

Содержание предлагаемой нами комплексной программы включает 3 поэтапно сменяющихся блока.

1 блок охватывает работу, которая в рамках лектория  для родителей осуществляется  учителем (классным руководителем) и направляется на расширение  знаний родителей по следующим  основным аспектам:

– медико-социальные проблемы жизнедеятельности лиц с отклонениями в развитии;

– психолого-педагогические и социальные проблемы данной категории лиц;

– роль семейного воспитания в формировании у толерантных установок общества на восприятие лиц с отклонениями в развитии.

2 блок программы направляется  на отработку практических навыков конструктивного взаимодействия родителей с детьми, имеющими отклонения в развитии, и включает в себя участие родителей в специально моделируемых педагогических ситуациях (внешкольных и внеклассных мероприятиях), в которые интегрировались дети с отклонениями в развитии и их родители.

3 блок программы направляется  на коррекцию конструктивного  взаимодействия родителей с детьми, имеющими отклонения в развитии, и содержит специально разработанные  анкеты, тестовые задания и тренинги.

Сущность предлагаемой нами программы на родителей ребенка с ограниченными возможностями заключается в комплексном воздействии на ведущие компоненты личности:

– мотивационный, объединяющий совокупность установок, направленных на толерантное взаимодействие с обществом;

– интеллектуальный, основанный на совокупности знаний об особенностях поведения, деятельности, общения лиц с ребенком-инвалидом;

– поведенческий, охватывающий широкий спектр навыков конструктивного деятельностного общения с ребенком-инвалидом;

– рефлексивный, предполагающий наличие адекватной оценки характера и уровня своего взаимодействия с детьми, имеющими отклонения в развитии. 

 

 

 

Заключение. 

 

Таким образом, приоритетное направление в воспитании толерантного, то есть терпимого отношения общества к детям с отклонениям в развитии принадлежит семье. В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье аномального ребенка. Именно это не позволяет им оптимально организовать межличностные отношения со своими детьми. Поэтому при работе с семьёй, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, важно чётко, последовательно, планомерно осуществлять психологическую, педагогическую, социальную помощь. А так же важно учитывать модель, характер семьи для оптимальных путей решения проблем семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, и общества. 

 

 

  

 

Литература

  1. Савина Е.А., Чарова О.Б. “Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии” / научно-методический журнал “Вопросы психологии”, № 6, 2002, с. 15-23;
  2. Ткачева В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Практикум по социальной адаптации. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.
  3. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.
  4. Строгова Н.А., Магарычева Е.А. “Проблема психологической помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии” / журнал “Школьный логопед”, № 1(16), 2007, с. 56-59;
  5. Хайртдинова Л.Ф. “О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта” / “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 11–13;
  6. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. “Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии” / “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 3–10;
  7. Чарова О.Б. “Материнские установки по отношению к детям с нарушением интеллекта” / “Дефектология”, № 6-2008, стр. 13-19;
  8. Микляева Н.В. “Изменение родительских установок на процесс коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи” / журнал “Логопед”, № 5, 2008, стр. 119–123.

 


Информация о работе Семья и аномальный ребенок