Семья как фактор воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:32, реферат

Краткое описание

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Современная семья………………………………………………………..4

2. Социализирующие функции семьи………………………………………6

3. Семейное воспитание……………………………………………………...9

4. Воспитание детей…………………………………………………………12

5. Общение родителей с детьми…………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………...17

Список использованной литературы……………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Семья как фактор воспитания.docx

— 27.55 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ им. М. Е. Евсевьева

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на  тему:

«Семья как фактор воспитания» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. пдд-208

Добкина Наталья

Проверила: Карпушкина Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2011

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

 

1. Современная  семья………………………………………………………..4

 

2. Социализирующие  функции  семьи………………………………………6

 

3. Семейное  воспитание……………………………………………………...9

 

4. Воспитание  детей…………………………………………………………12

 

5. Общение родителей с  детьми…………………………………………….16

 

Заключение…………………………………………………………………...17

 

Список  использованной литературы……………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

       Семья  – это основанная на  браке  или кровном родстве  малая  группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью;  в ней вырабатываются совокупность  норм, санкций и образцов поведения,  регламентирующих взаимодействие  между супругами, родителями и  детьми, детей между собой.[2,6]

       Семья  – важнейший институт социализации  подрастающих поколений. Она являет  собой персональную среду жизни  и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется  рядом параметров конкретной  семьи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Современная семья. 

 

Параметры семьи:

   · Демографический – структура семьи:

   1. большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей;

   2. полная или неполная;

   3. бездетная, однодетная, мало- или многодетная.

   · Социально-культурный  – образовательный уровень родителей,  их участие в жизни общества.

   · Социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

   · Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

       Современная  семья существенно отличается  от семьи прошлых времен не  только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих  эмоционально-психологических функций.  Отношения детей и родителей  в течение последних десятилетий  меняются, становясь все более  эмоционально-психологическими, т.е.  определяемыми глубиной их привязанности  друг к другу, так как для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины.

       Во-первых, большое количество семей   однодетны и состоят их двух  поколений – родителей и детей;  бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В   результате родители не имеют   возможности повседневно пользоваться  опытом и поддержкой предыдущего  поколения, применимость этого  опыта часто проблематична.

       Во-вторых, при сохранении традиционного   разделения «мужского» и  «женского»  труда, первый в массе семей   сведен к минимуму. Повысился   статус женщины в связи со  ставшей типичной ее руководящей  ролью в семье (в домашнем  хозяйстве) и внедомашней занятостью.

       В-третьих,  поскольку отношения  супругов  все более определяются  мерой  и глубиной их привязанности   друг к другу, постольку резко   повышается их уровень ожиданий  по отношению друг к другу,  реализовать которые многие не  могут в силу традиций культуры  и своих индивидуальных особенностей.

       В-четвертых,  сложнее и проблематичнее  стали  отношения детей и родителей.  Дети рано приобретают высокий   статус в семье. Но процесс  этот трудный, в первую очередь  для родителей. Дети нередко  имеют более высокий уровень  образования, они имеют возможность  проводить большую часть своего  свободного времени вне семьи.  Это время они наполняют занятиями,  принятыми среди сверстников,  и далеко не всегда заботятся  об одобрении их времяпрепровождения  родителями. Авторитет родительской  власти сегодня часто не срабатывает  - на смену ему приходит авторитет  личности родителей. 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социализирующие  функции  семьи. 

 

       Решающую  роль в эффективности развития  ребенка со всех сторон на  том или ином возрастном этапе  играет семья.[2, 37]

   1. Семья обеспечивает  физическое и эмоциональное развитие  человека. В младенчестве и в  раннем детстве семья играет  определяющую роль, которая не  может быть компенсирована другими  институтами социализации. В детском,  младшем школьном и подростковом  возрастах ее влияние остается  ведущим, но перестает быть  единственным. Затем роль этой  функции уменьшается.

   2. Семья влияет  на формирование психологического  пола ребенка. В первые три  года жизни это влияние определяющее, так как именно в семье идет  необратимый процесс половой  типизации, благодаря которому  ребенок усваивает атрибуты приписываемого  ему пола: набор личностных характеристик,  особенности эмоциональных реакций,  различные установки, вкусы, поведенческие  образцы. Существенную роль в  этом процессе семья продолжает  играть и на последующих возрастных  этапах, помогая или мешая формированию  психологического пола подростка.

   3. Семья играет  ведущую роль в умственном  развитии ребенка, а также влияет  на отношение детей, подростков  и юношей к учебе и во  многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации  образовательный уровень семьи,  интересы ее членов сказываются  на интеллектуальном развитии  человека, на том, какие пласты  культуры он усваивает, на стремлении  к продолжению образования и  к самообразованию.

   4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве переживали недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты, или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

   5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

       В процессе социального развития  семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях, ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.[3, 24]

       Современные семьи всегда разнообразны, и от этого зависит то, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты.

       В любой  семье человек проходит  стихийную  социализацию, характер  и результат  которой определяются ее объективными  характеристиками (составом, уровнем  образования, социальным статусом, материальными условиями), ценностными  установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.[3,56]

       Принимая  во внимание функции семьи,  их многообразие и взаимосвязь,  можно выделить некоторые наиболее  характерные особенности и тенденции  развития современной семьи. Их  осознание и учет в деятельности  учителей и родителей помогут  более эффективно реализовать  воспитательные возможности семьи.

       1. Существует  прямая зависимость:  чем выше  образование родителей,  тем более  успешно учатся их  дети в  школе. Современные родители, как  правило, имеют среднее  или  неполное среднее образование.  Но современные родители - это   активно работающие люди, и воспитание  детей чаще всего возлагается  на дедушек и бабушек, образование  которых в большинстве случаев  значительно ниже. Нередко в семье  сталкиваются разные системы  воспитания детей - дедушек и  бабушек и молодых родителей.

       2. Происходящее  в обществе расслоение населения  по степени материального достатка  определяет различия в семейном  воспитании детей, характер взаимоотношений  между родителями и детьми. Как  правило, на детей в семье  затрачивается от 25% до 50% семейного  дохода. В семье с большим материальным  доходом не исключены случаи  пресыщения. Пресыщение - это такое  отношение к жизни, материальным  и духовным ценностям, созданным  людьми, которое проявляется в  полнейшем пренебрежении, безразличии  к предоставляемым благам.

       3. Идет  процесс разукрупнения семьи  - выделение молодой брачной семьи  (так называемые семьи без бабушек  и дедушек). Объективно процесс  разукрупнения семьи может быть  оценен как положительный. Это  обеспечивает ее укрепление и  развитие как самостоятельного  коллектива. В отделенной семье  складывается благоприятный психологический  климат для воспитания детей.  Однако молодая семья испытывает  и известные трудности: бытовая  неустроенность, осложнение с определением  детей в детские сады и т.д.

       4. Уменьшение  численности семьи, сокращение  рождаемости детей, увеличение  числа однодетных семей. Типичной  является семья, воспитывающая  одного - двух детей. Причины сокращения  рождаемости многообразны и сложны: занятость родителей на работе; недостаточная обеспеченность дошкольными  учреждениями; рост материальных  затрат на воспитание ребенка;  неблагоприятные жилищные, бытовые  условия семьи.

       5. Увеличение  числа разводов. До 90% разводов падает  на супружеские  пары первого  года жизни. Они  происходят  вследствие неподготовленности  супругов к семейной жизни,  неустроенности быта.

 

 

3. Семейное воспитание.

 

       Семейное  воспитание – более  или  менее осознаваемые усилия, предпринимаемые  старшими членами  семьи, которые  направлены на  то, чтобы младшие  члены семьи  соответствовали  имеющимся у старших представлениям  о том, каким должен быть  и стать ребенок, подросток,  юноша.[1,26]

       Содержание, характер и результаты  семейного  воспитания зависят  от ряда  характеристик семьи,  в первую  очередь, от тех  личностных  ресурсов, которые в ней имеются.

       Личностные  ресурсы, с одной  стороны,  определяются составом  семьи  (наличие обоих родителей  или  одного из них; старших  братьев  или сестер; близких родственников,  включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек, теток, дядей  и т.д.), а с другой (и главным образом), такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и т.д.

       Одна  из важнейших характеристик –  отношение старших к младшим  и к их воспитанию как к  своим безусловным жизненным  ценностям, от чего зависит  мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные  ресурсы могут дополняться в  определенные периоды привлечением  к воспитанию няни, репетиторов  и домашних учителей.

       Личностные  ресурсы, в частности  уровень  образования старших  членов  семьи, их социальный  статус, ценностные ориентации, уровень   притязаний, влияют на цели и   стиль семейного воспитания.

       Цели  воспитания в семье могут быть  различными по спектру, содержанию  и характеру.

       Спектр  целей семейного воспитания  включает  в себя привитие младшим   гигиенических навыков, бытовых   умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное  развитие; культивирование отдельных  способностей (в каких-либо видах  спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии  или сфере деятельности.

       По содержанию  могут быть сугубо  инструментальными,  направленными  на достижение  конкретных результатов, или дополняться  определенными духовно-ценностными  составляющими. Характер целей  семейного воспитания не обязательно  соответствует общественно одобряемым  установкам.

       Важнейшей  характеристикой семейного  воспитания  является его стиль, т.е. типичные  для старших система приемов  и характер взаимодействия с  младшими. В зависимости от меры  его «жесткости - мягкости» стиль  может быть определен как авторитарный  или демократический с добавлением  промежуточных вариантов.[2,41]

       Авторитарный (властный) стиль характеризуется  стремлением старших максимально  подчинить своему влиянию младших,  пресекать их инициативу, жестко  добиваться своих требований, полностью  контролировать их поведение,  интересы и даже желания. Это  достигается с помощью неусыпного  контроля жизнью младших и  наказаний.

Информация о работе Семья как фактор воспитания