Сенсорное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:42, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие сенсорного воспитания.
2. Роль сенсорного воспитания для умственного развития детей.
3. Задачи и содержание сенсорного воспитания.
4. Условия сенсорного воспитания и методика сенсорного воспитания в детском саду.
Формирование представлений и понятий о форме у детей средней возрастной группы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная сенсорика 5.docx

— 66.20 Кб (Скачать файл)

Процесс работы требует освоения системы специальных  умений и навыков, которые обычно называются техникой деятельности. Наиболее сложна техника в тех видах деятельности, которые требуют освоения специальных действий с инструментом, орудием:  ножницами, кистью, карандашом и т.д.

Поэтому детям, освоившим способы выполнения постройки  известного типа, изображения какой-то группы предметов, можно предлагать выполнять работу самостоятельно по условиям (требованиям), которые даются воспитателем. При этом они должны быть такими, чтобы ребенку пришлось подумать, представить себе, как  можно их выполнить с опорой на ранее полученные умения, усвоенные  способы действия.

Имеют свою технику и те виды деятельности, которые осуществляются непосредственно  руками, голосом, артикуляционным аппаратом; они требуют освоения не менее  сложной системы движений.

Приобретение  технических умений и навыков  происходит в процессе деятельности. Движения рук во время изображения  Совершаются под контролем зрения; когда ребенок поет, движения голосовых связок, всего певческого и артикуляционного аппарата происходят под контролем слуха.

На первых порах у детей слабо развит зрительный и слуховой Контроль за своими действиями; путем упражнения в деятельности эти связи и отношения совершенствуются.

Рисующая  рука подчиняется не только зрительному  контролю, Но и представлению того, что должно получиться, замыслу рисунка. Таким образом объединяются двигательные, сенсорные и мыслительные процессы. Движения ребенка целенаправленны, если он знает и представляет себе, что должен получить — построить, изобразить, спеть, сыграть  на  металлофоне,  на  дудочке.

При подготовке занятия воспитателю следует  предусмотреть, каким образом данное занятие будет содействовать развитию детей, на какие стороны личности оно окажет влияние. Занятия, в которые включены задачи организации детского восприятия, памяти, воображения, мышления, несомненно будут полезны для Психического развития.

Педагогическую  организацию можно считать правильной в тех случаях, когда воспитатель  объясняет, показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать  и направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.

Когда детям  предоставляется возможность самостоятельно действовать, активность воспитателя не должна снижаться: не подавляя инициативы детей, нужно тактично управлять ею.

Надо видеть затруднения детей и понимать, чем они вызваны, как можно  их устранить, сохранив вместе с тем  самостоятельность действий, не снизив активности детей. Предоставление детям  большой самостоятельности требует  упрощения содержания занятий, особенно на первых порах, когда осваиваются новые способы конструирования, лепки, пения, рассказывания. Пусть постройка, которую дети возведут, песни, которые они споют, относительно просты, но выполнение будет уверенным, сознательным, самостоятельным, свободным. Освоенные способы действия дети затем сумеют применить на более трудном содержании. Чем большим количеством способов действия овладеют дети, тем разнообразнее и интереснее будут их работы.

Получаемые  детьми впечатления воспитатель  использует не только в целях сенсорного, но обязательно и в целях нравственного  и эстетического воспитания. Соответственно строится и руководство со стороны воспитателя: оно носит организационно-воспитывающий характер, хотя в основе и лежит получение детьми новых , впечатлений, то есть процесс познания явлений.

Для повышения  эффективности образовательной  работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.

Ведущей формой сенсорного воспитания и обучения, как уже отмечалось выше, являются занятия, основанные на прямом . обучающем  воздействии педагога, его указаниях  и образцах словесного, наглядного и действенного характера. Планомерное развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме и величине предметов осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности, конструированию,  родному языку и др.

В современной  системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий: прятания и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата.

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками: с наборами геометрических фигур, деревянными сборно-разборными игрушками, вкладышами и др. Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребёнка с деталями дидактических игрушек, материалов: собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие coответствующей формы, позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Упражнения  с дидактическими материалами и  игрушками, как и упражнения с  наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных но определенным качествам форме, величине …, чаще всего включаются в занятия по математике, развитию  речи и ознакомлению с окружающим. Иногда, если упражнения проводятся в течение всего времени, отведенного для обучения, они выступают в форме самостоятельного занятия. В том и другом случае воспитателю надо позаботиться о том, чтобы у каждого ребенка был необходимый материал и дети правильно с ним действовали.

В зависимости  от задач сенсорного и умственного  воспитания, возраста и опыта детей  воспитатель может использовать разные занятия, руководить развитием ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме -  учебном занятии, дидактической игре или сенсорном упражнении.

Включенное  в дидактическую систему занятий, сенсорное воспитание является неотъемлемой частью умственного развития. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является  окружающая детей  техника,  строительство,  бытовой  труд.

 

 

 

 II. Практическая часть.

 

 

Формирование представлений и  понятий о форме у детей средней возрастной группы.

 

Детей средней  группы с новыми геометрическими  фигурами знакомят более детально, сравнивая их модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром. От непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному описанию их формы, к обобщению. вводится новая фигура— треугольник (конус, пирамида) В порядке рассматривания и сравнения фигур детям задаются такие вопросы:

  • Что это?
  • Какого цвета?
  • Какого размера (величины)?
  • Из чего сделаны?
  • Чем отличаются?
  • Чем похожи?

Использовались такие приемы как: практические действия с предметами (катают, ставят); накладывание и прикладывание; обведение по контуру, ощупывание; упражнения в группировке и упорядочивании . Дидактические игры:

  • упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур;
  • сопоставление форм предметов с геометрическими образцами;
  • анализ сложной формы. Детей должны уметь описать форму предмета, состоящего из 2—4 частей( неваляшка, машина).
  • комплексные занятия, при выполнении которых необходимо учитывать одновременно два свойства предметов: форму и цвет.

 

В большинстве  игр и упражнений детям младшего возраста предлагалось целиком сосредоточиться лишь на одном свойстве предметов, отвлечься от других свойств. В дальнейшем ребенок должен научиться видеть все свойства предмета, ориентироваться на любое из них или на два-три одновременно в зависимости от стоящей перед ним задачи. Выработка такого умения и является целью комплексных заданий. Для этой же цели игры и упражнения детям предлагаются. в определенной последовательности. Детей знакомят с разными свойствами предметов, чередуя их.

Формирование  представлений о форме проводилось  в средней группе с детьми в  количестве 20 человек. После диагностики  проведённой в начале учебного года, по объёму усвоенного материала —- разделённых на две подгруппы.

 

I. Подгруппа:

1. Азалия А.

2. Миша А.

3. Саша Б.

4. Глеб Б.

5. Ангелина В.

6. Лилия В.

7. Милана М.

8. Кирилл О.

9. Анна П.

10.Женя С.

11.Павел Т.

II. Подгруппа

1. Денис А.

2. Данил Д.

3. Данил З.

4. Тимофей К.

5. Настя М.

6. Марк П.

7. Семён С.

8. Анна С.

9. Егор Ш.

 

 

Если с  первой подгруппы особых проблем  в усвоении материала не наблюдалось, за исключением того что Ангелина В. стремилась выполнить задания не дослушав воспитателя до конца. А Кирилл О. был не всегда внимателен на занятиях. В целом первая подгруппа успешно справилась с поставленной перед ними задачей. Дети были активны. После трёх занятий дети безошибочно называли геометрические формы, соотносили их с формами реальных объектов: фрукты, овощи, мебель, одежда; анализировали с образцами, сложной формы. В последующим успешно применяли полученные знания на занятиях по конструированию, лепке и рисованию.

Вторая подгруппа  была менее активна. Некоторые дети (Денис А., Марк П. и Анна С.) отвечали на вопросы только после того, как  он был задан им лично. Егор Ш. выполнял все задания очень медленно, но качественно. У Тимофея К. слабая мотивация для присутствия на занятиях и выполнения дидактических заданий, участия в дидактических играх. После знакомства с новой фигурой треугольником, все фигуры с углами, он упорно называл угольниками (квадрат, прямоугольник, треугольник) с ним приходилось заниматься индивидуально. В основной массе дети второй подгруппы усвоили материал в ходе проведённых четырёх занятий на среднем уровне. С ними ещё приходится проводить индивидуальные занятия на закрепление представлений. Также со всей группой закрепление представлений интегрировалось на занятиях: природный мир, социальный мир, труд в природе, лепка, конструирование, рисование. На закрепление представлений о величине проводились дидактические игры: "волшебный мешочек", "найди такой же", "что из чего?", "математическое лото", "лото - дорожные знаки", "лото - фрукты-овощи".

Использовались  наглядные материалы: карточки с  геометрическими фигурами, разрезной  раздаточный материал, объёмные формы  из дерева и картона, блоки Дьеныша.

 

 

 

Дидактическая игра "Лото".

 

Цель: учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, называть их названия.

 

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной – круг, квадрат, треугольник; на другой – круг, овал, квадрат; на третьей – квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п. ), набор карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.

 

Ход игры. Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг поднимают руки и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем, он переходит к следующей форме и поднимает, например, треугольник.

 

По мере усвоения игры детям дают по две, а затем  по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6-9 форм.

 

В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей  и берет себе большую карту.

 

 

 

Литература:

 

    1. "Дошкольная педагогика" Под ред. Козловой С. А., Куликовой Т. А. 2000 г.
    2. "Дошкольная педагогика" Под ред. Ядэшко В. И., Сохина В. А., 1986 г.
    3. "Воспитание сенсорной культуры ребенка" /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина,  Н. Б. Венгер;  Под ред. Л. А. Венгера.— М.:  Просвещение, 1988 г.
    4. "Сенсорное воспитание в детском саду" / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. — М., 1981..
    5. "Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников" Под ред. Л. А. Венгера. 1988 г.
    6. "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста" / Сост. Н. В. Нищева. 2011 г.
    7. "Развитие сенсорной сферы детей" Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. 2009 г.

 


Информация о работе Сенсорное воспитание