Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение и исследование содержания и методов сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Отсюда следуют задачи:
Изучить понятие и характеристику сенсорных процессов
2. Рассмотреть сенсорное воспитание детей раннего возраста

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1 Понятие и характеристика сенсорных процессов……………..…5
1.1 Понятие сенсорного воспитания ребенка, и генезис его развития…….5
1.2 Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей………....9
2 Сенсорное воспитание детей раннего возраста…………..……..15
2.1 Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста…………..….15
2.2 Методика и содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………...…..22
Список использованной литературы………………………..….….24

Вложенные файлы: 1 файл

Сенсорное воспитание дошколльников психологияКУРСОВАЯ.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

     Особого внимания требует вопрос о повторности  занятий: период раннего детства  характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

     Первоначально малышам дают задания на группировку  предметов. Этому посвящается ряд  занятий на различном материале  с постепенным нарастанием этого  разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и, наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, то есть заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым[18].

     После общего показа и объяснения воспитатель  предлагает выполнить под его  непосредственным руководством фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. В третьей части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования более или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто. Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по цвету).

     Особого внимания требует анализ проведенных  занятий. Критерием может служить  оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют  задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

     Предложенная  методика занятий в основном последовательно  выдержана и предназначена для  детей второго и третьего года. Работа начинается с группой детей  второго года жизни с сентября и ведется систематически до мая. Однако следует помнить, что в период комплектования групп из-за сложности адаптации детей к новым условиям данные занятия в первой половине сентября могут не проводиться. Если же основное комплектование группы не закончено до середины сентября, занятия по предлагаемой методике можно начинать с октября. В летний период проведение новых занятий не предусматривается. Достаточно провести 2—3 наиболее эмоциональных занятий (например, по ознакомлению с цветом). После летнего перерыва занятия по сенсорному воспитанию продолжаются, но уже с детьми, достигшими третьего года жизни. Программа обучения, опираясь на имеющуюся базу, усложняется от занятия к занятию[19].

     Методика  занятий по ознакомлению со свойствами предметов рассчитана на первом году обучения на минимальный возраст детей (для начинающих обучаться с 1 г.). Но бывает, что большинство детей данной группы старше, следовательно, особых трудностей при проведении занятий возрастной аспект тоже не представляет. Для комбинированных групп детей изменяются методы их обучения. Основным остается тот же наглядно-действенный метод объяснения, однако изменяется его роль в процессе занятия. На более раннем этапе это были многочисленные показы объектов, сравнения. Большое место занимал метод непосредственного обучения выполнению действий, руководства рукой ребенка. Отпадает также необходимость прибегать на занятиях к поэтапно-расчлененному методу (словесный диктант). Изменяется и последовательность заданий, зависящая от времени года и возраста детей.

     Таким образом, методика работы с детьми раннего  возраста – это поэтапный процесс, который включает в себя тематическое планирование, систематичность и  повторяемость пройденного материала. И оборвать этот процесс – значит оборвать сенсорное развитие и воспитание ребёнка. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования[20].

Заключение 

     Изучив  литературу по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста, мы выяснили, что сенсорное воспитание является целенаправленным совершенствованием, развитием у детей сенсорных  процессов (ощущения, восприятия и представления); сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Что касается сенсорного развития, с одной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов труда. Формирование у ребенка представлений о сенсорных эталонах имеет очень важное значение для дальнейшего развития.

     Недостаточно  научить детей точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Работа, направленная на развитие восприятия, влияет на развитие детской психики. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребенка. Вместе с тем, развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу.

     В ходе исследования сделан вывод что, планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

         Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

     Хорошо  известно, что знания, получаемые словесным  путём и не подкреплённые чувственным опытом, неясны, неотчётливы и непрочны.

     Сенсорное воспитание – воспитание, направленное на развитие восприятия детей о внешних  свойствах предметов, - должно строиться  с учётом изученных психологией  закономерностей этого развития.

     В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную  систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребёнок  как бы получает набор мерок, с  которыми он может сопоставить любое  вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение[21].

     В раннем возрасте ещё нет возможности  и необходимости знакомить детей  с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах  предметов. Однако занятия с детьми должны строится так, чтобы они могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усваивать общепринятые сходства и различия свойств предметов.

     На  этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно происходить систематически. Необходимо обращать внимание на повторяемость игр-занятий.

     Период  раннего детства характеризуется  необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно.

     Необходимо  помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.

     В настоящее время к услугам  человека множество средств, которые  позволяют ему, знакомится с явлениями  не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью литературы и кино. При этом действительность предстаёт пред нами в препарированном, расчлененном или, наоборот, в обобщённом виде.

     Значит  ли это, что отпадает нужда в развитии способности восприятия, направленного непосредственно на явления природы, на предметы и их комплексы, созданные руками человека? Конечно, нет: жизнь современного человека, его деятельность в области науки, искусства, техники, производства, сельского хозяйства требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на полученную информацию.

     Хорошо  развитая способность восприятия необходима современному человеку, и её нужно  развивать начиная с самого рождения.

 

Список  использованной литературы: 

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском  возрасте. – М., 1968.
  2. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1986.
  3. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1996.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999.
  7. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.
  8. Глуханнюк Н.С., Семёнова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. – М., 2002.
  9. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  10. Ибука М. После трёх уже поздно: пер. с англ. – М., 1991.
  11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. – М.,2000.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  13. Практическая психология: Учебник. / Под ред. М.К. Тутушкиной. – М., 1996.
  14. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Тербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  15. Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1995.
  16. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983.
  17. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. / Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  18. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И.В. Равич- Щербо. – М.: Педагогика, 1988.
  19. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981.
  20. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
  21. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1984

Информация о работе Сенсорное воспитание детей раннего возраста