Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 08:57, доклад

Краткое описание

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Вложенные файлы: 1 файл

12 декабря кмо.docx

— 34.00 Кб (Скачать файл)

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через  дидактические игры

 

 

    Мир в сознание человека входит лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для                                          сознания

                                         Б. Прейер

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и  формирование представлений о внешних  свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе.

 Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Огромное значение сенсорное развитие имеет для детей раннего возраста, так как они знакомятся с миром через органы чувств. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.  

Чтобы сенсорное  развитие проходило полноценно, необходимо

Целенаправленное  сенсорное воспитание.

 

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

 

 

 

 

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей. 

Ребенка следует  научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п. , т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств  предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.  Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.  

Эталонная система  для детей дошкольного возраста включает в себя:

  • Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
  • Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Три величины; большая, средняя, маленькая.

Для того, что бы научить детей мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, то есть различать размер, форму, цвет. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. 

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми. 
С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно.  

Игра – это жизнь. Она  добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением, творчеством. «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма восприятия окружающего мира и воспитания».

Дидактическая игра — явление  сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Одним  из элементов игры является  дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является  содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.  Третьим элементом игры являются правила.  Они определяют характер и способ  игровых действий, организуют и направляют поведение детей.  Четвертый элемент — игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре.  Пятый элемент дидактической игры – результат.  Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.  
 

Основные виды игр.

Все дидактические игры можно  разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

 

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут  рационализировать работу воспитателя, дать ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволить  оценить эффективность применяемых  средств сенсорного воспитания и  в случае необходимости привлечь новые.

Учебно-воспитательная работа в нашей группе ведется  по «Программе воспитания  и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.  Темы игровой деятельности в группе раннего возраста прописываются в календарных планах. Однако, в непосредственно образовательной деятельности, основанной на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль, особенно в раннем возрасте,  должна принадлежать дидактическим играм.

В группе мы создали сенсорную зону, состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние. Сенсорную зону используем как дополнительный инструмент для накопления сенсорного опыта детей. Мы используем большое количество природного и бросового материала (камни, шишки, крупы). Сделали «Сухой бассейн», который наполнен различным материалом (крупами, крышками и.т.п.). Дети с большим удовольствием играют в этом бассейне, одновременно массируя пальцы рук.

Дидактические игры  мы систематически вносим в ежедневный  план воспитательно  – образовательный работы, с  целью закрепления и систематизации  знаний. При этом учитываем  индивидуальные особенности  развития каждого ребенка.

  Нами  была поставлена цель: Используя дидактические игры, повысить уровень сенсорного развития детей.

В связи  с этим, ставились и решались следующие  задачи:

  • Формирование общей сенсорной способности;
  • Обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение, цвет и форма, размер и т.д);
  • Получение новых знаний, закрепление навыков действий с различными предметами;
  • Умение общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

 

В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:

  1. Посильность требований
  2. Постепенность усложнений
  3. Систематичность

Ввиду того, что  внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это не интересно, поэтому в дидактических играх мы стремимся заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя. Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать.

 Работа с детьми  проводится в основном индивидуально  или подгруппой состоящей из 2-3 детей. 

Подборка игр разнообразна: на развитие зрительного восприятия, развитие слухового восприятия, развитие осязания.

При проведение дидактической игры с детьми раннего возраста мы объясняем правила по ходу игры, показывая ее на примере. Подводя итог игры, мы, как правило, отмечаем только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.

Знакомить малышей с цветом начинаем с четырёх основных цветов и только после этого  знакомим с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовыми (голубой цвет  исключаем, так как дети плохо отличают его от синего).

Обучаем детей таким практическим действиям как:

-различение цветов  по принципу «такой – не такой». Дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Используем такие игры, как «Цветные парочки», «Ниточки для шариков», и.т.д.

 - зрительное соотнесение цветов - восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу, «Спрячь мышку», «Разноцветные ленточки»(Приложение3), «Подарим куклам бусы»; «Найди цветок для бабочки». Дети с удовольствием играют в эти игры.

- Закрепление  представлений о цвете в слове. Дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета

Работу по цветовосприятию проводим в сюжетно-ролевой игре «Дом». Учим сервировать стол.

В процессе знакомства детей  с формой предметов выделяем следующие  этапы:

-практические действия. На этом этапе ребёнок сравнивает предметы по форме («такой - не такой»), не называя её «Разложи фигуры по местам, «Весёлый поезд», «Пирамидки»

- зрительное восприятие  формы. Сначала ребёнка знакомим с плоскими геометрическими фигурами. «Разложи фигуры по местам», «Найди свой домик» (Приложение1), и.т.д. Затем с объёмными геометрическими телами. «Фигуры играют в прятки», «Почтовый ящик».и.т.д.

В играх на определение величины используем самое большое количество предметов. Это игрушки разных размеров: кубики, строительные наборы, мячики, коробки, ленточки.

Знакомство детей с  величиной начинаем с практических действий.

Используем следующие игры: «Вкладыши и башенки», «Где моё место», «Пирамидки» (Приложение2), «Весёлые матрёшки» и.т.д. Играя, дети начинают понимать, что от умения определять величину зависит результат игры, то есть величина становится значимым признаком.

Когда дети научились  действовать с помощью проб, тогда величины предметов учим сопоставлять зрительно, на глаз, Закрепляем умение соотносить предметы по величине в играх: «Большие и маленькие кубики», «Две коробки» и.т.д.

  Ещё один способ восприятия окружающего мира – осязание. При помощи осязания можно воспринимать такие свойства предметов, как температура, фактура, плотность, форма, влажность и.др. Так как главным инструментом осязания являются руки, поэтому проводили игры на развитие чувствительности пальцев рук. «Ледяное царство», «Круглое и квадратное», «Найди свою игрушку в мешочке», «Чудесный мешочек» (Приложение5). Для развития чувствительности нами были изготовлены парные тактильные дощечки и дети на ощупь находили пару.

Особое и важное место  в обучении детей занимает ориентировка в пространстве. Мы обучаем детей правильно различать отношения предметов и их частей в пространстве (далеко – близко – рядом, справа – слева, сверху – снизу, внутри – снаружи, спереди – сзади). Затем перешли к играм – «Прячьтесь в домик», «Где же мишка», «Лист бумаги». Большое внимание среди игр на развитие ориентировки в пространстве мы уделяем играм, в которых дети должны прятать и находить предметы, прятаться сами и находить друг друга. Мы используем такие игры, как «Спрячем и найдем», «Доползти до игрушки», «Угадай, кто за кем», «Зайчик и Мишка»(Приложение4).

Для развития слухового восприятия мы используем дидактические игры – «Узнай по звуку», «Мишка и зайчик», «Кто позвал?» (Приложение6) , «Где звенит?», «Кто там?». Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение. Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.    

          При проведении дидактических игр на формирование целостного образа предмета мы придерживались определенной последовательности – от узнавания к восприятию и представлению. Мы используем такие игры, как «Найди свою игрушку», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Собери картинку из пазлов», «Отгадай - ка»(Приложение7), «Предметы и картинки». Мы дали понять детям, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом.

Так же мы обращаем внимание на восприятие света. Это даёт возможность  расширить представления об окружающем мире. Проводим такие игры: «День и ночь»,  «Солнечный зайчик».

 Всю работу проводим с учетом индивидуальных особенностей малышей. Детям, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложняем. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагаем задания в облегченном варианте.

 В результате проведения  работы с использованием дидактических игр, у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической  игре у детей появились такие качества, как интерес и любознательность: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Информация о работе Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры