Сенсорное воспитание ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 10:08, реферат

Краткое описание

Сенсорное воспитание ребенка
- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Вложенные файлы: 1 файл

Сенсорное воспитание ребенка.doc

— 35.50 Кб (Скачать файл)

     Сенсорное воспитание ребенка

     - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.  

     Задачи  сенсорного воспитания:

     - Создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами;

     - формирование умений выделить  цвет, форму, величину как особые  свойства предметов, группировать  однородные предметы по нескольким  сенсорным признакам;

     - совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам;

     - обогащение чувственного опыта  детей и умение фиксировать  его речи. 

     Метод сенсорного воспитания

     - это обследование, в процессе  которого дети учатся различать  такие свойства предметов и  явлений как величина, форма, пространственные отношения, цвет и  т.д.  

     Важную  роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный  опыт. Формированию чувственного опыта  способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия.

     Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных  представлений. Необходимо обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием  родной речи. Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, по изодеятель-ности, развитию речи и др. Однако в этих случаях задачи сенсорного воспитания не являются доминирующими. Выделение занятий с преобладанием сенсорных задач способствует упорядочению опыта детей.

     Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок  мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит  его нервно-психическое развитие.

     Развивающая среда в группе должна соответствовать развитию сенсорных способностей у детей.

     Важными средствами сенсорного воспитания являются дидактические игры и упражнения, такие как: «Спрячь мышку от кошки», «Сложи картинку», «Найди подходящую заплатку» и т.д.

     При подборе дидактического материала  воспитатель должен обращать внимание на чистоту цветовых тонов, их яркость. Важно, чтобы игрушки и пособия, предназначенные для ознакомления детей с формой и величиной, были удобны ребенку для обхвата рукой. На занятиях по сенсорному воспитанию у детей формируют обобщенные способы обследования предметов, направленные на выявление однородных признаков. Одним из таких способов является соотнесение, сличение объектов.

     При подведении итогов игры внимание детей  акцентируется на их успехах, например, у одного следует отметить быстроту реакции (на цвет, форму), у другого безошибочность действии при восприятии цвета (формы, пели чины),  третьего      тщательность, и аккуратность в процессе работы и т.д.

     Ценность  этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму, величину, — но и в том, что, благодаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им. Накопление сенсорного опыта детей происходит и на систематических занятиях.

     Дидактические игры:

     «Подбери  фигуру»

     Цель: Закреплять представления детей  о геометрических формах, упражнять  в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом накладывания.

     Дети  путем проб и ошибок  размещают  вкладыши разной величины или различной  формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша

     «Подбери  по цвету»

     Цель: Учить детей обращать внимание на цвет предмета, уметь группировать предметы по цвету.

     В раннем детстве еще нет возможности  и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

     «Соберём  пирамидку»

     Цель: закреплять у детей умение устанавливать  соотношение между несколькими  предметами по величине.

     «Полянка»

     Цель: Учить детей группировать предметы по цвету;

     устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

     Учить понимать слова «цвет», «такой», «не  такой», «разные».Игра продолжается 5-8 минут, проводится с детьми один раз  в день.

     «Пазлы»

     Цель: развивать мелкую моторику рук и  артикуляционный аппарат. 

     Правильное  восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных  предметов в школе, от него зависит  и формирование способностей ко многим  видам творческой деятельности.  

     Задачи  для успешного  сенсорного развития ребенка

     Для того, чтобы сенсорное воспитание заняло достойное место в системе  работы с детьми необходимо решить следующие задачи:

     Последовательное, планомерное ознакомление ребенка  с сенсорной культурой.

     Совмещение  в деятельности ребенка элементов  игры и развития.

     Постепенное усложнение развивающей задачи и  условий игры.

     Повышение активности ребенка в выполнении предлагаемых заданий.


Информация о работе Сенсорное воспитание ребенка