Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
1.1. Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема ……….6
1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..….11
1.3. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей…………………………………………………………………………….16
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
2.1. Показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………..24
2.2. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………………………………………………………….. 29
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_0.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

9.Подводя итоги игры  с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.

10.Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).

Можно сделать вывод, что с помощью использования  дидактических  игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и  с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.  

 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

2.1. Показатели  и уровень сенсорного развития  детей

младшего дошкольного возраста

Эффективность применения дидактических игр для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста может быть проверена при проведении опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа велась на базе ГБОУ СОШ №1285 подразделение детский сад г. Москвы  с детьми  младшего дошкольного возраста с разным уровнем сенсорных способностей и возможностей. Экспериментальное исследование проводилось  с 12 детьми и в ходе этой работы были выявлены их уровень развития практической ориентировки на форму, величину, умения выделять цвет как признак предмета. Возраст детей колеблется от 2 лет одного месяца до 3 лет двух месяцев.

Эксперимент проходил по трем этапам:

- этап констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика сенсорного развития детей,

- этап формирующий. На этом этапе проводилась образовательная деятельность, направленная на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр по составленному перспективному плану.

- этап контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика развития детей, проведен анализ полученных результатов.

 Обучение дошкольников в процессе этих этапов осуществлялось с учетом требований программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. В работу вошли дидактические игры на закрепление у младших дошкольников представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Данная система дидактических игр была составлена из системы дидактических игр Л.А.Венгера по сенсорному воспитанию младших дошкольников от 0 до шести лет.

Образовательная деятельность педагога с детьми проходила в естественных условиях в группе детского сада, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющем проводить дидактические игры на развитие всех сенсорных способностей. Развитию сенсорных способностей способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания, которая устанавливалась между педагогом и детьми.

          Констатирующий эксперимент

Цель: Выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало эксперимента.

Дата проведения: октябрь 2012 г.

           Задачи: 
- провести диагностический опрос младших дошкольников на восприятие

цвета, формы, величины;

- зафиксировать полученные данные в таблицу.

          Приемы: Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением. 
Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), двух

разных величин (большой, маленький).

          Форма организации: групповая (по шесть человек в подгруппе).

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или  после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

Таблица 1

Задание 1. Определение величины предметов

Ф.И. ребенка

Результат

1.

Антон А.

-

2.

Мария Б.

-

3.

Теймур Г.

+

4.

Арсений Д.

-

5.

Светлана Ж.

+

6.

Матвей И.

+

7.

Степан И.

+

8.

Стефания К.

-

9.

Елизавета К.

-

10.

Максим К.

-

11.

Кирилл С.

-

12.

Ксения Ч.

+

 

Количество детей, выполнивших  задание самостоятельно (или  после показа)

 

Количество детей, не выполнивших  задание (или выполнившие с неточным соответствием).

7


 

Некоторые дети показали низкий уровень в умении ориентироваться в двух и трех  контрастных величинах и в отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами. Возникли некоторые трудности в складывании трех матрешек. Дети, выполняя задание, допускали ошибки. Семь детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога.

Таблица 2

Задание 2. Определение цвета предметов

Ф.И. ребенка

Результат

1.

Антон А.

-

2.

Мария Б.

+

3.

Теймур Г.

-

4.

Арсений Д.

-

5.

Светлана Ж.

-

6.

Матвей И.

+

7.

Степан И.

+

8.

Стефания К.

-

9.

Елизавета К.

-

10.

Максим К.

-

11.

Кирилл С.

-

12.

Ксения Ч.

+

 

Количество детей, выполнивших  задание самостоятельно (или  после показа)

4

 

Количество детей, не выполнивших  задание (или выполнившие с неточным соответствием).

8


 

Исходя из результатов, видно, что дети недостаточно владеют практическими действиями по отбору и группировки предметов по цвету, не видят сходства и различия основных цветов, размещая цвета по наглядному образцу, дети путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия некоторых основных цветов. Дети, выполняя задание, допускали ошибки. Из таблицы №2 видно, что восемь детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога. Задания выполнили 4 человека, 4 человека назвали не все основные цвета (затруднения вызвали синий и зеленый цвета), 4 – испытывали большие затруднения при назывании основных цветов.

Таблица 3

Задание 3. Определение формы предметов

Ф.И. ребенка

Результат

1.

Антон А.

-

2.

Мария Б.

+

3.

Теймур Г.

-

4.

Арсений Д.

-

5.

Светлана Ж.

-

6.

Матвей И.

-

7.

Степан И.

+

8.

Стефания К.

-

9.

Елизавета К.

-

10.

Максим К.

-

11.

Кирилл С.

-

12.

Ксения Ч.

-

 

Количество детей, выполнивших  задание самостоятельно (или  после показа)

2

 

Количество детей, не выполнивших  задание (или выполнившие с неточным соответствием).

10


      

У большинства детей не достаточно сформировано восприятие формы предметов; наибольшие затруднения вызывают треугольник и квадрат. Трудности также вызывают умения соотносить объемные  геометрические фигуры с плоскостным  изображением, накладывать на образец, группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы.

          На основе исследований, проведенных в ходе констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности сенсорных способностей,  мы определили, что у многих детей   сенсорные способности развиты не достаточно. Можно предположить, что при активном использовании дидактических игр результаты детей станут лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Сенсорное развитие  детей младшего дошкольного возраста

средствами дидактических игр и экспериментальная проверка

эффективности проведенной работы

В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего, формирующего этапа эксперимента. Главная цель на этом этапе – проверка эффективности применения дидактических игр для развития сенсорных способностей младших дошкольников. При поиске оптимальных методов и средств по повышению сенсорных способностей детей была целенаправленно преобразована экспериментальная педагогическая ситуация в соответствии с предварительно выдвинутой гипотезой для проверки её эффективности. Формирующий этап  длился в течение двух месяцев, проводился в виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на развитие сенсорных способностей. С этой целью мы избрали индивидуальные и групповые занятия, беседы, самостоятельную игровую деятельность и совместную с воспитателем. Совместная со взрослым игровая деятельность – основная база сенсорного развития детей раннего возраста. Активно использовались дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.

К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести: усвоение сенсорных эталонов. Что такое сенсорные эталоны? Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов, основные из которых сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер. Поэтому цель педагогического эксперимента: способствовать сенсорному развитию детей младшего дошкольного  возраста  в частности усвоению сенсорных эталонов цвета, формы и величины средствами дидактических игр по составленному перспективному плану.

Время проведения: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.

Приемы: Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением. 
Оборудование: дидактические игры на развитие восприятия детьми цвета, формы, величины. (Приложение 1)

Дидактические игры на развитие восприятия цвета:

1. Спрячь мышку. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый). 
2. Подбери по цвету. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по форме. 
3. У кого какое платье. Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета.  
Дидактические игры на развитие восприятия формы:

Информация о работе Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста