Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:58, дипломная работа
В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
1.1. Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема ……….6
1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..….11
1.3. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей…………………………………………………………………………….16
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
2.1. Показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………..24
2.2. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………………………………………………………….. 29
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы………………
9.Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.
10.Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).
Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
2.1. Показатели и уровень сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста
Эффективность применения дидактических игр для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста может быть проверена при проведении опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа велась на базе ГБОУ СОШ №1285 подразделение детский сад г. Москвы с детьми младшего дошкольного возраста с разным уровнем сенсорных способностей и возможностей. Экспериментальное исследование проводилось с 12 детьми и в ходе этой работы были выявлены их уровень развития практической ориентировки на форму, величину, умения выделять цвет как признак предмета. Возраст детей колеблется от 2 лет одного месяца до 3 лет двух месяцев.
Эксперимент проходил по трем этапам:
- этап констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика сенсорного развития детей,
- этап формирующий. На этом этапе проводилась образовательная деятельность, направленная на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр по составленному перспективному плану.
- этап контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика развития детей, проведен анализ полученных результатов.
Обучение дошкольников в процессе этих этапов осуществлялось с учетом требований программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. В работу вошли дидактические игры на закрепление у младших дошкольников представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Данная система дидактических игр была составлена из системы дидактических игр Л.А.Венгера по сенсорному воспитанию младших дошкольников от 0 до шести лет.
Образовательная деятельность педагога с детьми проходила в естественных условиях в группе детского сада, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющем проводить дидактические игры на развитие всех сенсорных способностей. Развитию сенсорных способностей способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания, которая устанавливалась между педагогом и детьми.
Констатирующий эксперимент
Цель: Выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало эксперимента.
Дата проведения: октябрь 2012 г.
Задачи:
- провести диагностический опрос младших
дошкольников на восприятие
цвета, формы, величины;
- зафиксировать полученные данные в таблицу.
Приемы: Сенсорное обследование
предметов с наглядным объяснением.
Оборудование: Набор геометрических
плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник)
4 основных цвета (красный, синий, зеленый,
желтый), двух
разных величин (большой, маленький).
Форма организации: групповая (по шесть человек в подгруппе).
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
Таблица 1
Задание 1. Определение величины предметов
№ |
Ф.И. ребенка |
Результат |
1. |
Антон А. |
- |
2. |
Мария Б. |
- |
3. |
Теймур Г. |
+ |
4. |
Арсений Д. |
- |
5. |
Светлана Ж. |
+ |
6. |
Матвей И. |
+ |
7. |
Степан И. |
+ |
8. |
Стефания К. |
- |
9. |
Елизавета К. |
- |
10. |
Максим К. |
- |
11. |
Кирилл С. |
- |
12. |
Ксения Ч. |
+ |
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) |
5 | |
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
7 |
Некоторые дети показали низкий уровень в умении ориентироваться в двух и трех контрастных величинах и в отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами. Возникли некоторые трудности в складывании трех матрешек. Дети, выполняя задание, допускали ошибки. Семь детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога.
Таблица 2
Задание 2. Определение цвета предметов
№ |
Ф.И. ребенка |
Результат |
1. |
Антон А. |
- |
2. |
Мария Б. |
+ |
3. |
Теймур Г. |
- |
4. |
Арсений Д. |
- |
5. |
Светлана Ж. |
- |
6. |
Матвей И. |
+ |
7. |
Степан И. |
+ |
8. |
Стефания К. |
- |
9. |
Елизавета К. |
- |
10. |
Максим К. |
- |
11. |
Кирилл С. |
- |
12. |
Ксения Ч. |
+ |
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) |
4 | |
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
8 |
Исходя из результатов, видно, что дети недостаточно владеют практическими действиями по отбору и группировки предметов по цвету, не видят сходства и различия основных цветов, размещая цвета по наглядному образцу, дети путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия некоторых основных цветов. Дети, выполняя задание, допускали ошибки. Из таблицы №2 видно, что восемь детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога. Задания выполнили 4 человека, 4 человека назвали не все основные цвета (затруднения вызвали синий и зеленый цвета), 4 – испытывали большие затруднения при назывании основных цветов.
Таблица 3
Задание 3. Определение формы предметов
№ |
Ф.И. ребенка |
Результат |
1. |
Антон А. |
- |
2. |
Мария Б. |
+ |
3. |
Теймур Г. |
- |
4. |
Арсений Д. |
- |
5. |
Светлана Ж. |
- |
6. |
Матвей И. |
- |
7. |
Степан И. |
+ |
8. |
Стефания К. |
- |
9. |
Елизавета К. |
- |
10. |
Максим К. |
- |
11. |
Кирилл С. |
- |
12. |
Ксения Ч. |
- |
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) |
2 | |
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
10 |
У большинства детей не достаточно сформировано восприятие формы предметов; наибольшие затруднения вызывают треугольник и квадрат. Трудности также вызывают умения соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец, группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы.
На основе исследований, проведенных в ходе констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности сенсорных способностей, мы определили, что у многих детей сенсорные способности развиты не достаточно. Можно предположить, что при активном использовании дидактических игр результаты детей станут лучше.
2.2. Сенсорное развитие
детей младшего дошкольного
средствами дидактических игр и экспериментальная проверка
эффективности проведенной работы
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего, формирующего этапа эксперимента. Главная цель на этом этапе – проверка эффективности применения дидактических игр для развития сенсорных способностей младших дошкольников. При поиске оптимальных методов и средств по повышению сенсорных способностей детей была целенаправленно преобразована экспериментальная педагогическая ситуация в соответствии с предварительно выдвинутой гипотезой для проверки её эффективности. Формирующий этап длился в течение двух месяцев, проводился в виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на развитие сенсорных способностей. С этой целью мы избрали индивидуальные и групповые занятия, беседы, самостоятельную игровую деятельность и совместную с воспитателем. Совместная со взрослым игровая деятельность – основная база сенсорного развития детей раннего возраста. Активно использовались дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.
К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести: усвоение сенсорных эталонов. Что такое сенсорные эталоны? Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов, основные из которых сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер. Поэтому цель педагогического эксперимента: способствовать сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в частности усвоению сенсорных эталонов цвета, формы и величины средствами дидактических игр по составленному перспективному плану.
Время проведения: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.
Приемы: Сенсорное обследование
с одновременным наглядным объяснением.
Оборудование: дидактические игры на развитие
восприятия детьми цвета, формы, величины. (Приложение
1)
Дидактические игры на развитие восприятия цвета:
1. Спрячь мышку. Дидактическая задача: закрепить
у младших дошкольников представления
о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
2. Подбери по цвету. Дидактическая задача:
закрепить у младших дошкольников представления
о 4 основных цветах (красный, синий, желтый,
зеленый), научить классифицировать предметы
по форме.
3. У кого какое платье. Дидактическая задача:
закрепить умение детей выбирать по слову,
обозначающему цвет, различать основные
4 цвета.
Дидактические игры
на развитие восприятия формы:
Информация о работе Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста