Сенсорное развитие детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Содержание

1. Понятие и сущность «сенсорного развития», задачи и основное содержание.
2. Отечественные и зарубежные системы сенсорного воспитания.
3. Значение игр и упражнений с дидактическими игрушками в сенсорном
развитии детей раннего возраста.
4. Педагогическое руководство развития дидактическими играми и
упражнениям в образовательной работе с детьми раннего возраста.
5. Подбор и организация игр и упражнений с различными дидактическими игрушками в работе с детьми в условиях группы раннего возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

555контрольная работа по педагогике раннего возраста.docx

— 118.63 Кб (Скачать файл)

Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений.

 

 

 

 

 

 

                                   План:

 

 

  1. Понятие и сущность «сенсорного развития», задачи и основное содержание.

 

  1. Отечественные и зарубежные системы сенсорного воспитания.

 

 

  1. Значение игр и упражнений с дидактическими игрушками в сенсорном

          развитии детей раннего возраста.

 

  1. Педагогическое руководство развития дидактическими играми и            

          упражнениям в образовательной работе с детьми раннего возраста.

 

 

  1. Подбор и организация игр и упражнений с различными дидактическими игрушками  в работе с детьми в условиях группы раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность «сенсорного развития», задачи и основное содержание.

 

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений  о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве  трудно переоценить. Именно этот возраст  наиболее благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.                                                  Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция).                                                                          Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.                                                                                                        Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур - анализаторов, каждый из которых в свою очередь состоит из трёх частей: периферического отдела, называемого рецептором; проводящих нервных путей; корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. С точки  зрения качества, каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, яркостью и так далее. Интенсивность ощущений определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. С точки зрения последовательности образа продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Пространственная локализация раздражителей заключается в пространственном анализе, который в свою очередь осуществляется дистантными рецепторами, даёт сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более развиты (болевые ощущения).

Отражение в сознании человека предметов  и явлений в совокупности их свойств  и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств называется восприятием (перцепцией). В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение  отдельных ощущений в целостные  образы вещей и событий. Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов и явлений, с соотнесением их к определённой категории по соответствующим признакам.

Восприятие - это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Перцептивные действия делятся на измерительные, соизмерительные, построительные, контрольные, корригирующие и тонически - регуляторные. К основным свойствам восприятия, определяющие его сущность относятся предметность, целостность, структурность, осмысленность, избирательность, константность, апперцепция. К свойствам восприятия, определяющие его продуктивность относятся объём, скорость, точность, надёжность.

Процесс ощущений - это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека - это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности.

Как уже было сказано выше, познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего  мира, с ощущений и восприятия. С  помощью ощущений ребёнок познаёт  отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш  узнаёт о том, что предметы имеют  свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и другое. Более  сложным познавательным процессом  является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков  предмета, с которым ребёнок непосредственно  соприкасается, действует.

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы  ребёнка - значит обучать его действиям  обследования предмета, которые в  психологии называются перцептивными  действиями.

Следовательно, развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными  действиями, сенсорными эталонами и  действиями соотнесения. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. При диагностике уровня развития восприятия важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей, у которых были бы нарушены они все одновременно. Поэтому, как правило, коррекция одной из сторон помогает откорректировать всю деятельность восприятия.

Перцептивные действия помогают изучить  основные свойства и качества воспринимаемого  предмета, выделив из них главные  и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что  помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его  к определенному классу -- кукла, машинка, тарелка и так далее. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются.

Таким образом, развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения, так же как и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия.

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов (термин «сенсорные эталоны» был предложен  А.В. Запорожцем и нашёл широкое  применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников). В начале как предметных эталонов, появляющихся уже к концу младенчества, которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных.

Сенсорные эталоны - это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.

В первые годы жизни у детей формируются  предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так  называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений.

Сначала формирование представлений  о форме или цвете связано  у ребенка с конкретным предметом, например, круглый мяч, зеленая трава  и так далее. Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном - цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать  те знания, которые есть у детей  при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут  разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия  между конкретным предметом и  эталоном, например, сказав, что яблоко - это неправильный круг.

Когда взрослый наблюдает за младенцем, то невольно приписываем ему собственные  психические качества. Младенец смотрит  на предмет, и мы склонны считать, что он видит в это время  то же самое, что увидел бы на его  месте взрослый. Ребенок тянется  к погремушке, хватает ее и трясет, прислушиваясь к звуку. Мы приходим к выводу, что он узнал погремушку, вспомнил, что она издает звуки, и  сообразил, что для этого ее нужно  потрясти. Ведь так объяснялось бы в этом случае поведение взрослого. Но такое понимание психологических  причин поведения ребенка не научно. Он еще не воспринимает предметы и  их свойства и тем более не думает о них, не предвидит результатов  своих действий. Восприятие и мышление только начинают складываться в младенчестве и не предшествуют развитию действий с предметами, а, наоборот, сами рождаются из этих действий.

Различение впечатлений младенцем. Уже с момента рождения ребенок  различает некоторые внешние  воздействия. Он отличает свет от темноты (что видно по повороту глаз в  сторону света), звук от тишины (при  резких звуках новорожденный вздрагивает).                                                                              На втором месяце жизни установлено различение младенцем цвета, а различение предметов по форме с достаточной достоверностью удалось установить на третьем-четвертом месяце жизни. Очень рано, с полутора-двух месяцев наблюдается и различение звуков человеческой речи от звуков, имеющих другое происхождение.                                                                                          Зрительные и слуховые впечатления, которые получает младенец, привлекают его, о чем можно судить по зрительному и слуховому сосредоточению, выразительным движениям тела. При этом одни впечатления оказываются более, другие менее привлекательными или вовсе безразличными, третьи - даже пугающими (например, резкие звуки). Особенно привлекательные уже на втором-третьем месяце жизни впечатления, исходящие от взрослого человека - его лицо, улыбка, голос. Позднее младенец не только отличает впечатления, исходящие от взрослого человека, но узнаёт знакомых людей, а, следовательно, отличает их лица, голоса.  Из сказанного нами выше можно сделать вывод, что сенсорные процессы возникают у детей еще с младенческого возраста, поэтому практически с самого рождения детей надо начинать знакомить с основными формами, свойствами и признаками предметов и явлений, и главное, обучать его действиям обследования данных предметов или явлений.                                                                                                      

Сенсорное воспитание ребёнка означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у детей.

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной  деятельностью и решать следующие  задачи:

- Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.

- Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.

- Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл). Дать понятия об их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).

- Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие качества, свойства предметов и действия с ними. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение чувственного опыта со словом, формирование плана представлений.

- Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).

- Организовать включение сенсорного опыта в деятельность ребенка (предметную, продуктивную, трудовую). При этом главное внимание должно быть уделено тому, чтобы активизировать восприятие, обеспечить реализацию чувственного опыта.

- Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.

Сенсорное воспитание в период раннего  детства - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых  впечатлений, оно становится необходимым  не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального  общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в  условиях ограниченности притока впечатлений  младенцы испытывают "сенсорный  голод", ведущий к значительным задержкам общего развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием  стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку  достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда  у малыша начинают формироваться  хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение ("маленькое" - это то, что можно схватить одной рукой, "большое" - двумя руками, "круглое" - то, что охватывается всей ладошкой, "квадратное" - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).

Информация о работе Сенсорное развитие детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений