Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 20:26, контрольная работа
Платонов Сергей Федорович (1860–1933), русский историк. Родился 16 (28) июня 1860 в Чернигове, в семье типографского служащего. Родители, по происхождению коренные москвичи, переехали в Петербург, где отец занял должность управляющего типографией Министерства внутренних дел.
Сергей Фёдорович Платонов
Платонов Сергей Федорович (1860–1933), русский историк. Родился 16 (28) июня 1860 в Чернигове, в семье типографского служащего. Родители, по происхождению коренные москвичи, переехали в Петербург, где отец занял должность управляющего типографией Министерства внутренних дел.
По окончании частной гимназии Платонов весной 1878 поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Занимался у профессоров И.И.Серзневского, О.Ф.Миллера, В.Г.Васильевского, А.Д.Градовского, В.И.Сергеевича. Особенно большое влияние на него оказал К.Н.Бестужев-Рюмин, которого он называл своим учителем. В университете Платонов вошел в кружок, состоявший из студентов-историков и филологов В.Г.Дружинина, М.А.Дьяконова, А.С.Лаппо-Данилевского, Е.Ф.Шмурло и др.
По рекомендации Бестужева-Рюмина Платонов был оставлен при университете для «приготовления к профессорскому званию». Посвятил около 8 лет подготовке магистерской (кандидатской) диссертации на тему Древнерусские сказания и повести о Смутном времени ХVII века как исторический источник (1888). Диссертация в том же году была опубликована в виде монографии и удостоена Уваровской премии Академии наук.
Платонов занял должность приват-доцента,
а с осени 1890 – профессора кафедры русской
истории Петербургского университета.
Всю последующую жизнь, вплоть до середины
1920-х годов, ученый преподавал в университете:
читал общий курс русской истории, курсы
по отдельным эпохам и вопросам, вел семинарские
занятия. Из его семинариев вышли многие
известные представители петербургской
школы историков (П.Г.Васенко, П.Г.Любомиров,
Н.П.Павлов-Сильванский, А.Е.Пресняков,
Б.А.Романов и д.р
Избранный в 1920 году академиком Платонов вел многообразную научно-организационную работу – был председателем Археографической комиссии, директором Библиотеки Академии наук и Пушкинского Дома; в 1920-е годы фактически руководил деятельностью Академии наук в сфере исторических наук, в 1929 г. стал академиком-секретарем Отделения гуманитарных наук; в первые послереволюционные годы продолжал преподавать в родном ему университете, много внимания уделял краеведческой работе, выступал с публичными лекциями в Ленинграде и других городах. Платонова признавали одним из самых знаменитых деятелей науки: автобиография его была помещена в популярнейшем журнале «Огонек» в № 35 за 1927 год под рубрикой «Страна должна знать своих ученых».
В последние годы снова начали
печатать и сочинения Платонова – несколькими
изданиями вышли его учебники для высшей
и средней школы, в престижной академической
серии «Памятники исторической мысли»
– пятое издание «Очерков по истории Смуты
в Московском государстве XVI–XVII вв.», сопровожденное
статьями Е.В. Чистяковой, в 1993–1994 гг. двухтомное
собрание сочинений по русской истории,
подготовленное В.И. Старцевым и B.C. Брачевым,
переиздаются в виде книг и отдельные
сочинения С.Ф. Платонова 1920-х годов, в
томах «Археографического ежегодника»
публикуются тексты Платонова, выявленные
в архивах. Запланировано многотомное
академическое издание сочинений Платонова
силами Археографической комиссии Российской
Академии наук и Российской национальной
библиотеки; там предполагается впервые
ознакомиться и с архивными материалами
фонда историка – неопубликованными исследованиями
(о земских соборах и другими), рецензиями,
воспоминаниями, письмами. Сочинения выдающегося
историка возвращаются отлученному от
них читателю, обогащая представления
и о прошлом нашего Отечества, и об истории
его изучения.
Сейчас становится все очевиднее непреходящее
значение творчества С.Ф. Платонова в развитии
науки (особенно методики исторического
исследования) и образования. На рубеже
XIX–XX веков Платонов, как никто другой,
синтезировал в своем творчестве источниковедческую
основательность так называемой петербургской
школы историков (специалистов по истории
и культуре и России и зарубежья) и широту
многофакторных социологических устремлений
московской школы В.О. Ключевского. Рано
прославившийся как археограф и текстолог-первооткрыватель,
описатель, публикатор памятников древнерусской
письменности Платонов старался выявить
и основные линии общеисторического развития.
Методика исторического исследования
в его осознании была тесно взаимосвязана
с методологией, с понятием о философии
истории. В предисловии к магистерской
еще диссертации в конце 1880-х годов он
писал: «Из нашего университета вместе
с навыками научной критики я вынес стремление
к отвлеченным историческим построениям
и веру в то, что плодотворна только та
историческая работа, которая идет от
широкой исторической идеи и приходит
к той же идее»[8].
Со временем Платонов был реабилитирован, а его работы получили должную научную оценку. В настоящее время по достоинству оценен и его Учебник русской истории для средней школы. Дореволюционная школа располагала широким выбором учебников по отечественной истории. Некоторые из них выдержали множество изданий. Учебник К. В. Елпатьевского издавался 11 раз, пособие Д. И. Иловайского, побив все рекорды, вышло в начале XX в. 33-м изданием. Однако все эти учебники имели определённые недостатки. Чаще всего они представляли собою простое перечисление фактов, без особой системы. Связь элементов политической, экономической и социальной истории не всегда показывалась в них ясно и чётко.
Еще с 1890 Платонов участвовал в деятельности Ученого комитета Министерства народного просвещения, который занимался и оценкой учебной литературы. Отзывы Учёного комитета о русских учебниках публиковались в «Журнале» министерства. Во второй книге журнала за 1901 Платонов поместил рецензию на учебник Иловайского. По его мнению, из школьного учебника русской истории необходимо было убрать все легенды, отказаться от субъективных трактовок и вместить в небольшой объем возможно более широкое содержание, проявив при изложении политических и религиозных тем тактичность.
При создании знаменитого Учебника по русской истории Платонову пригодился его длительный преподавательский опыт. Первая часть платоновского Учебника вышла в 1909, а вторая – через год. Необычно большое число отзывов в печати свидетельствовало о внимании к книге. Общий вывод гласил: «Это, бесспорно, лучший учебник русской истории из всех сейчас существующих, самый подходящий для школы». Его отличали стройность и четкость изложения. Выявление особенностей отдельных периодов опиралось на их социально-политическую оценку. Много внимания Платонов уделял и внешней политике страны, а также историческим деятелям, которых обрисовал кратко, но выразительно.
Платонов шире, чем Иловайский, концентрировался на экономике и сословных отношениях. Специальный раздел Учебника русской истории Платонова был посвящен развитию Московского и Литовского княжеств, образованию Великорусского государства и переходу удельного быта в общегосударственный. Эпоху Грозного и Смуты Платонов обрисовывал в Учебнике на основе собственных подходов. Русская история у него представала закономерно развивавшимся процессом.
Во второй части учебника Платонов освещал русскую историю от Петра Великого до Александра III. Деятельность Петра I Платонов считает исторически обусловленной. Она не изменила тип государства и положение основных сословий, а видоизменила старый строй по западноевропейским принципам. В учебнике Платонова много говорится о дворцовых переворотах XVIII в., преобразовательской деятельности Екатерины II, Александра I и Александра II, оппозиционных движениях, восстании декабристов, славянофильстве и западничестве, революционерах 1880-х. Один из рецензентов отмечал: «Проявляется в новом учебнике и еще одна довольно редкая в руководствах истории черта. Многие составители учебников, излагая историю XVIII и XIX вв., умалчивают о многих фактах и даже прямо искажают их… Такие умолчания лишь подрывают доверие учеников к истории, а с фактами они все равно знакомятся... Правда – главное достоинство труда профессора Платонова».
Историю возрастания политической роли дворянства в России Платонов подытоживает так: «Льготы и права, данные дворянам в 1785 г., представляли собою последнюю ступень в общем ходе возвышения дворянского сословия. Бесправное при Петре Великом шляхетство облегчило несколько свои тяготы при императрице Анне, замкнулось в благородное сословие при Елизавете, было освобождено от обязательной службы при Петре III, теперь, при Екатерине II, оно было обращено в привилегированное сословие с широким сословным самоуправлением и с большими административными полномочиями».
Рецензент так оценивает эту характеристику: «Вот где можно поучиться, как надо подчеркивать главную мысль!.. Как мало сказано: несколько слов вначале – высказана руководящая мысль, при изложении фактов она подчеркивается тоже двумя-тремя словами и в конце коротенькое резюме, занимающее 10 строк всего, а что этим достигнуто: перед вами не случайно стоящие факты, как в учебнике г. Елпатьевского, а целый процесс». Другой рецензент писал: «Каждая ступень исторического развития Русского государства охарактеризована Платоновым очень ярко и выпукло. Его учебник дает стройную и цельную концепцию русской истории, изложенную простым, но ярким и метким слогом. Следует выразить пожелание, чтобы учебник Платонова поскорее проник в среднюю школу, которая остро нуждается в здоровой научной пище, особенно в области русской истории».
Заказы на Учебник русской истории Платонова шли со всех концов страны. Его тираж разошелся за несколько месяцев. Впоследствии две части учебника, объединенные в один том, переиздавались ежегодно. Автор постоянно делал в нём исправления, оттачивая стиль. Шестое, седьмое и восьмое издания (1915–1916) печатались почти без изменений, но раздел о царствовании Александра III подвергся стилистической правке и смысловой корректировке. В апреле 1917 г. Платонов дополнил свой учебник русской истории характеристикой царствования Николая II и довел изложение до создания Временного правительства. Февральской революции Платонов поначалу сочувствовал.