Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:38, доклад
В настоящее время деятельность педагога относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью, им свойственен феномен “эмоционального выгорания”, проявляющийся как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.
Синдром эмоционального выгорания в педагогической деятельности
В настоящее время деятельность
педагога относится к группе
профессий с повышенной
Деятельность - это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. Педагогическая деятельность – это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования. Особенностью педагогической деятельности является высокая эмоциональная напряженность. Повторение ситуаций профессиональных стрессов приводит к ослаблению нервной системы педагогов, эмоциональных срывов, нервно – психических заболеваний. В своей повседневной работе педагог постоянно сталкивается с необходимостью управления эмоциональными состояниями, которые вызывают проблему поиска наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции и саморегуляции учителя в напряженных ситуациях профессиональной деятельности. Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома у педагогов и разработка научно- обоснованных оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала педагогов.
С 60-х гг. прошлого века синдром эмоционального выгорания в деятельности педагога стал предметом широкого научного анализа зарубежных авторов, не потерял свою актуальность и в наше время. Об этом свидетельствует большое число публикаций и аналитических обзоров отечественных (В. В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, А. А. Рукавишников и др.) и зарубежных авторов (Е. Aronson, A. Pines, Р. Brill, М. Burisch, С. Maslach, S. Jackson; С. Cherniss и другие). М. В. Борисова, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк и другие исследователи большое внимание уделяют определению сущности, описанию структуры, причин возникновения, проявления и развития синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
На сегодняшний день, отечественными и зарубежными учеными исследуются вопросы, связанные с предупреждением и коррекцией синдрома эмоционального выгорания (М. А. Гавриленко, Г. А. Зарипов, М. Rowe, Т. Kurhnir, V. Milbauer и многие другие). Несмотря на это, сохраняется актуальной потребность в поиске возможностей формирования психологических условий, разработке и совершенствовании мероприятий, направленных на предупреждение синдрома эмоционального выгорания в деятельности педагога.
Можно предположить, что
синдром эмоционального
выгорания, характеризующийся эмоциональной
сухостью педагога, расширением
сферы экономии эмоций, личностной
отстраненностью, игнорированием
индивидуальных особенностей
Н. В.Кузьмина на основании проведенных
ею психологических исследований, заключила,
что эффективность деятельности педагога
и его комфортное самочувствие как ее
субъекта при прочих равных положительных
влияниях обеспечивают:
- оптимальный уровень интеллектуального
развития;
- синтетический, целостный,
когнитивный стиль с высоким показателем
дифференциации;
- гибкость и конвергентностъ
мышления;
- активность, высокий темп реакции,
лабильность;
- эмоциональная устойчивость,
высокий уровень саморегуляции. (2).
В современных условиях деятельность
учителя буквально насыщена факторами,
вызывающими профессиональное выгорание:
большое количество социальных контактов
за рабочий день, предельно высокая ответственность,
необходимость быть все время в «форме».
Современным обществом декларируется
образ социально успешного человека, это
образ уверенного в себе человека, самостоятельного
и решительного, достигшего карьерных
успехов. Педагог также в своей деятельности
должен стремиться к успешному решению
поставленных перед ним задач независимо
от воздействующих на него негативных
факторов, сохранять самообладание, оставаться
для учеников, воспитанников примером
в личностном плане, отвечать за сохранение
физического и психического здоровья
своих воспитанников. Для эффективного
выполнения педагогических функций современному
педагогу важно осознавать структуру
педагогической деятельности, взаимосвязь
ее основных компонентов, с помощью которых
она осуществляется, педагогические действия,
профессионально-важные умения и психологические
качества, необходимые для ее реализации.
1) Конструктивная деятельность
– конструктивно-содержательная (отбор
и композиция учебного
2) Организаторская деятельность
– выполнение системы действий,
направленных на активное
3) Коммуникативная деятельность
– установление педагогически
целесообразных отношений
4) Гностический компонент
– система знаний и умений
преподавателя, а также определенные
свойства познавательной
5) Контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.
Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.
Таким образом, обобщая
работы авторов, стоит отметить,
что в настоящее время
Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В данном случае означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний по мере появления новых знаний и новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.
Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.
Важным аспектом в деятельности педагога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов.
Аутогенная тренировка
Список использованной
1. Орел В. Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001г.сентябрь.
2. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. М.,издательство “Флинта”, 2001 г.
3. Сергеева В.П. Классный
руководитель в современной
4. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявления у учителей начальных классов / Б. А.Вяткин // Вопросы психологии. - 2001. - №3. - С.70-78.
5. В. Е.Орел. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 330 с)
Информация о работе Синдром эмоционального выгорания в педагогической деятельности