Система Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:58, доклад

Краткое описание

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по системе Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.
Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.
Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.

Содержание

1.Суть метода
2.Основные идеи развития детей по системе Мантессори
3.Роль взрослого
4.Развивающая среда
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Система Марии Монтессори.docx

— 23.24 Кб (Скачать файл)

Система Марии Монтессори

 

На сегодняшний  день система Марии Монтессори –  одна из самых востребованных методик  развития ребенка. Развитие детей по системе Монтессори – это    свобода  и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.

В основном, методика "охватывает" возраст от 3 до 6 лет. 

История

Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили  по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.

   Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

   Впервые система, созданная Монтессори,  была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

  С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию. 

 

Суть  метода

 

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.

   Главный принцип системы Монтессори - «Помоги  мне сделать это самому!». Это  значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду  для занятий и ненавязчиво  научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть  свои природные способности.

   Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе. 

 

Основные идеи развития детей по системе М.Монтессори

 

Система основана на следующих положениях:

Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

Дети принимают  самостоятельные решения.

Занятия проходят в специально подготовленной среде.

Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.

Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

  

   Таким образом, всё и вся в  системе Монтессори  стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

   Задача воспитателя в системе Монтессори — развитие детей, помощь в  организации их деятельности для  реализации  потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.

   Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.

 

Роль  взрослого

 

При том что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в оговоренном выше объеме, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.

   Основная  задача взрослого по отношению к  ребенку непосредственно в процессе занятий  – не мешать ему осваивать  окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать  собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.

   Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.

 

Как выглядит работа взрослого на занятиях?

 

Сначала  педагог внимательно наблюдает  за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и  говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении. 

 

Развивающая среда

 

Развивающая среда — важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

   У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту  ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

   В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

   Среда имеет точную логику построения. В книгах Монтессори делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

   Расположением полок среда разделена на 5 зон:

Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.

Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.

Математическая зона  - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами,  фонетикой, понимания состава слов и их написания.

Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

 

Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики  и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые  дети расстилают на полу, где им удобно.

 

Дидактический материал

 

Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок  учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно  какие-то специальные игрушки. Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

 

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали  развиваться детям в самых разных направлениях.

 

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

 

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы  выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить  её. Таким ребенок  учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

 

Помимо  сказанного, сама обстановка и доступность  абсолютно всех пособий побуждает  детей искать ключи к окружающему  миру.

Основные  правила пользования  монтессори-материалами:

Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

выбор материала;

подготовка материала и рабочего места;

выполнение действий;

контроль ошибок;

завершение работы, возвращение материала на исходное место.

Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.

Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

 

 

 

В книгах Монтессори отмечено, что все эти  правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.

 

Недостатки  системы М. Монтессори

 

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

В системе нет ролевых и подвижных игр.

Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

 

   Сложно  уместить огромный жизненный опыт Марии  Монтессори, воплощенный в ее сисетме,  в рамках небольшого обзора. Поэтому  в данной статье есть только самое  основное. Если Вам интересно более  подробно узнать о системе Марии Монтесори, целесообразно познакомиться с первоначальными источниками. Тем более, что книги Монтессори и ее последователей сейчас широко доступны.

   Следует помнить, что на сегодняшний день мы имеем доступ ко множеству методик  и систем, и в наших силах  выбирать лучшее для своих детей.

 

 

 

 

Список  литературы

Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913. — 339c.

Монтессори М. Руководство к моему методу. М. Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1916. — 64c.

Монтессори М. Подготовка учительницы. Пер. с итал. Ю. И. Фаусек/ / Просвещение. — 1921. — № 1. — C.125-133.

Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с итал. К.Памфиловой //Русская школа за рубежом. — Прага, 1926. — Кн.17. — C.419-424.

Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. — М.: Тип. Госснаба, 1993. — 168c.

Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. Гомель. 1993.- 336 с.

Монтессори М. Разум ребенка. Москва. 1997.- 176 с.

Монтессори. М // Составитель М. В. Богуславский, (сборник опубликованных фрагментов книг М. Монтессори) 1999.: Издательский Дом Шалвы Аминашвили — 224 с.

Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому»// Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.

Монтессори М. Дети — другие. // C о вступительной статьей и комментариями К. Е. Сумнительного. ИД «Карапуз». М. 2004.


Информация о работе Система Марии Монтессори