Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:50, реферат
Греки уделяли особое внимание воспитанию, что позволило им создать культуру, установившую эталон прекрасного в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, полностью сохраняющийся и в наше время. Огромным влиянием в Греции пользовались философы Платон, Аристотель, Сократ и близкие к ним Пифагор, Евклид, Архимед, известные нам больше как математики. В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывно связаны. Хилое тело, отсутствие музыкального слуха и неграмотность осуждались, (это не касалось низших слоев населения и рабов). Воплощением эллинского духа были Олимпийские игры, проводившиеся в 8-4 веках до н. э. и включавшие спортивные состязания, театральные и религиозные действия.
Но все-таки здесь еще не лежит начало Воспитательной идеи софистов. Возрастающий интерес философии к человеку служит снова доказательством для исторической необходимости возникновения движения софистов, хотя потребности, которые они удовлетворяют, далеко не научно-теоретические, а чисто практические. Этим тоже объясняется тот факт, что их влияние в Афинах было значительно большим, в то время, как наука ионийской физики там широко не распространялась. Без понятия для этой оторванной от жизни науки софисты продолжали Воспитательную традицию своих поэтов как Гомера, Гесиода, Солона, Феогнида, Симонида и Пиндара. Только когда мы рассматриваем софистов в развитии греческого образования, линия которого обозначается именем софистов, мы видим их историческое место. Уже у Симонида, Феогнида и Пиндара существовала проблема возможности преподавать арете в поэзии, до тех пор арете просто провозгласила идеал человека. Теперь мы в ней уже встречаем дискуссию о Воспитании. Симонид в общем-то уже типичный софист. Софисты только совершают последний шаг. Они переделают многочисленные виды паренетической поэзии, — в которой педагогический элемент наиболее ярко выявился в новую прозу искусства, в которой они являются мастерами и вступают с этим в сознательное соревнование с поэзией и в форме, и в мыслях. Эта переделка Воспитательного содержания поэзии в сторону прозы признак ее окончательной рационализации. Как наследники Воспитательной профессии поэзии софисты как раз и занимаются этим. Они первыми дают школьное объяснение произведений тех великих поэтов, наследниками которых они сами себя с пристрастием считают. Но интерпретацию в нашем смысле не стоит ожидать от них. Они противостоят им непосредственно и не относятся к определенному времени, с беспристрастием они их применяют в настоящее время, как это нам хорошо покажет “Протагор” Платона.
Разумная целесообразность этого периода ярко и совсем неподходящим образом выражается в дидактическом понимании поэзии. Гомер является для софистов энциклопедией всего человеческого знания, от машиностроения вплоть до стратегии, находкой умных правил жизни. Героическое воспитание эпоса или трагедии здесь непосредственно полезно применяется.
Все-таки софисты не только чистые эпигоны. У них возникла и многосторонняя новая проблематика. Рациональное мышление того времени о нравственных и государственных делах, учения физиков их настоятельно касается, что они создают такую атмосферу многостороннего образования вокруг себя, какую их время в такой живости и сознательности еще не знало. Ксенофанскую гордость духа нельзя отдельно рассматривать от этого нового типа; Платон насмехается над ним в его многообразных формах. Это напоминает нам литературу Возрождения, здесь мы находим как раз независимость, космополитизм и право свободного передвижения, которые дали толчок движению софистов в мире. Гений, который соображал во всех областях знаний, изучал все ремесленные искусства, который носит только одежду и украшения, которые он сам сделал является совершенным “человеком универсальным” . Это блестящее сочетание филолога, оратора, педагога и литератора нельзя рассматривать с традиционной точки зрения. Не только из-за их учения, которое они дают, но из-за их целого 377-го духовного и психологического нового типа они достигли такой знаменитости греческого духа в любом городе, где они выступили. Тоже в этом они по-настоящему наследовали тех поэтов-паразитов, которых мы встречали к концу VI века во дворах тиранов и в домах могущественной знати. Их существование базируется только лишь на интеллектуальном значении. При такой странствующей жизни они не занимали определенную гражданскую позицию. Тот факт, что такая оторванная жизнь в тогдашней Греции вообще была возможна, является прочным признаком возникновения совсем нового способа образования, который коренным образом является индивидуалистическим, хоть и много говориться о воспитании для общности и о добродетели наилучшего государственного гражданина. Софисты действительно являются наиболее яркими индивидуалистами того века, который вообще склонялся к индивидуализму. В этом их современники видели в них настоящих представителей духа того времени. Тот факт, что образование есть средство для жизни — признак того времени. Оно — как рыночный товар “импортируется” и торгуется. Это сравнение Платона правомерно, оно не только моральная критика софистов, их личных взглядов, но и духовный симптом. Для “социологии знаний” софисты являются большой находкой, и далеко еще не все известно.
В целом эти люди
являются явлением истории образования
первого ранга. Благодаря им пайдейя
была выведена в мир, в смысле сознательных
идей и теории образования, была поставлена
на рациональную почву. В этой мере они
— важная ступень в развитии гуманизма,
хотя он нашел свою наивысшую и верную
форму только в борьбе с софистами, в преодолении
их Платоном. Характерна для них прежде
всего неготовность. Софистика не является
научным 378-м движением, но снятием науки
в смысле старой физики и истории ионийцев
в сторону интересов жизни, которые определились
педагогическими и социальными проблемами,
возникшими из переделки государственного
и хозяйственного существования. Значит
это софизм сначала отодвигает науку в
сторону, как в настоящее время прилив
педагогики, социологии и журналистики
действует на старую науку. Но в той мере,
в какой она применяет старую традицию
воспитания Гомера в форме языка и в способе
мышления нового рационального времени
осознает теоретические понятия образования,
в той мере софистика и расширяет область
ионической науки к этическо-социальной
стороне и становится настоящей политико-этической
философией рядом и над наукой о природе.
В первую очередь, мы оцениваем заслуги
софистов в формальной области. В софическом
образовании, в его многосторонности был
зародыш образовательной борьбы следующих
веков, борьбы между философией и риторикой.
Заключение
В Древней Греции
выделялись две системы воспитания,
Афинская - эстетическая и Спартанская
– военная .Данные темы раскрыты в
первой и второй главе. Современная система
эстетического воспитания многое взяла
от Афинской демократии. Некоторые
экспериментальные современные школы
желая подчеркнуть их гуманитарные направленность
носят названия Афинских. В Афинах
огромное значение придавалось воспитанию
посредством театра и изобразительного
искусства граждан . В Афинах, наиболее
демократическом из полисов Эллады театр
стал подлинным воспитателем народа, он
формировал взгляды и убеждения свободных
граждан Эллады. Театр был общественным
институтом, включенным в систему полисных
праздников. Театральное зрелище было
массовым, зрителями являлась большая
часть граждан, организация представлений
- одна из самых важных и почетных литургий;
со времени Перикла государство давало
беднейшим гражданам деньги для оплаты
билетов. Театральные представления носили
состязательный характер, ставились пьесы
нескольких авторов, и жюри, избранное
из граждан, определяло победителя. В данной
работе мы рассмотрели систему воспитания
в древней Греции как часть культуры
античности .Утверждение достоинства
и величия человека-гражданина становится
главной задачей греческой культуры эпохи
классики. В произведениях искусства древние
греки воспевали образ человека-героя
во всем совершенстве его физической и
нравственной красоты. Этот идеал имел
большое этическое и общественно-воспитательное
значение. Искусство оказывало непосредственное
воздействие на чувства и умы современников,
воспитывая в них представление о том,
каким должен быть человек
О древнегреческой философии и её воспитательной роли рассказано в пятой главе. Философ - любитель мудрости, любитель знания. О положение Софистов в древней Греции подробно рассказывается в шестой граве. Роль софистов в истории древней Греции можно понять только на фоне их вклада в философскую мысль и культуру вообще. Они впервые решительно сместили направление теоретико-познавательного интереса с природы на человека. В противоположность предшествовавшим философам, искавшим тайну человеческого бытия в природе, космосе .
К четвертому веку до
н.э. в общих чертах в Греции сложилась
система образования — общее
образование или
Литература
1. Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима М., “Высшая школа”,1990
2. Лев Любимов
Искусство Древнего Мира М.,”
3. Культурология
(учебное пособие и
4. История Европы", т.1 "Древняя Европа"; изд. "Наука",1988 г.,
5. Андре Боннар, "Греческая цивилизация", изд. "Искусство" 1992 г., I-III книги;
6. В.С.Нерсянц, "Сократ", изд. "Наука",1984 г.;
7. А.Ф.Лосев,А.А.Тахо-Годи, из серии "Жизнь замечательных людей"-"Платон,Аристотель", изд."Молодая Гвардия" 1993 г.;
8. Проф. И.М.Тронский,
"История Античной литературы",
9. Кессиди Ф.Х., "От мифа к логосу", М., 1972,
10. Платон, "Политика или Государство", перевод с греческого Карпова, часть III, СПБ, 1863 г.,;
11. Маркс К., Энгельс Ф. соч. 2-е изд., Т.20,.
12. «Мифы народов мира» энциклопедия гл. редактор С. А. Токарев. М.1993.
13. Пельман Р. История античного социального вопроса и социализма. СПб., 1910.
14. Лурье С.Я.
О фашистской идеализации
15. Рассел Б.
История западной философии.
16. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона. М., 1992
17. Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Т. 1. Становление и развитие полиса. М., 1983.
18. Софисты как
феномен истории образования.
Гончаров Д.В М., 1996.
Содержание
Введение.
Глава 1.Афинское общество и система воспитания
Глава 2.Общество Спарты , Спартанское воспитание
Глава 3.Древнегреческий театр и изобразительное искусство, их роль в воспитании граждан.
Глава 4.Античная культура и её воспитательная роль в жизни древних греков.
Глава 5.Античное культура и роль воспитания в жизни древних греков
5.Философия и воспитание
Глава 6.Софисты как феномен истории образования
Заключение