Система воспитания Афин и Спарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:50, реферат

Краткое описание

Греки уделяли особое внимание воспитанию, что позволило им создать культуру, установившую эталон прекрасного в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, полностью сохраняющийся и в наше время. Огромным влиянием в Греции пользовались философы Платон, Аристотель, Сократ и близкие к ним Пифагор, Евклид, Архимед, известные нам больше как математики. В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывно связаны. Хилое тело, отсутствие музыкального слуха и неграмотность осуждались, (это не касалось низших слоев населения и рабов). Воплощением эллинского духа были Олимпийские игры, проводившиеся в 8-4 веках до н. э. и включавшие спортивные состязания, театральные и религиозные действия.

Вложенные файлы: 1 файл

система воспитания.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

Но все-таки здесь  еще не лежит начало Воспитательной идеи софистов. Возрастающий интерес философии к человеку служит снова доказательством для исторической необходимости возникновения движения софистов, хотя потребности, которые они удовлетворяют, далеко не научно-теоретические, а чисто практические. Этим тоже объясняется тот факт, что их влияние в Афинах было значительно большим, в то время, как наука ионийской физики там широко не распространялась. Без понятия для этой оторванной от жизни науки софисты продолжали Воспитательную традицию своих поэтов как Гомера, Гесиода, Солона, Феогнида, Симонида и Пиндара. Только когда мы рассматриваем софистов в развитии греческого образования, линия которого обозначается именем софистов, мы видим их историческое место. Уже у Симонида, Феогнида и Пиндара существовала проблема возможности преподавать арете в поэзии, до тех пор арете просто провозгласила идеал человека. Теперь мы в ней уже встречаем дискуссию о Воспитании. Симонид в общем-то уже типичный софист. Софисты только совершают последний шаг. Они переделают многочисленные виды паренетической поэзии, — в которой педагогический элемент наиболее ярко выявился в новую прозу искусства, в которой они являются мастерами и вступают с этим в сознательное соревнование с поэзией и в форме, и в мыслях. Эта переделка Воспитательного содержания поэзии в сторону прозы признак ее окончательной рационализации. Как наследники Воспитательной профессии поэзии софисты как раз и занимаются этим. Они первыми дают школьное объяснение произведений тех великих поэтов, наследниками которых они сами себя с пристрастием считают. Но интерпретацию в нашем смысле не стоит ожидать от них. Они противостоят им непосредственно и не относятся к определенному времени, с беспристрастием они их применяют в настоящее время, как это нам хорошо покажет “Протагор” Платона.

Разумная целесообразность этого периода ярко и совсем неподходящим образом выражается в дидактическом  понимании поэзии. Гомер является для софистов энциклопедией всего  человеческого знания, от машиностроения вплоть до стратегии, находкой умных  правил жизни. Героическое воспитание эпоса или трагедии здесь непосредственно полезно применяется.

Все-таки софисты  не только чистые эпигоны. У них возникла и многосторонняя новая проблематика. Рациональное мышление того времени  о нравственных и государственных делах, учения физиков их настоятельно касается, что они создают такую атмосферу многостороннего образования вокруг себя, какую их время в такой живости и сознательности еще не знало. Ксенофанскую гордость духа нельзя отдельно рассматривать от этого нового типа; Платон насмехается над ним в его многообразных формах. Это напоминает нам литературу Возрождения, здесь мы находим как раз независимость, космополитизм и право свободного передвижения, которые дали толчок движению софистов в мире. Гений, который соображал во всех областях знаний, изучал все ремесленные искусства, который носит только одежду и украшения, которые он сам сделал является совершенным “человеком универсальным” . Это блестящее сочетание филолога, оратора, педагога и литератора нельзя рассматривать с традиционной точки зрения. Не только из-за их учения, которое они дают, но из-за их целого 377-го духовного и психологического нового типа они достигли такой знаменитости греческого духа в любом городе, где они выступили. Тоже в этом они по-настоящему наследовали тех поэтов-паразитов, которых мы встречали к концу VI века во дворах тиранов и в домах могущественной знати. Их существование базируется только лишь на интеллектуальном значении. При такой странствующей жизни они не занимали определенную гражданскую позицию. Тот факт, что такая оторванная жизнь в тогдашней Греции вообще была возможна, является прочным признаком возникновения совсем нового способа образования, который коренным образом является индивидуалистическим, хоть и много говориться о воспитании для общности и о добродетели наилучшего государственного гражданина. Софисты действительно являются наиболее яркими индивидуалистами того века, который вообще склонялся к индивидуализму. В этом их современники видели в них настоящих представителей духа того времени. Тот факт, что образование есть средство для жизни — признак того времени. Оно — как рыночный товар “импортируется” и торгуется. Это сравнение Платона правомерно, оно не только моральная критика софистов, их личных взглядов, но и духовный симптом. Для “социологии знаний” софисты являются большой находкой, и далеко еще не все известно.

В целом эти люди являются явлением истории образования  первого ранга. Благодаря им пайдейя  была выведена в мир, в смысле сознательных идей и теории образования, была поставлена на рациональную почву. В этой мере они — важная ступень в развитии гуманизма, хотя он нашел свою наивысшую и верную форму только в борьбе с софистами, в преодолении их Платоном. Характерна для них прежде всего неготовность. Софистика не является научным 378-м движением, но снятием науки в смысле старой физики и истории ионийцев в сторону интересов жизни, которые определились педагогическими и социальными проблемами, возникшими из переделки государственного и хозяйственного существования. Значит это софизм сначала отодвигает науку в сторону, как в настоящее время прилив педагогики, социологии и журналистики действует на старую науку. Но в той мере, в какой она применяет старую традицию воспитания Гомера в форме языка и в способе мышления нового рационального времени осознает теоретические понятия образования, в той мере софистика и расширяет область ионической науки к этическо-социальной стороне и становится настоящей политико-этической философией рядом и над наукой о природе. В первую очередь, мы оцениваем заслуги софистов в формальной области. В софическом образовании, в его многосторонности был зародыш образовательной борьбы следующих веков, борьбы между философией и риторикой.  

Заключение 

В Древней Греции  выделялись  две системы воспитания, Афинская - эстетическая и Спартанская – военная .Данные темы  раскрыты в первой и второй главе. Современная система эстетического воспитания  многое взяла от Афинской  демократии. Некоторые экспериментальные современные школы желая подчеркнуть их гуманитарные направленность носят названия Афинских.   В Афинах огромное значение придавалось воспитанию посредством театра и изобразительного искусства граждан . В Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий; со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя. В данной работе мы рассмотрели  систему воспитания в древней Греции как часть культуры  античности .Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой культуры эпохи классики. В произведениях искусства древние греки воспевали образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек 

О древнегреческой  философии и её воспитательной роли рассказано в пятой главе. Философ - любитель мудрости, любитель знания.  О положение  Софистов   в  древней Греции подробно рассказывается в  шестой граве. Роль софистов в истории древней Греции можно понять только на фоне их вклада в философскую мысль и культуру вообще. Они впервые решительно сместили направление теоретико-познавательного интереса с природы на человека.  В противоположность предшествовавшим философам, искавшим тайну человеческого бытия в природе, космосе .

К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась  система образования — общее  образование или энциклопедическое  образование, энкюклиос пайдейа, которое  в своей основе не было отвергнуто ни  Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки — древнегреческий и латынь — в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, на века живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными источниками — историческим опытом и достижениями прошлого.. Вот основные  итоги которые можно подчеркнуть из данной работы. 

 Литература

1.    Казимеж  Куманецкий История культуры  Древней Греции и Рима   М., “Высшая школа”,1990

2.    Лев Любимов  Искусство Древнего Мира М.,”Просвещение”,1971

3.    Культурология  (учебное пособие и хрестоматия  для студентов)   Ростов-на-Дону, “Феникс”,1997

4.    История  Европы", т.1 "Древняя Европа"; изд. "Наука",1988 г.,

5.    Андре  Боннар, "Греческая цивилизация", изд. "Искусство" 1992 г., I-III книги;

6.   В.С.Нерсянц, "Сократ", изд. "Наука",1984 г.;

7.    А.Ф.Лосев,А.А.Тахо-Годи, из серии "Жизнь замечательных  людей"-"Платон,Аристотель", изд."Молодая  Гвардия" 1993 г.;

8.    Проф. И.М.Тронский, "История Античной литературы",изд.учпедгиз, 1947 г.;

9.   Кессиди Ф.Х., "От мифа к логосу", М., 1972,

10.  Платон, "Политика  или Государство", перевод с  греческого Карпова, часть III, СПБ, 1863 г.,;

11.  Маркс К., Энгельс  Ф. соч. 2-е изд., Т.20,.

12.  «Мифы народов  мира» энциклопедия гл. редактор  С. А. Токарев. М.1993.

13.  Пельман Р.  История античного социального  вопроса и социализма. СПб., 1910.

14.  Лурье С.Я.  О фашистской идеализации полицейского  режима древней Спарты // ВДИ. 1939.

15.  Рассел Б.  История западной философии. Кн. 1 - 2. Новосибирск, 1994. С. 106.

16.  Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона. М., 1992

17.  Андреев Ю.В.  Спарта как тип полиса // Античная  Греция. Т. 1. Становление и развитие  полиса. М., 1983.

18.  Софисты как  феномен истории образования.  Гончаров Д.В М., 1996. 

 

Содержание

Введение.

Глава 1.Афинское общество и система воспитания

Глава 2.Общество Спарты , Спартанское воспитание

 Глава 3.Древнегреческий театр и изобразительное искусство, их  роль в воспитании граждан.

Глава 4.Античная культура и её воспитательная роль в жизни древних греков.

Глава 5.Античное  культура и роль воспитания в жизни древних греков

5.Философия и воспитание

Глава 6.Софисты как феномен истории образования

Заключение


Информация о работе Система воспитания Афин и Спарты