Система образования в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:42, доклад

Краткое описание

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления - парламентом, правительством.

Вложенные файлы: 1 файл

Система образования в Англии.docx

— 34.16 Кб (Скачать файл)

5. Система высшего  образования в Англии

5.1 Проблематика, реформы и общая характеристика

Высшее образование в  Великобритании представлено университетами и политехническими колледжами. До 60-х гг. оно осуществлялось исключительно  в университетах. Но в 50-60-х гг. в  Великобритании начинают резко обостряться  противоречия между возможностями  системы образования на всех ее уровнях  и общественными потребностями  социально-экономического характера. Реформы образования в Великобритании начались с высшей школы. В начале 60-х годов в стране стал ощущаться  острый дефицит высококвалифицированных  кадров.

60-е годы знаменуются  бурным ростом университетского  образования. За этот период  в стране было создано 23 университета  или половина существующих в настоящее время.

В 1964-1977 гг. был создан новый  тип высшего учебного заведения  для Великобритании - технологический  университет. Технологическими университетами стали 10 бывших ' колледжей передовой  технологии.

В 1969 г. был создан первый в мире университет дистанционного обучения - Открытый университет. За период 60-70-х годов численность студентов  университетов более чем удвоилась (в 1970 г. в университетах Великобритании обучалось 259 тыс. студентов), а общее  число университетов возросло до 45.

Параллельно развитию университетского образования происходит становление  и расширение общественного сектора  высшего образования, профессионально-ориентированного и рассчитанного на удовлетворение местных потребностей. Его основу составили 30 политехнических колледжей, созданных в 1969-1970 гг. в результате слияния ряда технических, коммерческих колледжей и колледжей искусств. Значение альтернативного сектора  высшего образования непрерывно возрастает.

Таким образом, в 60-е - начале 70-х годов в Великобритании формируется  бинарная система высшего образования, представленная, с одной стороны, университетами, с другой - политехническими колледжами и другими учебными заведениями общественного сектора высшего образования.

Пришедшее к власти в 1979 г. консервативное правительство начало проводить тактику сближения  двух секторов высшего образования, выравнивания правовой основы деятельности всех высших учебных заведений вне  зависимости от их статуса. Основные мероприятия этого периода были направлены на поощрение деятельности высших учебных заведений по совершенствованию  механизмов управления и финансирования в целях удовлетворения социально-экономических  потребностей страны.

Основным рычагом воздействия  на систему высшего образования  стало финансирование. В начале 1980-х гг. правительство проводит ряд мероприятий по сокращению расходов на университетское образование с целью более рационального их использования. В основном развиваются естественнонаучные и инженерно-технические направления подготовки, поощряется коммерческая деятельность университетов, расширение их контактов с промышленными и коммерческими сферами. Автономия университетов резко ограничивается, поскольку правительство требует отчетности по расходной части бюджета, что было новым в университетской жизни, а также вводит контроль за регулированием численности и распределением их по направлениям подготовки студентов, формированием содержания обучения, направлений научных исследований. Осуществляется и прямой контроль за деятельностью университетов со стороны Королевской инспекции. В первую очередь это относится к постановке педагогического образования в университетах.

Если для университетов  основной проблемой стала профессионализация образования, то для политехнических  колледжей - усиление общенаучной и  общепрофессиональной подготовки. Последние с самого начала имели прочные связи с промышленными и коммерческими предприятиями, фирмами. Однако они в значительной мере зависели от местных органов образования как в финансовом, административном, так и учебном отношении. Поэтому основной задачей этих колледжей стало ограничение «мелочной» опеки местных властей и переход под юрисдикцию центральных органов образования. В этом отношении цели университетов и политехнических колледжей имели противоположный характер.

5.2 Характеристика  и виды университетов и политехнических

вузов

образование англия обучение школьный институт

По структуре университеты подразделяются на коллегиальные и унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов - Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В состав унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения.

Деятельность университетов  регулируется их королевскими хартиями или уставами.

Формально университет возглавляет канцлер, назначаемый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой администрации университета является вице-канцлер или ректор (Шотландия). Руководящие органы университетов - совет и сенат. Совет - высший административный орган, который формирует преподавательский и вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат - академический орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается. В органы управления в последнее время стали входить на паритетных началах представители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций, заинтересованных в подготовке специалистов.

Учебный год в вузах  Великобритании начинается в октябре  и делится, как правило, на триместры  по 8-10 недель каждый. Продолжительность  летних каникул четыре месяца - с 1 июня по 30 сентября.

Основными видами занятий  в вузах Великобритании являются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод обучения, предполагающий занятия с 2-10 студентами, которые проводятся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Практические занятия вынесены за рамки учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного времени. Традиционный академизм университетов привел к тому, что производственная практика либо совсем не включается в программу подготовки, либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов самостоятельного приобретения практического опыта. В некоторой степени решению этой проблемы способствует обучение по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением. Такая форма стала применяться и в университетах, но наиболее широкое распространение она получила в системе дальнейшего образования и, в частности, в политехнических колледжах.

Создание Открытого  университета явилось началом развития в стране высшего заочного образования. Университет ведет подготовку по следующим направлениям: гуманитарному, естественному, социальным наукам, математике, педагогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), выполнения практических работ, контрольных письменных заданий (15%).

Система экзаменов в университетах  определяется хартиями, однако в большинстве  случаев проводится два основных экзамена - в конце 1-го и 3-го годов  обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и уровень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений присваиваются академические степени; университетские и Совета по национальным академическим квалификациям.

По своему образовательному уровню степени, присуждаемые в университетах, разделены на первые и высшие. В  большинстве университетов первая степень по гуманитарным и естественным наукам - бакалавр. Курс обучения для  получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в медицине - 6 лет).

Первые академические  степени бывают двух видов - почетные и обычные. Учебный курс, рассчитанный на получение почетной степени, предполагает глубокое изучение ограниченного числа  предметов (в большинстве случаев  основного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной  степени, рассчитан на изучение более  широкого круга дисциплин.

Высшими степенями, присуждаемыми в вузах, являются степени магистров наук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени магистра наук или искусств присваиваются после получения степени бакалавра и дальнейшего обучения (1-2 года) или выполнения научно-исследовательской работы. В последнее время введена степень магистра философии, которая в основном присуждается за научно-исследовательскую работу, проведенную в течение 2-х лет и более. Следует отметить, что степень магистра вообще мало распространена в стране, и ее часто присуждают лицам, которые не смогли пройти полный курс докторской подготовки.

Степень доктора философии  можно рассматривать как первую ученую степень в Англии. Она присваивается  после подготовки и успешной защиты диссертации, которая является результатом  научных исследований. Обычно такая  работа требует не менее 3 лет.

За выдающийся вклад в  науку или практику университеты присваивают высшие степени доктора  наук или литературы.

Процедура приема в вузы Англии обусловлена наличием двух секторов высшего образования. В университеты принимаются лица, имеющие общее  свидетельство об образовании (General Certificate of Education), включающее не менее двух предметов, соответствующих избранному виду специальности, которые сданы на повышенном уровне. Прием в университеты осуществляется в централизованном порядке. Более 90% абитуриентов поступают в эти вузы через Центральный совет по приему. В адрес совета направляется заявление, в котором абитуриент указывает избираемую специальность и название не более 5 университетов, где он хотел бы заниматься. Совет рассматривает, заявление и направляет его в одно из учебных заведений, которое на основании конкурса документов принимает окончательное решение о зачислении. В ряде случаев при поступлении требуется школьная характеристика, иногда абитуриент вызывается для собеседования или тестирования. В некоторых университетских колледжах Оксфорда и Кембриджа проводятся конкурсные вступительные экзамены.

Прием в политехнические колледжи до настоящего времени проводится на индивидуальной основе: абитуриенты сами подают заявления в выбранный вуз. Вопрос о приеме также решается на основе конкурса документов об образовании. Требования в целом несколько ниже, чем в университеты: достаточно иметь один предмет в общем свидетельстве об образовании, сданный на повышенном уровне.

Система образования Англии в основном финансируется из государственных  источников. Частные вложения не превышают 4% общих расходов на образование.

5.3 Реформы высшей школы

Реформа высшего образования, проводимая в настоящее время  в Великобритании в соответствии с Законом о дальнейшем и высшем образовании, предполагает:

· создание единой структуры  финансирования университетов, политехнических  институтов и колледжей системы  высшего образования;

· дальнейшее совершенствование  качества подготовки специалистов и  с этой целью организацию внешнего контроля за качеством подготовки с помощью общенационального аудиторского органа, созданного вузами;

· установление более тесных связей вузов с промышленными  предприятиями и коммерческими  структурами для дальнейшего  экономического развития страны;

· расширение доступа к  высшему образованию взрослого  населения страны

В соответствии с прогнозами будет расширено обучение по форме неполного учебного дня в системе образования взрослых. Возрастет доля частного финансирования высшей школы за счет промышленных и коммерческих структур, пожертвований от частных лиц и выпускников вузов, оплаты за обучение, что предопределит, в свою очередь, более независимую деятельность высших учебных заведений. Однако определяющим по-прежнему останется государственное финансирование высшей школы.

Закон о дальнейшем и высшем образовании, принятый в 1992 г., упраздняет бинарную систему (противопоставляющую  университетам политехнические  институты и колледжи), учреждает  единую модель высшего образования, предоставляя политехническим колледжам  и эквивалентным учебным заведениям статус университета.

В реформе высшего образования  особое место отводится Открытому  университету. Подчеркивается, что  Открытый университет является единственным в своем роде высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку высококвалифицированных  специалистов по форме неполного  учебного дня через дистанционное (дистанционное) обучение.

Модернизация высшего  образования предполагает дальнейшую компьютеризацию высшей школы в  новых условиях, целесообразность субсидирования научно-исследовательских работ  по этой проблеме.

В целях оказания помощи в проведении реформы правительство  создает специальную консультационную службу для разъяснения новой  структуры и механизма ее внедрения.

Таким образом, совершенствование  системы образования Великобритании в последние десятилетия является одним из заметных процессов общественной и культурной жизни страны, надежным инструментом решения социально-экономических  проблем государства.

6. Система педагогического  образования в Англии

Школьных учителей готовят  общие и педагогические колледжи, а также педагогические отделения  университетов. Имеются частные  и государственные высшие педагогические учебные заведения. В университетах  годичную педагогическую подготовку проходят после 3 лет обучения на каком-либо факультете, т.е. освоив определенный академический  курс и получив специализацию  по 1-3 дисциплинам.

Педагогические колледжи не имеют единого учебного плана. Обычно в учебный план 3-летнего  педагогического колледжа входят курс по основному предмету, профессиональный курс, педагогический курс, практика в  школе. Особое внимание уделяется курсу  по тому основному предмету, который  в будущем станет преподавать  студент: английский язык и литература, математика, религия, домоводство и  пр. (на это отводится до 25% учебного времени). Свыше 40% учебного времени  отводится на профессиональный курс, который изучается в течение 1 года или 2 лет. Как правило, профессиональный курс включает дисциплины общеакадемического профиля: английский язык, математика, география, история - всего до 8 дисциплин. Четверть учебных часов отводится на педагогический курс, который состоит из таких дисциплин, как философия педагогики, психология, педагогическая социология, методика обучения, история педагогики, сравнительная педагогика, школьная гигиена, школоведение и др.

Основными видами аудиторных занятий остаются лекции и семинары. В последнее время при обучении чаще применяются технические средства, ролевые игры, микропреподавание и др. Традиционно важны занятия студентов с тьюторами. Такие занятия создают прочный контакт между учащимися и преподавателями. Персонально прикрепленный к студенту преподаватель (тьютор) не только передает знания, но и учит своего подопечного самостоятельно действовать и мыслить.

Педагогическую практику в школе студенты обычно проходят в течение 14 недель. Она состоит  из наблюдений педагогического процесса и нескольких уроков под руководством преподавателей. После окончания  педагогического колледжа студентам  для завершения образования необходимо пройти годичную ' стажировку по месту  работы.

Вывод

Таким образом система образования Англии включает в себя:

· дошкольное воспитание;

· начальное образование;

· общее среднее образование;

· систему дальнейшего  образования;

Информация о работе Система образования в Англии