Система педагогических взглядов А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотрение системы педагогических взглядов А.С. Макаренко.
Объект исследования: деятельность А.С. Макаренко и особо значимых положений в его педагогической теории.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Текст.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Сама по себе уникальная социальная ситуация развития подростка, оказавшегося в силу тех или иных обстоятельств в заключении, неизбежно превращает педагога закрытого учреждения в «значимого другого» для несовершеннолетнего правонарушителя. Особенности этой значимости графически отображены и построены в трехмерном пространстве (рис.2) - модель «идеальной» представленности личности воспитателя в сознании воспитанников колонии.

 

                                               Х (В+, Р+, А-)  

                                                                                         P-       


                                                           B+ 



                Y (В+, Р -, А-)


                                    А-                                                                                                                                             А+


 

 

                                                         Р+

 

                                                                             B-

Рис. 2. Воспитатель как «значимый другой» для несовершеннолетних правонарушителей в условиях принудительной изоляции.

В колониях, нередко, если не, как правило, складывается жесткое противостояние подростков и воспитателей. При этом сам режимный распорядок и правила содержания несовершеннолетних правонарушителей предусматривают наличие у педагогического состава таких закрытых учреждений широких властных полномочий, не только дают право, но и вменяют в прямую обязанность воспитателей применять к воспитанникам жесткие принудительные санкции, действуя с позиции ролевого превосходства.

Очевидно, что в этом плане властные преимущества положения воспитателя не вызывают сомнения и не могут не осознаваться всеми без исключения воспитанниками (В+). Реальность и острота указанного противостояния педагогов и «общества колонистов» находит отражение и в явно негативном эмоциональном настрое, который характеризует отношение подавляющего большинства подростком к подавляющему большинству воспитателей (А-). При этом основная часть несовершеннолетних правонарушителей (несмотря на внутреннее несогласие с предъявляемыми дисциплинарными требованиями), стремясь по возможности избежать наказания и в качестве первостепенной решая личностно значимую предметную задачу «как можно скорее выйти на свободу», вынуждена рассматривать мнение, указания, точку зрения воспитателя как значимые ориентиры, с которыми постоянно сверяет свои поступки, исходя из которых корректирует свою активность, вырабатывает тактику поведения (Р+). Таким образом, точка «Х» (В+, Р+, А-) на рис.2 отражает наиболее распространенный взгляд несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в условиях принудительной изоляции, на воспитателя как на «значимого другого».

Что касается точки «Y» (В+, Р-, А-), то ее координаты в локальном пространстве, образованном осями В+ В- , Р+ Р-, А+ А-, отвечают ключевым, наиболее содержательным в психологическом плане чертам образа воспитателя в сознании, как правило, достаточно немногочисленной в режимных спецучреждениях категории подростков - представителей так называемой «отрицаловки». Имеется в виду случай, когда высокая значимость педагога для несовершеннолетних правонарушителей в условиях принудительной изоляции обеспечивает воспитателю отчетливо выраженную антиреферентность в глазах определенной части воспитанников. По сути дела, для представителя «отрицаловки», сознательно идущего на многочисленные и при этом принципиальные нарушения режима (в связи с первостепенной важностью для него соответствия своего образа нормам и ценностям «другой жизни»), мнение и позиция воспитателя изначально являются той точкой отсчета, которая толкает подростка на активность, что называется, «от противного» (Р-).

Анализ взаимоотношений воспитанников и педагога режимных спецучреждений для несовершеннолетних правонарушителей показывает, что при условии развитой структуры подростковых сообществ и ярко выраженной ориентации педагога на тактику властного давления эти взаимоотношения складываются по определенному, достаточно жесткому сценарию, изначально задающему острое противостояние .

Заключение

 

Педагогика XXI века... Какой она будет?

Прежде всего, это будет наука о ребенке, его воспитании и развитии. Не какая-то особая наука «педология», а именно педагогика, опираясь на данные всех наук о человеке и обществе, о развитии живого в природе, будет изучать воспитание и развитие личности в единстве, станет, как о том мечтал великий Ушинский, педагогической антропологией.

К этому выводу ведет нас понимание воспитания – предмета педагогики, которое высветил для нас А. С. Макаренко. Теория развития личности, возрастного созревания детей непременно станет фундаментом педагогического знания, а познание объективных законов воспитания и развития личности составит истинное могущество педагогического знания. На этом пути педагогика из собрания субъективно выведенных принципов и правил воспитательной деятельности превратится в подлинную науку, изучающую и описывающую объективно-закономерные явления и факты, дающую им математически точные оценки.

Педагогика – наука опытная. Именно педагогический опыт является основным животворным источником и главным методом добывания знаний о воспитании детей и его законах, а также точным критерием истинности этих знаний. Педагогика Макаренко рождалась не «…в мучительных судорогах кабинетного ума», как он сам говорил, а в самоотверженной борьбе за спасение беспризорных детей, за их лучшую жизнь. И нельзя забывать, что опыт есть единство теории и практики. Причем по мере развития и совершенствования теории ее удельный вес и значение в опыте нарастают. На этом пути научно-педагогического решения практических задач воспитания и обучения будет развиваться, и становиться все более практичной педагогика XXI века.

Важнейшим отделом педагогической науки станет теория педагогического мастерства. Она предложит учителям и воспитателям богатейший арсенал педагогических средств управления процессом воспитания, вооружит их знанием педагогических ситуаций, умением их анализировать и на этой основе безошибочно выбирать нужные методы и приемы. А главное — педагогика будет помогать педагогам технологически мыслить и действовать по логике, начала которой заложил Макаренко.

Люди давно заметили: когда поднимаешься в гору, линия горизонта словно отодвигается, и чем выше ты поднялся, тем дальше видишь. «Низко – так близко, а высоко – так далеко», – свидетельствует пословица. Педагогический опыт Макаренко – высочайшая вершина современной педагогики. И если мы сегодня дерзаем заглянуть в будущее педагогики, то только оттого, что стоим на плечах гиганта.

Наследие педагога и писателя А. С. Макаренко (1888 – 1939) обычно ассоциируется, прежде всего, с понятием «коллектив». Исследования показывают, что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце 20-х годов.

Исследования показывают также, что используя термин «коллектив», А.С. Макаренко и в последующем, в конце 20-х годов и в 30-е годы, – не отказался от того его смысла, который он имел в виду, прибегая ранее к другим терминам: традиционному – «община» и новому – «коммуна».

 

СПИСОК литературы

 

  1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.
  2. Барбаров П.Я. Я работал с А.С. Макаренко//Педагогика. 1993, №2. – с.102 – 105.
  3. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М.:МИУПУ, 2000. – с 222.
  4. Гриценко Л.И. Личностно-социальная концепция А.С. Макаренко в современной педагогики. Волгоград: Перемена, 1997. – с. 264.
  5. Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983.
  6. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. — М.: Педагогика, 1987. – 314 с.
  7. Т.Г. Кроль. Издательство «Просвещение» Москва – Москва 1994 г. «А.С. Макаренко» - биография.
  8. А.Б. Ложечко «Воспитатель, учитель, боец». Москва 1983.
  9. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.
  10. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М., 1989.
  11. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.
  12. Моргун В. Ф. Психическая и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 1986.
  13. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.
  14. Педагогика. / Под ред. П. А. Пидкасистого. – М.: Акалис, 2007.
  15. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.
  16. Ткаченко, A.B. Состав Трудового детского корпуса Харьковского округа. Деятельность A.C. Макаренко в конце 1927 г. — начале 1928 гг. / A.B. Ткаченко // Макаренко. Альманах. Народное образование. - 2008.
  17. Тубельский, А.Н. Уклад школьной жизни — скрытое содержание образования / А.Н. Тубельский // Вопросы образования. — 2007.
  18. Тюгаева, H.A. Основные вехи жизненного пути A.C. Макаренко / H.A. Тюгаева // Человек: преступление и наказание. — 2008.
  19. Фараджев, К.В. «Инструментовка личности» в подходе А. Макаренко / К.В. Фараджев // Культурология. 2006.
  20. Фельдштейн, Д.И. Идеи A.C. Макаренко в системе психолого-педагогических проблем воспитания / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1978.
  21. Фролов А. А. Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко. / Под ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.
  22. Хиллиг, Г. Деятельность А. С. Макаренко и В. А. Балицкого по борьбе с детской беспризорностью / Г. Хиллиг // Вестник Брянского государственного университета. — 2009.
  23. Хиллиг, Г. Интерес к Макаренко будет расти / Г. Хиллиг // На- i родное образование. 1990.
  24. Хиллиг, Г. Колония им. М.Горького творческая лаборатория Макаренко / Г. Хиллиг // Педагогика. 2003.
  25. Чубаров Л. Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко). — Ч. 1. - М.: ХАРВЕСТ, 1994. — 487.
  26. М.Ф. Шабаева «История педагогики» Москва 1991.

 

 

 


Информация о работе Система педагогических взглядов А.С. Макаренко