Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:03, контрольная работа
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования - ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание и образование подрастающего поколения, как сложное, объективно существующее явление рассматривается многими науками как частные моменты, влияющие на развитие их собственного предмета изучения.
Так педагогические воздействия на человека рассматриваются в истории в свете классовой политики, в психологии - с точки зрения становления личности, в медицине - как профилактический прием при обучении пациентов правильному поведению при тех или иных медицинских показаниях. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.
Глава 1.Развитие системы педагогических наук
1.1 Определение науки педагогики
1.2 Выделение педагогики как науки
1.3 Дифференциация педагогики
Глава 2. Отрасли педагогики
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребности жизни.
В первую очередь долгий путь становления
педагогики как науки, активное накопление
знаний в этой области обусловили
появление истории педагогики - науки
о закономерностях
В последние годы все больше набирает темпы в своем развитии так называемая философия образования, хотя на сегодняшний день нет четкого определения объекта и предмета данной отрасли знания как составного компонента структуры педагогической науки.
Отличительные особенности развития человека в разные периоды его жизни обусловили появление отраслей возрастной педагогики, успехи которой напрямую влияют на то, как поставлено воспитание подрастающего поколения, от чего зависит скорость и качество развития общества.
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики. Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирования ребенка стремительно увеличивается. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.
Дошкольная педагогика представляет собою науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.
Активно развивается школьная педагогика,
которая является основополагающим
блоком во всей педагогике и имеет
огромное, если не решающее, значение в
развития личности каждого человека.
Существует и появляется множество
новых систем обучения и воспитания.
Достижение целей воспитания предполагает
осуществление особым образом организованной
педагогической деятельности, направленной
на развитие личностной сферы воспитуемых.
Длительное время эта проблема разрабатывалась
в рамках соответствующих методик.
Однако в последние годы в педагогической
литературе все большее отражение
находят разработки не столько методической
стороны воспитательного
Педагогика профессионально-
Специфическая особенность педагогики
высшей школы состоит в ее преемственности
со школьной педагогикой. Многие теоретические
истины обучения и воспитания будущих
специалистов в различных областях
материального и духовного
Объективные законы развития как материального,
так и духовного производства
предопределили необходимость научных
разработок в этой области педагогики,
поэтому активно стала
Позже появились особые педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. К сожалению, в современной школе ежегодно увеличивается число детей с отклонениями в развитии и поведении. В связи с этим совершенно закономерно появление такой отрасли педагогического знания как коррекционная педагогика. Науки этого раздела педагогики разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии. Системы воспитания и образования лиц без зрения, слуха и с нарушениями в развитии мышления строятся в отечественной и мировой практике в соответствии с глубокими и всесторонними исследованиями физиологических, психологических механизмов связи детей и взрослых с окружающим миром,
Появилась и исправительно-трудовая педагогика, содержащая теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название --«педагогика пенитенциарных учреждений».
Социальная педагогика содержит теоретические
и прикладные разработки в области
внешкольного образования и воспитания
детей и взрослых. В последнее
время укореняется понятие «
В последнее десятилетие
Успехи ученых в разработке педагогических инноваций чаще всего достигаются в результате межнаучного подхода к объектам исследований. Именно на стыке педагогической науки с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия.
К числу наиболее продуктивных факторов прогресса педагогической науки следует отнести ее взаимосвязи с философией. В ней наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.
Математика обогащает
Педагогика органически
Своеобразным мостом между двумя
науками выступают
Будучи наукой о жизнедеятельности
целостного организма, с педагогикой
связана физиология. Особенно важны
для понимания механизмы
Во взаимодействии с медициной
разрабатывается специальная
Многообразны связи с
Связи с кибернетикой - это компьютеризация
педагогики (эффективное управление,
банками педагогических данных, обучающие
программы). Созданы первые компьютерные
банки передового педагогического
опыта, например на кафедре педагогики
Московского педагогического
Появилось понятие педагогическая инноватика.
История, география, литература - человек, сфера его обитания - все интересует педагогику.
Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отметить и ее обратного влияния на эти науки. Например, теоретические идеи о роли воспитательного коллектива в формировании личности, фундаментально разработанные в педагогике (В.А. Лай, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко), оказали и продолжают оказывать воздействие на развитие исследований по данной проблеме в таких науках, как психология, философия, этика, социология, и др. [7-22]
Таким образом, в процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).
В то же время идеи различных наук о человеке позволяют педагогике глубже и всесторонне исследовать закономерности воспитания. На это положение в свое время указывал еще К.Д. Ушинский. В предисловии к I тому «Педагогической антропологии» он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [7-22]
Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса воздействия и взаимодействия с ребенком. Опираясь на достижении всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания и образования
ГЛАВА 2. ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ
Спектр ответвлений «педагогик»
Общая педагогика исследует основные закономерности образования. В системе общей педагогики принято выделять достаточно самостоятельные области:
общие основы педагогики: изучает предмет, методологию педагогического исследования, обосновывает цель и структуру целостного процесса образования;
теория воспитания: изучает закономерности процесса воспитания;
теория обучения, или дидактика, изучает закономерности процесса обучения;
теория управления образованием: изучает теоретические основы педагогического менеджмента (школоведение).
Отдельной отраслью педагогики является возрастная педагогика, которая изучает возрастные аспекты образования и включает дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, андрагогику (педагогику взрослых).
Отраслью педагогической науки является и корекционная педагогика, которая представлена самостоятельными областями: логопедия (изучает пути предупреждения и преодоления нарушений речи), сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей).
Сложились отрасли специальной педагогики: педагогика профессионального образования, военная педагогика, спортивная педагогика, педагогика перевоспитания правонарушителей.
В общепринятый перечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее время принято включать довольно значительное их число. В целом эта структура выглядит следующим образом:
Педагогический, научный, дисциплина, дифференциация.
СОВРЕМЕННАЯ . ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. НАУКА О ВОСПИТАНИИ
Как видно, в настоящее время
понятием «педагогика» обозначается целая
система педагогических наук, которые
относятся к числу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наука всегда озабочена поиском
единой основы видения разнообразных
явлений мира: такой мир можно
описать, объяснить, в нем проще
и понятнее жить, действовать. Рациональное,
логическое обоснование и
Образование и воспитание, таким
образом, превратились в объективную
потребность общества и стали
важнейшей предпосылкой его развития.
Эта потребность вызвала
Педагогика, ее идеи, теории и экспериментальные новации никогда не существовали изолированно от других областей знания и культуры. педагогика, как всякая живая наука, развивается неоднозначно и противоречиво, переживая одновременно и процессы интеграции нового знания из смежных наук, и дифференциации своего теоретического «поля». Области педагогической действительности, изучаемые педагогикой (развитие, социализация, воспитание, обучение, самовоспитание), одновременно имеют отношение к другим наукам: анатомии и физиологии, психологии развития, социальной психологии, культурологии и др. Но педагогика не строит свою теорию, используя в готовом виде данные других наук, она раскрывает закономерности своего собственного предмета -- образования как целостного педагогического процесса.
Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания и образования.
И одновременно с этим, в системе
наук о человеке педагогика не только
воспринимает междисциплинарные