Система социальных служб помощи детям (2-я половина 19 века , начало 20 в.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:36, творческая работа

Краткое описание

После эпохи Екатерины II в развитии общественного призрения стали общественные благотворительные общества и союзы. Система общественного признания была поставлена под государственный контроль. Члены императорской фамилии стали активно заниматься благотворительностью, создавать под патронажем государства общественные организации, то есть, фактически поставив милосердие на профессиональную основу.
Среди них особое место занимают "Учреждения императрицы Марии Федоровны".

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная педагогика.ppt

— 947.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Социальная педагогика

 

 

Тема:

Система социальных служб 

помощи детям

(2-я половина 19 века , начало 20 в.)

 

 

Работу выполнила 

студентка 21д гр.

 Сарабашян Азнив

 

                              2011-12 уч .г

 

 

 

 

 

Ведомство учреждений императрицы  Марии

 

После эпохи Екатерины II в развитии  общественного призрения стали  общественные благотворительные  общества и союзы. Система общественного  признания была поставлена под  государственный контроль. Члены  императорской фамилии стали  активно заниматься благотворительностью, создавать под патронажем государства  общественные организации, то есть, фактически поставив милосердие  на профессиональную основу.

Среди них особое место занимают "Учреждения императрицы Марии  Федоровны"

  • 12 ноября 1796 года императрица Мария Федоровна (супруга Павла I) приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением. На другой же день после своего назначения Императрица пожаловала обществу ежегодную выдачу из своей казны по 15 тыс. рублей. Сумма эта легла в основание так называемого кассетного капитала. Несмотря на ежегодные из него расходы капитал быстро возрастал и за время управления Марии Федоровны достиг 1,3 млн. рублей серебром

 

 

 

 

Ведомство учреждений императрицы  Марии

 

  • Императрица Мария Федоровна, в поданном докладе императору (декабрь 1797 г.) обращала внимание на состояние в России воспитательных домов и предлагала расширить тактику передачи младенцев из воспитательных домов в крестьянские семьи в "государевы деревни". За их воспитанием и содержанием был установлен надзор инспекторами, которых отбирала сама императрица. В Манифесте Александра I (1802) об учреждении министерств было предусмотрено предоставление особому попечению императрицы Марии Федоровне всех женских учебных заведений.

 

 

 

 

В 1796 году Мария Федоровна возглавила Воспитательное общество благородных девиц ставшее впоследствии крупнейшей благотворительной организацией. 

 

 

После ее смерти (1854) было  создано  Ведомство учреждений императрицы  Марии1, которое занималось сиротскими приютами, институтами благородных девиц, женскими училищами и гимназиями, школами для глухонемых и слепых. Впоследствии Ведомством управляли другие императрицы.

В составе Ведомства были  Московский и Петербургский воспитательные  дома, а также подобные дома  в других городах России.

 

 

 

 

 

. В 1860 году утверждено Положение  о главном управлении учреждений  Императрицы Марии, по которому  главноуправляющий IV отделением  собственной Е. И. Величества  канцелярии есть вместе и председатель  главного совета женских учебных  заведений и Санкт-Петербургского  опекунского совета; права и  отношения главноуправляющего сравнены  с правами вообще главноначальствующих  отдельными управлениями, а впоследствии  с правами и властью министров;  статс-секретарь по делам учреждений  Императрицы сделан товарищем  главноуправляющего и заведующим  делопроизводством IV отделения.  В 1869 году высший надзор  за детскими приютами передан  главноуправляющему IV отделения.

 

 

 

 

Ведомство учреждений императрицы  Марии, 
управление, ведавшее в дореволюционной России институтами благородных девиц, женскими (мариинскими) гимназиями и училищами, сиротскими приютами, учебными заведениями для слепых и глухонемых, богадельнями и некоторыми больницами.

 

 

 

 

Учебные и благотворительные  заведения 

 

  • Первоначально в ведении канцелярии Марии Фёдоровны были Смольный и Александровский институты, Коммерческое училище, Воспитательный дом и Опекунский совет, вскоре при участии императрицы были открыты Екатерининский и Павловский институты, Училище глухонемых, Вдовий дом, Повивальный институт, в ведение канцелярии переданы некоторые заведения Приказа общественного призрения.

 

 

 

 

 

 
 
 
При образовании IV-го отделения  ему было подведомственно 39 заведений, к которым с 1828 по 1841 год были  присоединены еще 24. Число учебных  и благотворительных заведений, состоящих в ведении отделения, продолжало расти: в 1881 году их  было 459, причем в учебных заведениях  обучалось     20 500 детей.  
В 1894 году в ведомство Собственной канцелярии приняты учреждения скончавшейся великой княгини Екатерины Михайловны (Мариинский институт, Училище святой Елены, Елизаветинская детская больница и Повивальный институт).  
 
В конце XIX века деятельность ведомства состояла из

 

  • призрения младенцев.
  • призрения детей старшего возраста..
  • призрения слепых..
  • призрения глухонемых
  • женское воспитание и образование.
  • призрение и воспитание мальчиков.
  • воспитание юношества.
  • призрение взрослых.
  • медицинская помощь.

 

 

 

 

Благотворительные учреждения

 

  • Благотворительность в России XIX в. осуществлялась не только за счет пожертвований различных обществ и частных лиц, но и за счет средств царской казны. За первые полвека, к 1855 г. в России было 365 учебных заведений, 40 лечебных, воспитательных домов и благотворительных приютов. Благотворительной деятельностью занимались Дамское попечительское общество, Попечительство о народной трезвости, Общество попечения об испорченных детях.
  • Многое для детей-сирот, детей из бедных семей во второй половине XIX в. было сделано приходскими благотворительными организациями. Приходская благотворительность была направлена не только на поддержание богаделен для престарелых, но и на содержание приютов для детей.

 

 

 

 

К концу XIX в. число приютов в  России значительно выросло. Так, только "Московское общество попечения о бедных и больных детях"к 1899 г. открыло 89 учреждений для 849 детей-сирот и полусирот в возрасте от 3 до 10 лет1.

 

  • В начале XX в. в России было 148 приютов. Из них 11 яслей-приютов, 10 ремесленных приютов и рукодельных школ, школы поварского дела и одна школа для подготовки смотрительниц. После закона 1828 г. большинство воспитательных домов, приютов, детских яслей создавалось за счет благотворительности. К 1917 г. на территории РСФСР располагалось 538 детских приютов, где воспитывались 29650 детей.

 

 

 

 

С 1917 года до 90-х годов XX века.

 

  • Большевики осудили благотворительность как пережиток, а поэтому благотворительность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности. Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых резко возросло.

 

 

Уничтожив благотворительность, которая  являлась

 

 

 

 

Наркомпрос

 

 

  • Это Комиссия  которая проводила работу по борьбе с нищенством, детской беспризорностью, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье.

 

 

 

  • Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних – вот острейшие социальные проблемы того времени, которые требовали своего решения

 

  • На третьем Всероссийском съезде в мае 1930 года было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильем.

 

 

 

 

Спасибо  
за  
внимание

 

 

 

 

К середине 30-х годов с окончательным  утверждением в стране тоталитарного  режима все разнообразие различных  видов детских учреждений практически  исчезло, и было заменено унифицированной  системой детских домов-интернатов, которая просуществовала до 90-х  годов.

 

 

 

 

                                                                            

20


Информация о работе Система социальных служб помощи детям (2-я половина 19 века , начало 20 в.)