Системное построение процесса воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Проект этой концепции был разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. Он был воплощен в документе: «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе» (А.А. Бодалев, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова и др.)

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция В.А. Караковского.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

1.1. Системное  построение процесса воспитания (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 5 – 18).

Проект этой концепции  был разработан в 1991 году учеными  Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. Он был воплощен в документе: «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе» (А.А. Бодалев, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова и др.)

 

Наиболее полно и  детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном  заведении изложены в книге «Воспитание? Воспитание ... Воспитание!» (Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова).

 

Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности.

Воспитание - часть процесса социализации и протекает под  определенным социальным и педагогическим контролем.

Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание  воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

 

Основные  понятия:

— в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни;

— развитие личности не загнано в «ложе социального  заказа», а предполагает выявление  и совершенствование всех сущностных сил человека;

— самого индивида мыслят не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств.

Цель и принципы воспитания.

 

Цель – идеал (сверхцель, цель – мечта) - всестороннее гармоничное  развитие личности.

Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей  деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

В настоящее время, по мнению авторов концепции, усилия педагогов  целесообразно сосредоточить на решении пяти воспитательных задач.

Во-первых, это формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира.

Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, детском  саду, в школе, на улице, из теле- и  радиопередач, кинофильмов. В итоге  у них формируется картина  окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и ее педагогов — дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.

Вторая  задача — формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.

Третья  задача — приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

Четвертая — развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты  личности.

И пятая — формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

Эффективное решение  совокупности перечисленных задач  возможно лишь при построении в учебном  заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.

Основополагающим идеям  гуманистической системы воспитания отведена в концепции роль принципов воспитательного процесса. К ним относятся следующие:

а) личностный подход в воспитании:

  • признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
  • уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;
  • признание их социальных прав и свобод;
  • ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания;
  • отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;
  • опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе,

  • ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

в) средовой подход в воспитательной деятельности,

  • использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей, т.е. отбор содержания, форм и методов воспитательной работы,

  • в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями,
  • в связи с особенностями номинальных и реальных групп,
  • согласно ведущим функциям институтов воспитания,
  • с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

д) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:

  • определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;
  • опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;
  • преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;
  • изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;
  • построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;
  • обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;

е) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание  воспитательного процесса. Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:

«Человек —  абсолютная ценность, высшая субстанция, "мера всех вещей"». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью.

Справедливости ради надо сказать, что переориентация всей системы  образования на человека, ребенка, ученика  еще только начинается, так что  не следует предаваться преждевременной  эйфории. Однако уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя.

Важно, чтобы эти задачи осуществлялись по законам добра и справедливости, чтобы самореализация каждого человека не подавляла достоинства и интересы других людей. Мир человека — это взаимодействие людей. В каждом своем поступке надо научиться видеть и выражать отношение к другому человеку.

Семья — начальная  структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются  основы будущей личности. Для педагога аксиоматично утверждение о том, что брак двух людей еще не составляет семьи. Семья возникает, когда в ней появляется ребенок. Значит, дети — главный признак семьи. В течение многих лет в нашей стране господствовала ориентация на общественно-государственное воспитание с младенческого возраста. Это отучило многих родителей от настоящей воспитательной деятельности. Сегодня школе и семье предстоит многое сделать для возрождения в людях чувства чести рода, ответственности за фамилию. Дети и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. Вместе с тем актуальным является возрождение народной педагогики и ее профессиональная проекция на сегодняшнюю воспитательную реальность. И чтобы в сознании людей семья вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо с детства, со школы.

Труд — основа человеческого бытия, "вечное естественное условие человеческой жизни". Человек  трудится не только для того, чтобы  заработать. Он трудится, потому что  он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его человеческую сущность. Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Однако в этом деле медленно преодолеваются формализм и примитивизм, отрыв от природы ребенка. Нередко труд в школе рассматривается как самодовлеющий компонент воспитания, как универсальное средство, при этом во внимание принимается только физический труд. Сегодня доказано, что труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную систему. Задача педагога — одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка, общественно значим и направлен на освоение воспитанником окружающего мира. Вместе с тем сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение основами экономических знаний, современного менеджмента.

Знания  — результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся — мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели — развитию личности ученика. В широком смысле знания — это усвоенный разнообразный социальный опыт в обобщенном виде. В этом смысле учение происходит не только в школе. Учебный же процесс, происходящий в ней, не всегда способствует развитию человека. Воспитывают лишь те знания, которые являются для ученика субъективной ценностью, обладают нравственной направленностью. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака. Это глубина, прочность, разнообразие знаний. В младшем возрасте знания служат познанию внешнего мира, они еще не сливаются с личностью ученика. В старших классах школьник, открывая свой внутренний мир, использует их для самопознания. Он как бы примеряет их на себя. Здесь-то и возникает субъективная позиция ярко воспитательного характера.

Культура  — великое богатство, накопленное  человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога — помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера — высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека. Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Если школа приобщает детей к миру прекрасного, способствует культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, культуры поведения и эстетизации среды, потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии, — она является главным гарантом духовного бытия общества.

Отечество — единственная уникальная для каждого  человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отечество. Задача педагога — воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Сегодня, когда во взгляде на прошлое срабатывает "эффект маятника", школа не должна поддаваться прокурорскому тону в оценках; надо отказаться от приговора предкам, от разрушения истории. Это приводит лишь к комплексу исторической неполноценности, порождает психологию несчастного народа и человека — жертвы истории. Отсюда недалеко и до настроений реваншизма, возмездия за «проклятое прошлое». Боль за ошибки и трагедии прошлых поколений должна вызывать активную, созидательную позицию. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников-соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.

Информация о работе Системное построение процесса воспитания