Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:35, доклад
В новых условиях основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие. В соответствии с требованиями Нового Федерального государственного образовательного Стандарта, обучающиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению. Чтобы реализовать эти требования, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно добывать знания и применять их в решении различных задач. Поэтому современный урок должен быть построен с учётом создания условий для самореализации ученика на уроке.
Системно - деятельностный подход в обучении истории
«Великая цель образования
это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
В новых условиях основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие. В соответствии с требованиями Нового Федерального государственного образовательного Стандарта, обучающиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению. Чтобы реализовать эти требования, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно добывать знания и применять их в решении различных задач. Поэтому современный урок должен быть построен с учётом создания условий для самореализации ученика на уроке.
Вместо банальной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.
Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания являются основой успешной социализации в обществе. При этом образование является основным фактором, стабилизирующим и развивающим наше общество, в процессе которого и происходит социализация личности школьника.
Задача школы – выполнение требований общества. Сегодня обществу нужны не просто образованные люди, а люди, способные к сотрудничеству и самостоятельному принятию решений в ситуации выбора.
В условиях современной школы проблема педагогической поддержки учащихся требует профессионального проектирования технологий, применительно к каждой существующей у ребенка проблеме, с учетом ситуации развития ребенка в семье и школе.
Системно-деятельностный подход в образовании включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Таблица 1. Педагогические технологии
Педагогические технологии |
Результаты |
Разноуровневое обучение |
У учителя появляется возможность помогать слабому ученику, давать более сложные задания сильному, что помогает реализовывать желание более подготовленных ребят быстрее и глубже продвигаться в образовании. Для сильных – это утверждение в своих способностях, в свою очередь, для слабых – возможность испытать учебный успех, что повышает мотивацию к учению. |
Исследовательские методы |
Есть возможность учащимся самостоятельно пополнить свои знания, изучить проблему и предложить пути решения. Такой подход помогает расширять кругозор и формирует мировоззрение. |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр |
Данный метод расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует ЗУН, необходимые в практической деятельности. В таких играх ребята усваивают различные социальные роли и учатся «применять» их на практике. |
Информационно-коммуникативные технологии |
Изменение и широкий выбор возможностей обогащения содержания образования, использование возможностей участия в различных Интернет-проектов обучающего характера, олимпиадах, что помогает раскрыть потенциал учащихся. |
Здоровьесберегающие технологии |
Использование данного подхода позволяет равномерно распределять во время урока различные виды заданий. Применяя данную технологию, учитель может чередовать мыслительную деятельность с ТСО, выделять время на самостоятельную работу. |
Проектная деятельность |
Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся. |
Системно-деятельностный подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.
Учебная деятельность школьников на уроках неодинакова по эффективности; она зависит от образованности и личностных качеств самого учащегося. Процесс выработки умений и навыков у учащихся, скорость усвоения материала протекает с различной скоростью, что выражается через познавательную активность ученика, его отношения к процессу познания и результату. Чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Очень важно знать о том, как информацию добывать, интерпретировать, создавать новую, как и где её применять.
Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке:
Задача учителя – создать условия для саморазвития х возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации. Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле этого понятия. Результатом обучения с использование форм и методов деятельностного подхода является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Образовательные результаты
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, образовательному процессу в целом и его результатам.
Метапредметные результаты – освоение учениками на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Список источников:
Информация о работе Системно - деятельностный подход в обучении истории