Системно - деятельностный подход как методологическая основа концепции государственного стандарта второго поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 21:22, доклад

Краткое описание

Ранее традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний: выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме [1].

Вложенные файлы: 1 файл

Статья 3.docx

— 25.92 Кб (Скачать файл)

Системно - деятельностный подход как методологическая основа

концепции государственного стандарта второго поколения.

Ранее традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний: выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме [1]. И вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход. Понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г., разрабатывался он в исследованиях отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). [2] Более подробно деятельностный метод разработан Л.Г.Петерсон. [3] Его состав определяется не только традиционной «ЗУНовской» составляющей, но и дополняется «деятельностной» составляющей. Основными результатами обучения детей в начальной школе становится формирование умения учиться.

Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Учебная деятельность возникает лишь тогда, когда цель обучения личностно значима для ученика, «присвоена» им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.

Обычное сообщение темы урока  не является постановкой учебной  задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми  для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть учащихся с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами, вынуждены «открывать» новый способ действия. Задача учителя подвести учащихся к этому открытию. Учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями. [4]

Третьим компонентом учебной  деятельности являются действия самоконтроля и самооценки. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности проводятся в комплексе. [5]

Лекционное изложение материала  сочетается с эвристической беседой  по решению или обсуждению конкретных примеров и ситуаций, что делает процесс обучения интересным, порою  занимательным, а изучение темы предметным. Учебная информация становится средством  познания новой информации

Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Подготовка учащихся к деятельности, к самостоятельному выполнению пробного учебного действия. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения. Учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается фиксация места, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения и определение, каких знаний, умений не хватает для решения задачи такого класса, типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Учащиеся создают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) составляют план достижения цели, 3) выбирают метод разрешения проблемной ситуации, 4) на основе выбранного метода составляют план достижения цели.

5. Реализация построенного проекта. Обсуждаются варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный; 2)фиксируется момент преодоления затруднения; 3) определяется новое знание.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Учитель организует усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с комментированием.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организуется самостоятельное выполнение учащимися задания, самопроверка на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности. Учащиеся оценивают собственную деятельность, фиксируют неразрешённые затруднения на уроке как направление будущей учебной деятельности. [6]

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Главным инструментом выступает урок.

На традиционном уроке роли учителя и ученика закреплены и известны заранее. Поэтому еще до начала урока можно написать, какие знания дает учитель, какие упражнения выполняет ученик. На уроках с применением системно-деятельностного подхода нет чёткой структуры урока. В современных условиях меняются роли учителя. Использование даже отдельных элементов системно-деятельностного подхода в учебном процессе приводит к изменению роли учителя. Учитель уже не является единственным источником правильных знаний, а его мнение обсуждается на уроке наряду с мнениями учащихся. Наряду с традиционной ролью появляются следующие роли.

  • Учитель-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.
  • Учитель-модератор. Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.
  • Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика.

Уроки нельзя расписать заранее, так как одним из основных моментов их построения является обратная связь от учеников, в зависимости от которой строится дальнейшая часть урока. На уроках с использованием СДП в ходе свободной самостоятельной деятельности учащиеся принимают решения. Происходит активное «присвоение знаний», которые ученик «прожил», и только после этого усвоил.

Одним из эффективных средств  урока  является использование проблемных ситуаций в учебном процессе. Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта.

На уроке окружающего  мира во втором классе по теме «Группы животных» дети читают письмо от детёныша утконоса и, путешествуя с ним, определяют характеристики каждой группы до «встречи» с группой «звери».

- Почему утконос не птица? (Нет перьев и крыльев.)

- Вы что предполагали? А что получается на самом  деле? Какой вопрос возникает? (Что  является отличительным признаком  птиц?)

- Почему утконос не  рыба? (Нет жабр, плавников.)…

Проблемную ситуацию можно  создать, побуждая учащихся к сопоставлению  противоречивых фактов, т. е. практическим заданием или вопросом столкнуть  разные мнения учащихся. Так, на уроке  русского языка в первом классе по теме «Имя собственное» предлагается учащимся следующая ситуация:

Девочка-первоклассница написала письмо: «Меня зовут ира. Я люблю читать сказки. А ещё я люблю играть с шариком».

- Исправьте ошибки. Запишите  последнее предложение в тетрадь. 

- Как вы написали слово  «шарик» в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.)

 - В чём затруднение? (Слово записано и с большой буквы, и с маленькой.)

- Какой вопрос возникает? (Кто прав?)

- Что нужно сделать? (Остановиться  и подумать.)

Создание проблемных ситуаций на уроках дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых способов действий, так как следующий этап работы в классе – решение поставленной задачи. На этом этапе работы учителю  важно обеспечить участие каждого  ребёнка в совместных действиях  по удержанию и решению учебной  задачи.

Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребёнка  в активную позицию исследователя. Этот метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой совместный поиск неизвестного учащимися. При  этом обеспечивается развитие коммуникативной  сферы у детей, их способностей к  сотрудничеству, понимание других людей, самого себя. Гармонично вписывается в современный урок проектный и исследовательский методы, широко представленные в новых стандартах.

Современные программы начальной  школы содержат требование формировать  учебную самостоятельность. Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и создаёт основу для самостоятельного  усвоения обучающимися новых компетенций, видов и способов деятельности, то есть формирует умение учиться.

 

 

Источники информации:

1. Ковалёва Г.С. Состояние российского образования. – М.: Педагогика. 2001, №2

2.Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

4. Информация о ФГОС: http://cou556.mskobr.ru/obrazovanie/fgos/.

5.Внедрение ФГОС начального общего образования: http://www.menobr.ru/materials/727/29237/.

6. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.


Информация о работе Системно - деятельностный подход как методологическая основа концепции государственного стандарта второго поколения