Системы организационного оформления педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:33, реферат

Краткое описание

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилось давно, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира.
Кроме того, обучение, как воспитание, направлено на развитие личности. В обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Системы организационного оформления педагогического процесса…….4
Индивидуальное обучение…………………………………………….4
Классно-урочная система………………………………………..…….4
Лекционно-семинарская система……………………………..……….7
Урок как основная форма организации педагогического процесса…….…7
Список литературы………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Системы организационного оформления педагогического процесса…….4
    1. Индивидуальное обучение…………………………………………….4
    2. Классно-урочная система………………………………………..…….4
    3. Лекционно-семинарская система……………………………..……….7
  2. Урок как основная форма организации педагогического процесса…….…7

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилось давно, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира.

Кроме того, обучение, как  воспитание, направлено на развитие личности. В обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

В дидактике известны три  основные системы организационного оформления педагогического процесса: индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная система и лекционно-семинарская  система [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Системы организационного оформления педагогического процесса
    1. Индивидуальное обучение

Индивидуальное обучение и воспитание является более ранней формой организации процесса передачи знаний. Сегодня она не имеет широкого распространения, а до XVIII в. являлась господствующей. Учителя того времени брали на обучение (в первую очередь, религиозное или профессиональное) 10—15 учеников разного возраста и с разной степенью подготовленности. Содержание обучения было строго индивидуально, так же как и сроки обучения. Учитель последовательно сообщал каждому ученику знания, демонстрировал образцы выполнения заданий, проводил проверку. При этом коллективные наставления и беседы почти не использовались.

    1. Классно-урочная система

Классно-урочная система (основы которой были заложены ЯЛ. Коменским, а позже дополнены К.Д. Ушинским, А. Дистервегом и другими великими учеными-педагогами) имеет, в отличие от индивидуального обучения и воспитания, четкие требования к организации педагогического процесса. К этим требованиям относятся: постоянное место и продолжительность учебных занятий, объединение в группы (классы) учеников одного возраста, постоянный состав учебных групп, стабильное расписание занятий, основной формой которых является урок, имеющий, как правило, следующие части: опрос, сообщение учителем новых знаний, упражнения на закрепление этих знаний (большая часть урока), проверка.

Важным преимуществом  классно-урочной системы является возможность сочетать в ней массовые, групповые и индивидуальные формы учебно-воспитательного процесса. Массовые формы используются при организации внеурочной работы (утренники, школьные вечера, конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады, конференции и др.). Групповые формы подразделяются на учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсии, лабораторно-практическое занятие) и внеучебные (кружки, спортивные секции, факультативы, клубы по интересам). К индивидуальным формам учебного процесса относят консультации и репетиторство.

К основным достоинствам классно-урочной системы можно отнести: возможность использовать классный коллектив в качестве педагогического средства стимулирования познавательной деятельности каждого ученика; четкость и системность в последовательности изучения учебного материала; экономическую выгоду при массовом обучении.

Недостатки этой системы  относятся, в основном, к организации урока как основной форме педагогического процесса: единообразие содержания; ориентация на среднего ученика как в содержании, так и в темпах усвоения учебного материала; недостаточная возможность обеспечения развития тех учащихся, чей уровень отличается в ту или иную сторону от возрастной нормы.

В истории педагогики предпринимались попытки усовершенствовать классно-урочную систему (белль-ланкастерская система в Англии, дальтонский лабораторный план Е. Паркхерта и план Трампа в США, бригадно-лабораторная форма организации обучения в России и ряде зарубежных стран), однако эти попытки на практике показали низкие результаты обучаемости и не получили широкого распространения.

Белл-Ланкастерская система (Система взаимного обучения) —  форма учебной работы, сущность которой  состояла в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Эта система возникла в 1798 году в Великобритании. Её разработчиками стали независимо друг от друга доктором Эндрю Беллем и Джозефом Ланкастером [2].

Сперва учитель занимался  со старшими учащимися, которые, получив  определённые знания, начинали обучать  им, под руководством учителя, более  младших учащихся. Эти старшие  и более успевающие учащиеся назывались мониторами.

Основные преимущества системы: объяснение материала младшим школьникам давалось на доступном им уровне, так  как нивелировалась разница в возрасте и интеллектуальном развитии; система стимулировала мониторов к самообразованию.

Основные недостатки системы: отсутствие у учащихся необходимых  педагогических знаний и умений.

Надлежащего обучения детей  Белл-Ланкастерская система не обеспечивала, поэтому широкого распространения  как основная форма учебной работы не получила. Вместе с тем интенсивно применялась в ряде стран (США, Великобритания, Франция и др.) для обучения грамоте.

В России основоположником обучения по этой системы можно считать  Я. И. Герда и Иосифа Христановича Гамеля. Эта система использовалась в России в ряде учебных заведениях с 1818 года, сохранялась в отдельных  школах до 1860-х годов. В Польше Ланкастерскую  систему в первой четверти XIX века внедрял Ян Кржижановский.

Дальтон-план (Лабораторный план) - одна из форм индивидуализированного обучения, возникшая в США в начале XX в.  Автор — Елена Паркхерст.

Учащиеся по этой системе  не связывались общей классной работой, они самостоятельно определяли очередность  изучения отдельных предметов и  порядок использования своего рабочего времени. Каждый ученик заключал «контракт» с преподавателем о самостоятельной  проработке учебного материала. Ученики  работали в предметных лабораториях. Контроль проводился с помощью сложной  системы учетных карточек. Дальтон—план побуждал учащихся искать рациональные способы организации собственной  работы, позволял приспособить темп обучения к индивидуальным возможностям каждого  ученика. В 20-е гг. прошлого века в  отечественной педагогике такая  организация обучения была несколько  трансформирована и получила название «бригадно-лабораторный метод обучения», но такое обучение просуществовало  недолго [3].

Классно-урочная система  в своих основных чертах остается неизменной формой организации учебного процесса уже на протяжении более 300 лет.

    1. Лекционно-семинарская система

Лекционно-семинарская система, появившаяся в связи с созданием первых университетов, также почти не претерпела существенных изменений за историю своего существования. Она используется в практике профессиональной подготовки и рассчитана на то, что ее участники (студенты) уже имеют навыки учебной деятельности и способны к самостоятельному поиску и усвоению знаний. Основными формами обучения в лекционно-семинарской системе являются лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, коллоквиумы, зачеты, экзамены, производственная практика.

В последнее время элементы лекционно-семинарской системы широко используются в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы. Это, с одной стороны, повышает эффективность обучения школьников, а с другой — обеспечивает преемственность между средней и высшей школой.

  1. Урок как основная форма организации педагогического процесса

Урок – динамичная и  вариативная основная форма организации  учебного процесса, в рамках которой  осуществляется педагогическое взаимодействие определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, методы и средства обучения и систематически применяемая в одинаковые отрезки  времени для решения задач  образования, развития и воспитания в процессе обучения.

Каждый урок имеет структуру (взаимосвязанные элементы), которая зависит от содержания учебного материала, дидактических целей и задач, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Однако есть общие структурные компоненты (части, фазы) этой формы организации обучения.

Проведение любого урока  состоит из трех фаз: подготовительной, фазы активного обучения, фазы оценивания результатов урока. Содержание этих фаз можно представить следующей схемой, разработанной Э. Стоунсом.

I. Подготовка

1. Определение целей урока  в терминах научения учеников.

2. Анализ цели урока  с тем, чтобы выявить его  основные элементы.

3. Определение ключевых  характеристик, понятий и навыков, которым будут научаться ученики.

4. Проверка наличного  уровня владения учениками предметом,  которому их будут учить.

5. Принятие решения о  том, как обеспечить постепенное  научение, гарантирующее ученику  высокий уровень успешности.

6. Принятие решения о  типе осуществляемых учениками  действий, о характере обратной  связи, которую следует обеспечить, о способах предъявления учебного материала и оценке степени его усвоения.

II. Обучение

7. Объяснение в начале  урока характера нового материала,  которым ученики должны овладеть.

8. Обеспечение примеров, дающих представление обо всем диапазоне ключевых характеристик изучаемых понятий.

9. Упорядочивание примеров  с тем, чтобы обучение понятиям было экономичным и эффективным.

10. Приведение контрпримеров,  не относящихся к утопическим  понятиям.

11. Приведение новых примеров  с тем, чтобы расширить понимание  понятий.

12. Помощь учащимся на  начальных этапах научения. Сначала она значительна, но постепенно сходит на нет, когда учащиеся могут продемонстрировать научение без посторонней помощи.

13. Поощрения учеников  теми или иными способами, позволяющие  им почувствовать, что научение  идет успешно, и повышающие  их заинтересованность в обучении.

14. Стимулирование учеников  к самостоятельному объяснению новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения гипотез и т.п.

15. Увеличение уровня мотивации  всех учеников посредством обеспечения высокого уровня успешности в научении.

16. Обеспечение обратной  связи с деятельностью учеников  на всех стадиях их научения.

17. При обучении двигательным навыкам упорядочивание контрольных практических занятий относительно меняющихся условий выполнения навыка.

18. При обучении двигательным  навыкам обеспечение плавного  перехода от одного поднавыка  к другому.

19. Поощрение учеников  к самостоятельным, аналитическим  и эвристическим решениям проблем.

III. Оценивание

20. Проверка умения учеников  применять усвоенное научение в новых ситуациях (перенос на меняющиеся условия).

21. Оценка заинтересованности  учеников в изучаемом ими предмете.

22. Сравнение достижений  учеников с целями данного  урока.

Подобное деление на фазы учебного процесса может быть применимо и при изучении целостной темы или раздела учебной программы.

Многообразие структур урока, методов их организации и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов.

Приведем классификацию  уроков (по Б.П. Есипову) с рассмотрением их структурных особенностей.

1. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения новых знаний. Структура такого урока: повторение предыдущего материала, который является основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

2. Урок закрепления знаний. Его структура: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

3. Урок выработки и  закрепления умений и навыков. Предполагает воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка самостоятельно выполненных работ; задание на дом.

Информация о работе Системы организационного оформления педагогического процесса