Сказка и её влияние на эмоции ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:11, реферат

Краткое описание

Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка? Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу "Польза и значение волшебной сказки", где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка.
Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка Б Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении Он считал, что причина этих нарушений потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

 
Какое влияние сказка оказывает  на развитие ребенка? Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно  Бетельхейм написал замечательную  книгу "Польза и значение волшебной  сказки", где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. 
Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка Б Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении Он считал, что причина этих нарушений потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б Бетельхейма, может быть представлено в литературе. 
 
Б Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу, что такое произведение должно завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его 
воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем По 
мнению Б Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Почему же именно она? 
Сказка произведение искусства Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. 
 
С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными Над народной сказкой, по словам Б Бетельхейма, "трудяюя" миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, также показан процесс разрешения этих проблем .Язык сказки доступен ребенку Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве..." или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. 
 
Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какимито логическими рассуждениями Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненш важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В не все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б.Бетельхейма,. это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает 
добро, а не только поддерживает его в ребенке. 
 
Сказка очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут еще более ярко видны ее несомненные преимущества. Так, например, сравнивая сказку с мифом, Б. Бетельхейм указывает, что миф, несмотря на то, что он также сгусток человеческого опыта и говорит с нами на языке образов, 
пессимистичен, не утешителен, не способствует восстановлению чувства справедливости. Так, миф об Эдипе завершается гибелью двух главных героев. А миф о Ниобее кончается смертью семерых ни в чем не повинных ее детей. Это также не способствует удовлетворению чувства справедливости так необходимого 
ребенку. 
 
Если сравнить сказку с фантазией, то в пользу сказки можно сказать, что она имеет последовательную структуру с определенным сюжетом, который развивается в направлении благополучного конца. По сравнению с фантазией сказка имеет еще одно преимущество в ней все желания, даже самые неблаговидные (так называемые Эдиповы желания), могут быть выявлены, и о них можно говорить, обсуждать с родителями. Фантазии же ребенок открыто высказывать боится. 
 
Кроме того, внутренняя интеллектуальная жизнь возможна только тогда, когда ее содержание прошло через сопереживание другому лицу или персонажу. Всякая сказка это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать. Действительно, то, чем мы поглощены, мы не замечаем. Надо выйти из ситуации, чтобы посмотреть на нее со стороны. 
 
Формы элементарного труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают 
развиваться.


 

Влияние сказки на эмоциональное состояние  ребенка.

 
 
В четыре года у ребенка продолжается процесс развития образного мышления. Образы- это уникальные мыслительные конструкции.  
По мере развития мозг малыша уже способен запомнить воздействие разных источников. Однажды дотронувшись до горячего чайника, ребенок уже больше этого не сделает. 
Эмоции, которые мозг запоминает и может по памяти воспроизвести, мы называем чувством. Постепенно мозг осваивает более сложную операцию. Вызвав в памяти чувство, он его закрепляет в виде образа. Образ может быть описан разными способами, но главное, что любое его воспроизведение по сути своей является творчеством. 
 
В непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой можно научить ребят составлять словесные образы. Придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее и богаче. Особую роль по развитию образов играет сказка. С помощью сказки, которую нужно использовать на занятиях как чудесную шкатулку для драгоценностей – образов, дети могут расширить свои фантазии об одном образе, а это, в свою очередь, научит мозг работать над своей мыслью, расширять и уточнять ее. 
 
Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей занятий по знакомству с сказкой - преобразовывать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. 
 
В сказках, которые мы сочиняем с детьми, ребята описывают не реальный мир, а то впечатление, которое он на них производит, то есть свое внутреннее состояние, свой духовный мир. Чтобы описать его, они ищут во внешнем мире аналогии предметов и событий и, оперируя ими, создают образы, сообщая при этом о своем внутреннем состоянии. 
 
Но не только, придуманные детьми образы помогают им избавиться от страхов и переживаний. Помочь детям быть раскрепощеннее, развивать их речь, воображение, помочь им преодолеть детские страхи все это можно сделать посредством театрализованных постановок (спектаклей). Вообще театрализованная деятельность очень важна для развития не только детей, но и взрослых. Ведь не случайно некоторые взрослые и даже пожилые люди с большим удовольствием принимают участие в театрализованных постановках. Проигрывание роли, проживание жизни своего персонажа(а для ребенка попытка изобразить сказочного героя), все это помогает избавиться от комплексов и стеснения, развить речь и воображение, сплотить детский коллектив и коллектив родителей. 
 
Именно по этим причинам, я в своей работе прибегаю к использованию театрализованных постановок. Дети уже привыкли участвовать в разного рода сценках и спектаклях и это очень благоприятно сказывается на развитии и сплоченности детей в группе. Так же очень приятно осознавать, что дети научились по доброму, объективно и без зависти относиться друг к другу. Все реже и реже при распределении ролей дети обижаются и ссорятся друг с другом. Но все чаще ребята с большим удовольствиям рассказывают родителям, какую роль они будут «играть» и как им она нравиться. 
Хочется отметить и положительное отношение родителей к постановке спектаклей и большую помощь, исходящую от них. Дети в процессе приготовления к спектаклю, так или иначе, привлекают родителей и они с радостью (я надеюсь) помогают и даже участвуют в постановках сами. Совместное участие детей и родителей в театрализованных постановках очень благоприятно и полезно для них.

Влияние сказок на развитие детей

 

 

С самого раннего детства ребенок погружается  в волшебный мир сказок. Интерес  к сказкам дети начинают проявлять  в возрасте около двух лет.

Первыми в жизни сказками для детей являются колыбельные песенки. Именно с них начинается погружение ребенка в мир литературы и восприятия окружающего мира в целом. Детские психологи считают, что сказка является обязательным, необходимым этапом развития ребёнка.

Проявляя  интерес к сказке, ребенок усваивает информацию об окружающем мире. В первую очередь, понятия о добре и зле. Сказочные персонажи всегда либо хорошие, либо плохие. Если в семье все хорошо, то ребенок начинает отождествлять себя с положительными персонажами. Таким образом, ему прививается доброта. Злодеи всегда получают наказание за совершение плохих поступков, а значит, единственный способ не быть наказанным – не совершать плохих дел. Так ребенок понимает необходимость соблюдения установленных в обществе правил.

Для полноценного развития психики ребенка имеет большое значение развитие его эмоциональных качеств. Именно этому необходимо уделять больше всего внимания.

Выбирая детские сказки для ребенка, необходимо учитывать уровень его психического развития. Нужно знать, какая сказка и для какого возраста подходит. Дети с большим удовольствием, следом за взрослыми, подражают звукам и движениям, которые издают сказочные животные.

Дети хорошо замечают повторяющиеся сюжетные обороты. Данный прием известен по таким сказкам, как “Теремок”, “Репка”, “Колобок” и пр. Детские психологи считают, что для более лучшего восприятия сказки ребенку необходимо опираться не только на словесное описание, но и на рисованные образы. Именно поэтому в детских книжках всегда так много рисунков.

Между 2 и 5 годами жизни у детей начинает развиваться способность к фантазированию. Именно тогда мозг ребенка становится способным полноценно воспринимать сказки.

Они способствуют повышению  уверенности в себе. Родителям  стоит обратить внимание на любимых  и нелюбимых персонажей. Это может помочь быстрее выявить возникающие психологические проблемы и устранить их.

Между 5 и 7 годами ребенку можно читать любые сказки. Главное, чтобы они были интересны. Произведение должно развивать различные стороны личности ребенка: воображение, мышление, поведение, эмоции и пр.

С 5 лет дети должны уметь пересказывать сюжет понравившихся им сказок. Если с этим возникают проблемы, то, вероятно, у ребенка задержка психического развития. Так что при появлении тревожных сигналов следует проконсультироваться с детским психологом. 

 

В общем, сказки влияют на развитие детей и их полезно  им читать, рассказывать.

Влияние сказки на личность ребенка

Сказка для  ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка для ребенка раздвигает рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным. Поэтому уроки, которые дает сказка – это ни с чем не сравнимые уроки нравственности для детей, а взрослым она может помочь решить жизненную проблему.

Очень важным в жизни ребенка  является то, как родители преподносят ему сказки. Сказка может быть очень веселой, но родители могут прочитать её так, что ребенок, вместо того чтобы смеяться, будет плакать. Когда мама, читая сказку о любви, говорит ей, что в будущем она выйдет замуж за принца, то тем самым она задает своей дочери определенный сценарий на поиск идеального героя. Психологи считают, что каждый сказочный персонаж может играть или даже брать за основу жизненного сценария.

«Сценарий жизни» оказывает  на судьбу большое влияние. У каждого  человека своя роль. На «Жизненный сценарий» влияет происхождение человека, его воспитание и окружение, и конечно же – сказки, которые ему читают родители в детстве. Именно они заставляют нас особенно переживать за героев, волновать душу и будить фантазию, они несут свой особый эмоциональный, энергетический заряд. Зачастую и наша жизнь складывается по сценарию любимой сказки. Она закладывает в наше сознание определенную программу, задает направление в жизни. Слушая сказку, ребенок отождествляет себя с главным героем. И уже, будучи взрослым, человек поступает так же, как его любимый герой, совершая его «подвиги» и повторяя его ошибки. Когда любимая сказка передается  от родителей по наследству, тогда ребенок берет не свой, а родительский жизненный сценарий. А играя не свою роль, человек обречен терпеть неудачи.

Сказка закладывает судьбу, поведение и характер, ведет человека по жизни. От её влияния избавиться очень нелегко.

Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием  образного мышления, которое позволяет  думать ребенку о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, сравнить её описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку объяснить окружающую среду. Вот почему именно сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (родители и педагоги читали, рассказывали истории, совместно обсуждали их), то у ребенка на бессознательном уровне формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. Если сказочные истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, то эти знания находятся в пассивном состоянии. Это тоже хорошо, ибо находятся в пассивном состоянии. Это тоже хорошо, ибо ресурсы успешной адаптации в обществе имеются.

Если взрослые нашли в  себе силы и мудрость обсуждать с  ребенком сказочные истории, осмыслять  жизненные уроки, искать параллели с реальными явлениями, то «банк» знаний о мире переходит в активное состояние. То есть, ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно – действенные связи между событиями. Ребенок размышляет о своем предназначении, исследует собственные способности и возможности.

Четыре пять лет – апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка  этого возраста свойственен анимизм  – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает в процессе умственного и эмоционального развития детей: к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя и не исчезают совсем.

По мере расширения сферы  общения дети испытывают действие разнообразных  социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Пред ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться позволяет сказка и игра. Например, для ребенка, который чего – то боится, подбирается готовая или составляется новая сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. В этом случае ребенок  не только прослушивает сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, отождествляя себя с главным сказочным героем. В процессе этого ребенок не только знакомится со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные  психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

  1. потребность в автономии. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на себя, на свои силы.
  2. потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть неудачи.
  3. потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда – то идет, кого – то встречает, кому – то помогает, что – то добывает, с кем – то борется, от кого – то убегает и т.д. иногда в начале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

  1. автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды.
  2. активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, эмоционально откликаться на состояние партнеров.
  3. социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
    1. мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия).
    2. Когнитивного (умственного), связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения.
    3. Поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации, способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Информация о работе Сказка и её влияние на эмоции ребенка