Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:05, дипломная работа

Краткое описание

Психология – наука о внутреннем, психическом мире человека и ее практическая часть призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы, оказать психологическую помощь.
Психологическая помощь включает в себя такое направление деятельности психолога как психологическое консультирование. Консультирование как помогающая стратегия в анализе проблем клиента, вносящая прояснение в конфликтные ситуации, приобретает все больший социально-психологический спрос среди российского населения.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69

Вложенные файлы: 1 файл

Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников.doc

— 625.00 Кб (Скачать файл)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ


 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

Допущен к защите:

Заведующий кафедрой

________д.псх.н., проф..

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

на тему: «Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников»

 

исполнитель: студент заочной формы  обучения

 

 

 

 

Руководитель работы:

________ст. преп

Рецензент:

                                                                                                   ______________

                                                                          

 

 

 

 

 

Улан – Удэ

2012  г.

 

 

                                ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………….…………….3

Глава 1. Теоретические аспекты  проблемы психологического

консультирования …………………………………………………….……7

    1. Понятие и виды психологического консультирования………...7
    2. Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
    3. Особенности метода сказкотерапии в психологическом

консультировании ………………………………………………………. 14

    1. Выводы по первой главе………………………………………..20

Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.

Понятие самооценка ……………………………………………….…….21

2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-

мотивационной сфер ……………………………………………………..21

2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления

самооценки и застенчивости  в младшем школьном возрасте……….24

2.3. Сказкотерапия как  метод коррекции самооценки детей  младшего 

школьного возраста ……………………………………………………..29

2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44

Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции

самооценки детей младшего школьного возраста методом 

сказкотерапии……………………………………………………………46

3.1. Изучение уровня  самооценки и застенчивости детей школьного

возраста …………………………………………………………………..46

3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем

самооценки и застенчивостью…………………………………………..56

3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62

3.4.Выводы по третьей  главе…………………………………………….66

          Заключение ………………………………………………………………67

Библиографический список……..………………………………….........69

Приложения……………………………………………………………….74

 

                                    ВВЕДЕНИЕ

 

Психология – наука  о внутреннем, психическом мире человека и ее практическая часть призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы, оказать психологическую помощь.

Психологическая помощь включает в себя такое направление  деятельности психолога как психологическое консультирование.  Консультирование как помогающая стратегия в анализе проблем клиента, вносящая прояснение в конфликтные ситуации, приобретает все больший социально-психологический спрос среди российского населения.

Сегодняшнее развитие общественных отношений, ведущих и индивидуалистическим принципам, можно наблюдать большой рост обращения людей к психологам-консультантам и психотерапевтам.

Как известно, в современном  обществе существует проблема социальной депривации детей, т. е. недостаточности  тех или иных условий, необходимых  для ребенка. Это во многом связано с трудностями в установлении межличностных отношений, характерными для современного общества. Сложность в установлении контактов со сверстниками и  родителями, способствует возникновению у детей неадекватной самооценки, ощущения одиночества, неуверенности в себе.

Таким образом, вопросы  гармонично сформированной, адекватной самооценки детей, на сегодняшний день являются особенно важными. Актуально  предупреждение личностных, поведенческих, эмоциональных отклонений, профилактика школьной и социальной дезадаптации, формирование самодостаточной и уверенной в себе личности.

Психологическое консультирование предполагает множество методов и большое разнообразие техник. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Известно, что в детстве  у детей преобладает образное мышление. Следовательно, наиболее важная информация для человеческого развития и социализации должна быть передана в детстве через какие-либо яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний об окружающем его мире. Если первое десятилетие жизни у ребенка складывается благополучно (ребенку достаточно читают и рассказывают сказочных историй), то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный "банк" жизненных ситуаций. Сказочные и мифологические истории могут просто читаться, без обсуждения их с ребенком, тогда эти знания находятся в пассивном состоянии. Если же взрослые выносили мудрость из рассказанных историй и обсуждали прочитанное с ребенком, осмысляли жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями, то знания переходят у ребенка в активное состояние.

Таким образом, с помощью метода сказкатерапии возможно предупреждение личностных, поведенческих, эмоциональных отклонений, профилактика школьной и социальной дезадаптации, формирование самодостаточной и уверенной в себе личности.

В данной работе рассмотрены понятие, виды, цели, методы психологического консультирования, особенности метода сказкотерапии в работе с детьми, вопросы формирования и развития самооценки детей младшего школьного возраста и ее влияние на формирование адекватных навыков общения.

Методологической базой  исследования послужили взгляды  таких авторов, как Л.С. Выгодский, С.А. Беличева, В.С. Богомолов, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, К. Роджерс, А.И. Липкина, Е.Е. Кравцова и др. Основными методологическими принципами работы являются объективность, детерминизм, взаимосвязь психики и деятельности.

Целью исследования является психологическое консультирование детей младшего школьного возраста с неадекватной самооценкой методом сказкотерапии.

Объект: неадекватная самооценка детей младшего школьного возраста.

Предмет: процесс повышения самооценки детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по проблеме психологического консультирования;
  2. Рассмотреть психологические особенности младшего школьного возраста;
  3. Изучить уровень самооценки и застенчивости в группе детей младшего школьного возраста;
  4. Апробировать программу психологической помощи детям младшего школьного возраста с использованием методов сказкотерапии.
  5. Сделать выводы об эффективности программы психологической помощи.

Гипотеза исследования: мы исходим из предположения, что разработанная программа консультативной психологической помощи способствует снижению застенчивости и повышению уровня самооценки.

В работе были использованы следующие методы:

  1. Методика определения уровня самооценки детей Т. Дембо - С.Л.

         Рубинштейна;

  1. Методика «Лесенка»;
  2. Тест  «Рисунок несуществующего животного»;
  3. наблюдение.

Экспериментальное исследование проводилось на базе начальной школы  №11 города Хилок Забайкальского края. В исследовании приняли участие дети 4-х классов, 46 человек. Исследование было проведено в период времени с 17.10.2011 г. по 23.12.2011 г.

Практическая значимость заключается в том, что  работа может быть использована педагогами и психологами в качестве теоретического источника для изучения самооценки детей дошкольного возраста, может быть полезен диагностический инструментарий и психологическая развивающая программа, которые  предлагаются  в практической части.

  Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ   

 

    1. Понятие и виды психологического консультирования

 

Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психологическое консультирование, профориентацию, психотерапию, психокоррекцию и т. д.

Психологическое консультирование – важнейшее звено в системе психологической помощи. В современной психологии существует множество взглядов на эту проблему, окончательно не уточнены ее понятие, основные направлении, механизмы воздействия при различных вариантах нарушений.

Психологическое консультирование  по определению Британской ассоциации консультирующих психологов - это  есть специфические отношения между  двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий. На мой взгляд, такое определение наиболее удачно отражает суть, характер и содержание этого вида психологической помощи.

Более кратко психологическое  консультирование - это внелечебная  психологическая помощь, оказываемая  специалистами здоровым людям с  целью коррекции отношений и  повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

Следствием такого понимания  консультирования является построение отношений взаимного сотрудничества психолога со своим клиентом во время  психологической консультации, основанные на взаимном доверии и уважении, на равенстве и взаимной открытости. В этом отличие от отношений врачебной помощи, в которых врач всегда лучше знает, в чем состоит проблема пациента и как ее лечить, поэтому не спрашивает согласия пациента на выбор стратегии лечения, применение определенных методов и средств, и не объясняет пациенту их сути, оснований своего выбора и причин своего решения. Врач выбирает стратегию лечения, а пациент лишь ее исполняет.

Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни.

Все определения консультирования указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта.

В современной науке  выделяют шесть основных параметров:

  • эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);
  • интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);
  • динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);
  • конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);
  • оказание поддержки      (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);
  • добросовестность.

Информация о работе Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников