Совершенствование методики проведения практических занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности. В основе такого непрерывного самообразования лежит процесс самообучения, обеспечивающий не только овладение способами приобретения необходимых знаний, но и формирование самостоятельности, как профессионально значимого качества личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 20.84 Кб (Скачать файл)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Пономарева М.Л.

Бузулукский колледж промышленности и транспорта, г. Бузулук

 

Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять  свои функции, отличаясь высокой  восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых  сфер деятельности. В основе такого непрерывного самообразования лежит  процесс самообучения, обеспечивающий не только овладение способами приобретения необходимых знаний, но и формирование самостоятельности, как профессионально  значимого качества личности.

 Таким образом, в получении  любой профессии практическая  подготовка учащихся играет важную  роль. То, как будет организованно  лабораторно - практическое занятие,  какие средства и методы будут  использованы преподавателем при  его проведении, зависит компетентность, профессиональность, конкурентоспособность  будущих специалистов.

На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также предварительный  инструктаж. Необходимо проверить теоретическую  и практическую подготовленность студентов  к занятию, обратить внимание на трудности  которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать студентов  на самоконтроль. Когда студенты приступают к выполнению задания, им нужна помощь преподавателя, корректировка действий. проверка промежуточных результатов. Важно не  подсказать учащимся готовое решение или исправить допущенную ошибку, а наблюдать за действиями студента, можно одобрять или предупреждать о возможной неудаче, а также  ставить вспомогательные вопросы. Наблюдение за работой дает возможность направить в нужное русло ход мыслей студента, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы. Последовательно, от занятия к занятию, возрастают требования к самостоятельности обучаемых при выполнении практических работ. Диапазон задач, решаемых специалистом, их сложность и новизна, требуют, прежде всего, развития проблемного мышления, способность осознать проблему и найти нестандартное решение. Пользуясь приобретенным широким кругом знаний, он должен уметь самостоятельно отыскивать приобретать необходимую информацию и использовать ее в практической профессиональной деятельности. Соотношение между общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовкой обеспечивает высокий уровень эрудиции специалистов.

Общие цели практического  занятия сводятся к закреплению  теоретических знаний, более глубокому  освоению уже имеющихся у студентов  умений и навыков и приобретению новых умений и навыков, необходимых ему для осуществления своей профессиональной деятельности.

 

Основными задачами практических занятий являются:

• углубление теоретической и практической подготовки студентов;

• приближение учебного процесса к реальным условиям работы того или иного специалиста;

• отражение в учебном процессе требований научно-технического прогресса, современных достижений науки и техники;

• всемерное развитие инициативы и самостоятельности студентов во время выполнения ими практических занятий.

 

К практическим занятиям относятся  различные по форме организации занятия дисциплин «Спецтехнология», «Автоматизация производственных процессов»:

• лабораторные занятия (работа с аппаратурой, приборами, лабораторным оборудованием, материалами, проведение эксперимента, овладение отдельными методами исследования);

• проведение имитации обслуживания объектов нефтедобычи;

• решение проблемных ситуационных задач, деловые игры;

• изучение устройства, расчеты  и выбор оборудования;

• подготовка технологических  отчетов, планов работ, актов проверок приборов;

• сборка и разборка простого нефтепромыслового оборудования;

• контрольные письменные задания (тестовый контроль, анкетирование и другие виды оценки).

В соответствии с целями и дидактическими задачами различают:

а) демонстрационные занятия;

б) самостоятельные практические занятия.

 

Для успешного проведения практических занятий переработаны и внедрены в учебный процесс:

- методические указания  для студентов по изучению  учебных дисциплин;

- мультимедийные презентации лекций по учебным дисциплинам «Спецтехнология», «Автоматизация производственных процессов»;

- мультимедийные презентации по изучению методики обслуживания объектов нефтедобычи по учебной дисциплине «Спецтехнология»;

- пополнен банк тестовых  заданий по учебным дисциплинам;

- пополнен комплект видеоматериалов  по изучению устройства, состава  и операционных действий по  обслуживанию объектов нефтедобычи;

- внедрено реальное оборудование,  планшеты по изучению основных  элементов оборудования;

- разработаны учебные  рабочие программа по дисциплинам  «Автоматизация производственных  процессов»,  «Спецтехнология»  для специальности: «Профессиональное обучение»,  специализации «Разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений» ;

- разработаны ситуационные  задачи для проведения практических  занятий;

- разработан «Материал  для подготовки к практическим  занятиям» по дисциплине «Спецтехнология».

Активные методы обучения  побуждают  студентов к самостоятельному добыванию  знаний, активизируют их познавательную деятельность, формируют  практические навыки. Это проблемно-поисковые  и воспроизводящие методы. Активное обучение предполагает использование  системы методов, которые направлены не на изложение преподавателем готовых  знаний, их запоминание и воспроизведение  студентом, а на самостоятельное  овладение знаниями и умениями в  процессе активной познавательной и  практической деятельности.

Познавательная активность - это  интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление к  учению. Познавательная самостоятельность  – это стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться  в новой ситуации, находить свой подход к решению задач, независимость  собственного суждения.

 Активные методы обучения  используются на разных этапах  учебного процесса. Рассмотрим некоторые  из них.

Поисковая лабораторная работа относится  к проблемно-поисковым активным методам обучения. Например: изучению теоретического учебного материала  может предшествовать поисковая  лабораторная работа по инструкции, на основании которой студенты  должны сами сделать выводы о свойствах  веществ или объектов, о взаимосвязи  между ними.

Исследовательская работа заключается  в том, что студенты самостоятельно осуществляют учебное исследование, а затем, на занятии докладывают  об его результатах, обосновывают их теоретическими положениями. Исследовательский  метод обучения положен в основу работы предметных кружков и  при  выполнении  дипломных работ.

Для того чтобы развить экономическое, техническое мышление, организаторские  способности, необходимо  систематически ставить студентов в такие  условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности. Поэтому на практических занятиях использую  такие активные методы обучения, как  анализ производственных ситуаций, решение  ситуационных профессиональных задач, деловые игры и их элементы и т. д.

Анализ производственных ситуаций.

Задачи аналитического характера  занимают большое место в работе специалиста. Умение анализировать, оценивать  ситуацию, на основе этого анализа  принимать решение. Сущность метода заключается в том, что студентам  предъявляется какая-то производственная ситуация, в которой охарактеризованы условия и действия ее участников. Студентам предлагается оценить, правильно  ли действовали участники события, дать анализ и аргументированное заключение принятым решениям. Например, имитировать действия при открытом фонтанировании с возгоранием или при утечке в АГЗУ, порыве выкидной линии.  Ситуация может быть представлена в форме устного описания, показа видеофильма, разыгрывания ролей отдельными учащимися. Задания по анализу производственных ситуаций студенты выполняют индивидуально или группами по 3-5 человек, а затем коллективно обсуждают выводы.

Решение ситуационных профессиональных задач.

Основным дидактическим материалом этого метода служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные количественные данные) и вопрос (задание), поставленный перед студентами. Задача должна содержать  все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия – условия, из которых можно извлечь  эти данные. В основе учебных задач  лежат типовые профессиональные задачи,  характерные для нефтяной отрасли, реальные аварийные ситуации из квартальных и годовых отчетов, где будет работать специалист.

Ситуационные профессиональные задачи бывают сквозными, т. е. проходящими  через весь учебный курс, и комплексными, - охватывающими несколько учебных  дисциплин, но выполняемыми одновременно.

Деловая игра – представляет собой  управленческую имитационную игру, в  ходе которой участники имитируют  деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа ситуации принимают  решения. Преимущество деловых игр  в том, что взяв на себя ту или  иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная  ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что  повышает интерес к ходу игры. Участники  проявляют моральные, деловые и  психологические качества при обсуждении вариантов решения, могут показать не только профессиональные качества, но и общую эрудированность, такие  черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которой нередко зависит ход игры. Во время деловой игры у студентов развивается творческое мышление (способность поставить проблему, выдвинуть варианты ее решения, выбрать оптимальный вариант), профессиональные умения специалиста.

Таким образом, использование активных методов обучения при проведении практических занятий помогает студентам  более полно овладеть будущей  профессией, позволяет им окунуться  в производственную среду, адаптироваться к непростым условиям современной  жизни.

С целью успешного освоения дисциплины, как одна из форм практического занятия,   также использую проведение целенаправленных экскурсий на  предприятия нефтяной отрасли, с учётом будущей специальности  студентов.

При проведении экскурсий, как  правило, ставятся следующие цели:

• познание инновационных  технологических процессов;

• знакомство с разнообразным  новейшим оборудованием;

• наблюдение за работой  различных устройств в условиях производства;

• наблюдение за работой  квалифицированных рабочих;

• знакомство с возможным  местом будущей практики, а затем  и работы;

• воспитание понимания  производственной дисциплины и этичного поведения в условиях современного производства;

• непосредственное общение  со специалистами и персоналом предприятия  по выбранной профессии;

• получение информации для выбора тематики и более успешного  выполнения  дипломного проектов.

После проведения экскурсии студенты охотно обсуждают увиденное, с большим  интересом создают презентации, готовят доклады, пишут рефераты, отчёты.

 

Используемые источники  литературы:

1. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. М. - Academa- 2010г., стр. 105.

2. Накашидзе Р.М. Современное состояние профтехобразования в Грузии. Журнал «Педагогика» № 3, 2011г., стр. 94.

3. Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся. Журнал «Педагогика» №3, 2011г., стр. 8.

4. Семушина Л.Г. , Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М. - Мастерство 2011г.

5. Трофимова Н.М. , Ерёмина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста. Журнал «Педагогика» № 2, 2010г., стр. 42.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Совершенствование методики проведения практических занятий