Современные технические средства обучения. Компьютер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – обосновать применение компьютера в образовании как одного из перспективных средств обучения.
Задачами данной работы являются:
1. Изучение литературы по проблемам компьютеризации. Выявление ведущих тенденций и этапов, которые на данный момент могут рассматриваться в качестве принципиальных основ компьютерного обучения.
2. Определение специфики дидактических принципов при использовании компьютера.
3. Характеристика преимуществ, направлений и трудностей в использовании компьютера в качестве средства обучения.
4. Классификация компьютерных (электронных) средств обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3 с.
1. Компьютеризация обучения как современное направление в образовании……………………………………………………………..5 с.
1.1.Этапы компьютеризации…………………………………………...5 с.
1.2.Дидактические принципы компьютерного обучения……………7 с.
2. Преимущества и направления использования компьютера как средства обучения………………………………………………………………..11 с.
3. Виды электронных средств обучения……………………………..….14 с.
4. Проблемы использования компьютера в образовательном процессе…………………………………………………………………18 с.
Заключение…………………………………………………………………....21 с.
Список использованной литературы……………………………………..….23 с.

Вложенные файлы: 1 файл

ТСО.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из описанных  в современной литературе и общероссийских стандартах критериев, электронные  средства учебного назначения следует  различать:

           по функциональному признаку, определяющему значение и место ОЭИ в учебном процессе;

  • по структуре;
  • по организации текста;
  • по характеру представляемой информации;
  • по форме изложения;
  • по целевому назначению;
  • по наличию печатного эквивалента;
  • по природе основной информации;
  • по технологии распространения;
  • по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.

В настоящее время  утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе [3]:

  • программно-методические (учебные планы и учебные программы);
  • учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
  • обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
  • вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).

Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу:

  • контролирующие (тестирующие программы, базы данных)

Электронные издания по структуре подразделяются на:

  • однотомное электронное издание - электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;
  • многотомное электронное издание - электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на самостоятельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;
  • электронная серия - серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.

Учебные электронные  издания по организации текста подразделяются на моноиздания и сборники.

Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы. Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников. Что касается учебных планов, учебных программ, методических указаний и руководств, заданий для практических занятий, то их выпускают преимущественно в виде моноизданий. Подобные издания усиливают активность студента, обеспечивают комплексность процесса овладения информацией.

По характеру представляемой информации можно выделить следующие устоявшиеся виды учебных изданий: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия, книга для чтения и др.

По форме изложения  материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:

  • конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;
  • программированные учебные издания, которые, по существу, и представляют собой в этой классификации электронные издания;
  • проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления;
  • комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.

По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:

  • электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);
  • самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

По природе  основной информации выделяются [13]:

  • текстовое (символьное) электронное издание - электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольное обработку;
  • изобразительное электронное издание - электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;
  • звуковое электронное издание - электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;
  • программный продукт - самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода;
  • мультимедийное электронное издание - электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязанно для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами.

По технологии распространения можно выделить:

  • локальное электронное средство учебного назначения - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
  • сетевое электронное издание - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
  • электронное издание комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания можно выделить две группы:

  • детерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;
  • недетерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем.

Используя классификацию программных средств, представленную в общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 имеется отдельный подкласс 50 7000 - Прикладные программные средства учебного назначения. Он включает в себя педагогические, обучающие, контролирующие, демонстрационные, досуговые, вспомогательные программные средства, а также программные средства для тренажеров, для моделирования, для управления учебным процессом, для создания программ учебного назначения, для профориентации и профотбора, для коррекционного обучения детей с нарушениями развития.

Все представленные принципы классификации позволяют учесть отдельные характеристики электронных  средств учебного назначения (или, как сейчас говорят ЦОРов – цифровых образовательных ресурсов).

Можно использовать и  другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен быть не конгломератом разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора.

 

 

 

 

 

  1. Проблемы использования компьютера в образовательном процессе

Наряду с открывающимися широчайшими перспективами использования  в учебном процессе компьютерной техники, существует ряд проблем, строго очерчивающих круг применимости подобных технологий, и ограничивающих их технократическое влияние. Это:

1.       Опасности для здоровья учащихся,

2.    Стоимость программного обеспечения,

3.        Быстрое устаревание программного обеспечения, компьютеров,

4.         Обучение учителей,

5.         Несоблюдение технологии.

Санитарные нормы, действующие  в настоящие время в школе, разрабатывались в то время, когда  визуальные, цветовые, контрастные, электромагнитные показатели компьютеров и их мониторов не позволяли работать за терминалом машины ребенку 10-17 лет больше 10-25 минут в сутки. Сегодня большинство поставляемых в школы компьютеров, если, конечно, это - не списанные где-то "ящики", являются машинами, соответствующими жестким европейским стандартам - MPR-II, TCO'95 и другим.

Монитор компьютера является самым "опасным" элементом. При  этом современные технологии позволили  снизить уровень электромагнитного  излучения монитора до уровня таких  бытовых приборов, как настольная лампа. Но мерцание монитора (80-100 Гц), даже по сравнению со старыми моделями (50Гц), по-прежнему утомляет глаза. В последние годы появились жидкокристаллические мониторы для настольных компьютеров. При большом размере экрана они имеют малые габариты (практически как большая книга), они практически не излучают и не мерцают, что делает их не более опасными для зрения, чем тетрадь или учебник. Высокая на сегодняшний день цена (около 1500$) не позволяет комплектовать ими школьные компьютеры, но через 1-3 года это станет реальностью. При таком уровне оснащения можно станет говорить о пересмотре информационной концепции образования.

Вторым серьезным препятствием на пути внедрения компьютерных технологий обучения в школе является немалая  цена лицензионного программного обеспечения. Стоимость затрат на покупку программного обеспечения зачастую превышает стоимость самих компьютеров. Органы управления образования в своем большинстве прониклись мыслью о внедрении компьютеров в школах, во многих школах появляются современные компьютерные классы, но приобретение программного обеспечения пока не предусматривается. Таким образом в некоторых школах наблюдается следующая картина: школьники работают на суперсовременных компьютерах либо с ворованным "пиратским" программным обеспечением, либо с допотопным "Бейсиком".

Выходов из подобной ситуации может быть несколько:

·   частные школы и некоторые муниципальные, берущие плату за дополнительные образовательные услуги могут позволить себе приобретение нескольких программ;

·   крупные компании, например Microsoft, проводят акции поддержки образования и предоставляют свою продукцию бесплатно или за меньшую цену, но такой ход оказывается неприемлем для небольших фирм, занимающихся разработкой программного обеспечения специально для образования;

·   логично было бы выделять средства из бюджета, но в нынешней экономической ситуации ближайшие годы это не представляется возможным;

·   возможно использование принципиально бесплатного ПО, примером которого на сегодняшний день может являться операционная система Red Hat Linux и приложения для нее, получающая все большее и большее распространение во всем мире.

Еще одна трудность - революционный  рост компьютерных технологий, при  котором в последние годы оборудование и ПО безнадежно морально устаревают буквально за год-два. За подобными темпами система финансирования образования успеть не может. За рубежом практикуется бесплатное или почти бесплатное обновление лицензионного ПО и даже компьютерного парка для образовательных учреждений.

Такое быстрое развитие информационных технологий делает специалиста, не повышающего свой профессиональный уровень, практически дилетантом в среднем за 3-4 года. Этот факт диктует необходимость организации процесса непрерывного повышения квалификации как учителей информатики, так и учителей других предметов, использующих компьютерные технологии в своей работе. Это может решаться путем организации ежегодных курсов без отрыва от работы, самообразования. Большую перспективу предоставляют дистанционные курсы.

Особой трудностью может стать неумелое либо нецелесообразное, беспорядочное применение компьютерных технологий в учебном процессе. Согласно материалам недавнего исследования, проведенного в Соединенных штатах журналом Education Week, ученики, проводящие слишком много времени за освоением учебного материала с помощью компьютера, могут в итоге получить более низкие итоговые оценки за выполнение тестов. Причина, по мнению координатора проведенного журналом опроса "Technology Counts '98" (Итоги применения технологий '98) Крейга Джералда (Craig Jerald), состоит в том, что часть проводимого за компьютером времени на самом деле посвящается далеким от обучения целям.

Согласно результатам  исследования, уровень оценок оказался на 20% ниже для тех учащихся, которые  чаще других пользовались установленными в учебном классе компьютерами. Частое использование домашнего компьютера приводило к еще более значительному снижению успеваемости - на 26%.

Информация о работе Современные технические средства обучения. Компьютер