Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:35, реферат
Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника
сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении, речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на «режущие ухо» выражения (Беличева С. А.,-1984). В самом деле, есть о чем беспокоиться: в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. «зашибись», «улёт», «отпад» и подобные словечки наполовину вытесня
1.Введение
2. Основная часть:
2.1.Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков
2.2. Потребность школьника в самовыражении и понимании
2.3 Приемы, используемые в молодежном жаргоне
2.4. Роль учителя в формировании речи школьников
3. Заключение
4. Список литературы
Национальный исследовательский Саратовский Государственный Институт имени Н.Г. Чернышевского
Реферат на тему:
Современный молодежный жаргон
Саратов 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение
2. Основная часть:
2.1.Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков
2.2. Потребность школьника в самовыражении и понимании
2.3 Приемы, используемые в молодежном жаргоне
2.4. Роль учителя в формировании речи школьников
3. Заключение
4. Список литературы
1. Введение
Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника
сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении, речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на «режущие ухо» выражения (Беличева С. А.,-1984). В самом деле, есть о чем беспокоиться: в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. «зашибись», «улёт», «отпад» и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.
Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок.
Жаргон
– это своего рода язык в
языке. Строго говоря, это разновидность
речи какой-либо группы людей,
объединенных единой
В современном мире отмечается высокий уровень жаргонизации речи ведущих в теле- и радиопередачах, в публикациях газет и журналов.
К тому же в связи с изменившимися социальными условиями – приоритетом материальных ценностей, разделением общества (на богатых и бедных), ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности,
повышенной жаргонизацией речи при общении школьников (Бобахо В. А., Левикова С. И.,-1996.).
2. Основная часть
2.1. Роль социальных факторов в формировании речи современных
подростков
Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его
элементом поп-культуры. Жаргон в свою очередь становится престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен, радиопередачах и музыкальном телевидении, на которые ориентируется современный школьник («Мне все по барабану» – группа «Сплин», «Заколебал ты» – группа «Дискотека Авария»).
Стремительное и постоянное ускорение и обновление—ведущие характеристики современной жизни, которой живет российский подросток.
2.2. Потребность школьника в
Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является
потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании.
Молодежный язык подразумевает использование жаргонных слов, как своего рода междометий или просто способов связи предложений, не выражающих отрицательных эмоций. Тем не менее грубая агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия (Мудрик А.В. 1990).
Учителю следует воспитать правильный взгляд у своих учеников : не бросаться на «амбразуру» телевизора, когда идут фильмы с употреблением неподобающей лексики, не бездумно «впитывать» все слова, взятые из интернета. Намного важнее показать подростку, что красиво, а что мерзко; что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение. Показать, что чтение книг – это так же увлекательно и интересно, как и просмотр всевозможных фильмов. Тогда дети не будут использовать в своей речи и писать на стенах «русские народные слова» ,они будут знать, что употребленное в присутствии взрослого матерное слово расценивается как оскорбление и будут стараться не делать этого.
2.3. Приемы, используемые в молодежном жаргоне.
Для молодежного жаргона характерно, помимо отчужденности, эмоционально-игровое начало. Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные? Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип – элемент шока, встряски, и элемент насмешки, чтобы было не скучно, смешно, прикольно. В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и непринятие его норм, его образцов, его приличий (Брудный А. А. 1989). «УлЁт, отпад!» – так может выразить восторг сегодняшняя школьница, скучную музыку назовет «депрессняк», а примерного одноклассника – «ботаник».
Другой игровой прием, используемый в молодежном жаргоне, – это сближение слов на основе звукового подобия, звуковой перенос: к примеру, «лимон» вместо «миллион», «мыло» вместо «e-mail».
Итак, шутка, игра – это позитивный элемент молодежной речи. Вряд ли кто-
нибудь всерьез может бороться с этим.
Другая важная характеристика молодежной речи – ее «первобытность»- неопределенность, размытость значений входящих в нее слов. Так к примеру «стрёмно», «круто», «я прусь»! - могут быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Сюда относятся как «блин!» и «елы-палы!», используемые в жаргоне только в качестве эмоциональных восклицаний, так и слова типа «прикол», «улёт», «чума». В зависимости от ситуации и круга общения данные слова могут выражать разнообразные - вплоть до противоположных - эмоции: разочарование, раздражения, восхищение, удивление, радость и т. д.
Все эти приемы – осознанный выбор, осуществляемый в речевом поведении между подростками. А речевое поведение также регулируется нормой или антинормой. Современный молодежный жаргон выбирает антинорму.
2.4. Роль учителя в формировании речи школьников.
Интеллигентный, образованный, культурный учитель
немыслим без хорошей речи. Достичь мастерства в области
правильной речи можно только в том случае, если работать над собой:
пополнять знания, расширять кругозор, активно общаться с другими людьми, усваивая не только лучшие образцы речевого поведения, но и постоянно духовно обогащая себя и своих учеников (ходить в театры, музеи, читать как можно больше книг).
Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте, в основном с подростками. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие.
Речь учителя служит образцом, который воспринимает подросток и по
которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для
ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного построения речи вообще. В силу этого особое внимание следует обращать на форму педагогической речи, делать ее доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания (Нестеренко В.,-1992).
3. Заключение.
Жаргонизация речи - неотъемлемая часть общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.
Ребята отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит они должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке (Бодалев А. А.1983). Таким образом наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков и учащихся старших классов. И мы, как будущие учителя начальных классов, должны стараться сделать все возможное, чтобы не допустить интенсивного развития бранной лексики у подрастающего поколения.
Список литературы
1. Беличева С. А. Сложный мир подростка. – Свердловск, Сред.-Урал. Кн.
Издательство, - 1984.
2. Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений?//Общественные науки и современность. -М. - 1996. - № 3. - С. 56 - 60.
3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. – М.: Педагогика, 1983.
4. Брудный А. А. Понимание и общение. – М.: Знание, 1989.
5. Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990.
6. Нестеренко В. Язык нетерпимости и язык доверия.//Свободная мысль. -
1992. -М. - № 2. - С. 74 - 77.