Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:05, реферат
Современный период развития социальной практики в России характеризуется широким использованием разнообразных социальных технологий - от монотехнологий до политехнологических систем. Расширяется социальное пространство, в котором отдельные технологии или их совокупность находят свое применение: от политико-выборных до социолого-аналитических, от Интернет-технологий до различных видов связи, от образовательно-педагогических до предоставления адресных социальных услуг различным группам населения и т.д.
Современный
период развития социальной практики
в России характеризуется широким
использованием разнообразных социальных
технологий - от монотехнологий до политехнологических
систем. Расширяется социальное пространство,
в котором отдельные технологии или их
совокупность находят свое применение:
от политико-выборных до социолого-аналитических,
от Интернет-технологий до различных видов
связи, от образовательно-педагогических
до предоставления адресных социальных
услуг различным группам населения и т.д.
Проникновение технологий как инструментального
познавательно-
Попытаемся обосновать приемлемость технологий
в социальной сфере и определить границы
их применения на методологическом уровне
(познаваемость и преобразовательный
характер технологий социальной практики
в разных ее видах); установить взаимосвязь
и взаимодействие различных технологий
в познавательной и преобразовательной
деятельности; указать возможности построения
универсального (инвариантного) технологического
цикла. Эти и другие задачи были заложены
в основу программы научно-исследовательской
работы, выполненной в 2002 - 2004 гг. сначала
в бывшем Институте педагогики социальной
работы РАО, а затем в ГосНИИ семьи и воспитания.
С одной стороны, это дало возможность
работать на "отраженном" материале,
т.е. применить методологическую рефлексию
научного знания, полученного в результате
значительного числа исследований в разных
научных школах. С другой - такой подход
позволил избежать исследования частных
вопросов технологической проблематики,
которая сама по себе является важнейшим
объектом теоретических исследований.
Нам было важно выявить степень обоснованности
применения термина "технология"
(на научном уровне) и различных технологических
инструментальных конструкций (на практико-ориентированном
уровне) в социальной сфере и, в частности,
в секторах социальной работы и социально-педагогической
деятельности. Для решения этой задачи
использовались методы: анализ специализированной
литературы, в частности, политологической,
философской, социологической, педагогической,
в том числе социально-педагогической;
изучение документов Правительства РФ,
Министерства труда и социального развития
РФ, Министерства образования РФ и Министерства
культуры РФ, а также наблюдение за деятельностью
ряда принадлежащих им структурных подразделений
на уровне города (муниципалитета). Полученные
результаты были представлены в уровнево-групповом
порядке в соответствии с критериями "отношение"
и "активность".
Повседневно-практический уровень активности
и отношения представителей различных
институтов социума показывает, что они
преобладающе устойчиво разрабатывают
и реализуют разнообразные технологии
в рамках институционально-
Научно-теоретический уровень реализации
технологического потенциала связан с
обоснованием сущности, содержания, структуры,
видов, типов и специфики конкретных технологий
в зависимости от избранного сектора социальной
сферы. Исследование результатов ранее
проведенных исследований показывает,
что на этом уровне преобладает прагматическое
отношение, обусловленное значительным
влиянием позиции предыдущего.
Термин "технология" устойчиво используется
в социальной работе (технология социальной
работы с семьей), в социально-педагогической
деятельности (технология социального
воспитания детей в дошкольных образовательных
учреждениях), в воспитательной работе
(технология воспитательной работы с детьми
в школе) и т.д.
Однако на этом научно-теоретическом уровне
продолжают сохраняться противоречия,
основные из которых существенно ослабляют
потенциал технологического цикла деятельности.
Среди них выделим следующие:
между неразработанностью структуры конкретной
технологии (как совокупности взаимосвязанных
внутренних элементов - операций) и функциональным
назначением такой технологии;
между неопределенностью связи и последовательности
реализации потенциальных элементов технологии
(операций, актов, мер и т.п.) и потребностью
в определенном, последовательном воздействии
на субъект-субъектные и субъект-объектные
отношения в структурах институтов социума,
главными из которых являются отношения
между людьми и их жизненными и социальными
позициями;
между целевой обусловленностью познавательно-
Обострение этих противоречий приводит
к неоднозначному отношению специалистов,
в частности, социальной сферы, к самому
термину "технология"; субъективному
отрицанию его, противопоставлению другим
терминам, таким, например, как "методика".
Иными словами, на данном уровне снижается
степень объективированности технологии
(по сравнению с предыдущим уровнем) и
возрастает степень его субъективации,
что, естественно, ведет зачастую к необоснованному,
необъясняемому и неоправданному разбросу
оценок технологий и, следовательно, к
снижению ее познавательно-
Разрешение этих противоречий лежит на
пути утверждения технологического детерминизма,
который на новейшей стадии своего развития
выходит за узкие рамки техницизма и стремится
соотнести категорию "технология"
с ключевыми понятиями философской рефлексии:
цивилизация, культура, прогресс, ценности,
идентификация. Проявляясь в новых сферах,
скажем, в социальной и ее секторах, технология
как инструментальная система специалиста
предстает, с одной стороны, как совершенно
новое явление, ранее в этой сфере не проявлявшееся,
но привычно применяемое в другой сфере
- технической. Такое "внедрение"
технологии в новую сферу зачастую вызывает
недоумение, неверие в возможности ее
использования в новых условиях; нежелание
признать идентичность "той" и "этой"
технологий. С другой стороны, процесс
переноса технологий в иные сферы порождает
у специалистов ощущение "знакомости",
"повторяемости" ее основных элементов
под новым названием и вызывает естественное
сопротивление "кажущейся" и "ненужной"
новизне.
Отметим, что в обоих случаях, во-первых,
факт переноса термина "технология"
в новые области и виды деятельности не
является исключительным. Объективным
и многократно доказанным является сложный,
многосоставной, многомерный и многоуровневый
характер любых социальных феноменов,
таких, например, как обучение, воспитание,
образование, развитие, психологическая
подготовка. Чем больше усложняются виды
человеческой деятельности, тем более
обязательным становится расчленение
их на соответствующие этапы и операции.
Социально-педагогическая деятельность
может получить право называться технологией
при условии, если она сознательно и планомерно
расчленена на элементы, реализующиеся
в определенной последовательности.
Относительная новизна термина "технология"
обусловлена тем, что "всякое новое
знание является нам в оболочке старых
понятий, приспособленной для объяснения
прежнего опыта", а поэтому "всякая
такая оболочка может оказаться слишком
узкой для того, чтобы включить в себя
новый опыт" [1, с. 95].
Именно "переплетение" оболочек нового
знания зачастую и приводит к утверждениям
о том, что технология - это "просто новое
название методики", "совокупность
методик создает технологию", "технология
не нужна в связи с тем, что существует
термин "методика"". Часто говорят
о "механизации", "технизации"
педагогического процесса, о "преобладании
управленческих компонентов", о необходимости
внедрения технологий в процессы обучения
и воспитания, в социальную педагогику
и социальную работу. Думается, не всегда
и не везде это приемлемо.
Прежде всего уточним смысловое и содержательное
наполнение термина "технология"
применительно к социально-педагогической
практике. Некоторые исследователи считают,
что социально-педагогическая технология
- это особого рода программа деятельности
социального педагога, его сотрудничества
с индивидом или социальной группой в
определенных условиях; они рассматривают
ее как "целенаправленную, наиболее
оптимальную последовательность социально-педагогической
деятельности (упорядоченную совокупность
действий, операций и процедур) по реализации
специалистом (специалистами) методов
(совокупности методов), средств и приемов,
обеспечивающих достижение прогнозируемой
цели в работе с человеком, группой в определенных
условиях среды" [2, с. 13].
Л. В. Мардахаев считает, что социально-педагогическая
технология обеспечивает оптимальную
последовательность социально-педагогической
деятельности, позволяя получать рациональный
результат в конкретной ситуации. По мнению
Л. Е. Никитиной, "если содержание деятельности
специалиста имеет цель, определенный
алгоритм... стандарт или норматив действий,
объективные критерии оценки результатов
деятельности, то можно говорить о технологичности
его работы" [3, с. 15]. М. В. Шакурова отмечает,
что, будучи, по сути, технологиями социального
типа, социально-педагогические технологии
подразделяются на субъектные, деятельностные
и средовые виды технологий [4, с. 43 - 44].
Позитивно рассматривая эти и ряд других
позиций различных авторов, выделим одну,
к сожалению, отрицательную тенденцию
в развитии социально-педагогических
технологий. Ее суть состоит в том, что
элементы технологии представляются преимущественно
в назывном плане. Серьезные исследования
элементов, которые потенциально составляют
структуру конкретной социально-педагогической
технологии или технологии социальной
работы, очевидно, все еще впереди. Однако
их недостаток не означает отсутствия
самих технологий, реализуемых специалистами
социально-педагогической или социальной
работы на интуитивном или не до конца
осознаваемом уровнях. Эти технологии
существуют, реализуются и являются действенными
инструментальными конструкциями в деятельности
соответствующих специалистов, тем более,
что таких технологий практика накопила
в значительном количестве. Предпринимаются
попытки их анализа, классификации по
целям, задачам, функциям, реализуемому
содержанию деятельности, степени общности
и т.д. Логично предположить, что такая
работа также может быть отнесена к приоритетам
в научных исследованиях.
Разноцелевая направленность социально-педагогических
технологий и технологий социальной работы,
их разнофункциональный и разнозадачный
характер, а также дифференцированность
областей реализации тех или иных технологий
обусловливают и обеспечивают уровневый
характер их классификации. Уровневость
технологий определяется на основе применения
трех базовых критериев оценки каждой
из них.
Критерий абстрактности технологии позволяет
определить ее место в системе других
технологий с учетом того, что "...знание
более общее имеет методологический смысл
по отношению к знанию более частному..."
Следовательно, опираясь на данный критерий
оценки, технологии социальной работы
и социально-педагогической деятельности
будут классифицированы в рамках следующих
групп.
Общеотраслевые технологии (ООТ) в значительной
мере универсальные и всеобщие, проявляются
в любом секторе социальной сферы. Это
инвариантные технологии, обладающие
теоретико-методологическим потенциалом
по отношению ко всем другим технологиям.
Инвариантность обеспечивается их неизменностью,
постоянством при изменении характера
познавательно-
Межотраслевые технологии (МОТ) также
не относятся к группе социально-педагогических
технологий и технологий социальной работы,
хотя реализуют свой потенциал в сфере
социально-педагогической и социальной
работы. Их отличие от общеотраслевых
заключается, во-первых, в том, что, если
ООТ обладают свойством уникальности
и выступают в статусе инвариантных технологий
познавательной и преобразовательной
деятельности, то МОТ, зародившись в своих
областях научного знания, обладают, естественно,
специфическим потенциалом. Их перенос
в социальную сферу, как правило, дает
позитивный результат, так как предлагает
социальным педагогам и социальным работникам
технологии гармонизации, гуманизации,
индивидуализации, дифференциации, интеграции,
совершенствования, формирования, оптимизации,
комплексирования и др.
Не фиксируя внимания на потенциале этой
группы технологий, выделим третью - отраслевую
группу технологий (ОТ), в которую непосредственно
входят технологии собственно социально-педагогической
деятельности и социальной работы. Эти
технологии весьма специфичны, так как
в одних случаях они пересекаются, дублируя
друг друга, в других случаях - дополняют
друг друга своим потенциалом. Эта специфика
порой дает основания для утверждений
о тождестве социально-педагогической
деятельности и социальной работы, хотя
углубленное их исследование все же демонстрирует
их различия. К таким технологиям относятся,
например, технологии "социальной, или
социально-педагогической адаптации",
"социальной или социально-педагогической
реабилитации", "социально-культурной
анимации", "социальной, или социально-педагогической
поддержки", "социально-педагогического
сопровождения", "социального обеспечения"
и т.д.
Не отрицая значимости анализа всех групп
технологий, первичным для исследований
лаборатории социально-педагогических
технологий и политики в области воспитания
ГосНИИ семьи и воспитания стала группа
общеотраслевых технологий, что было обусловлено
направлением научного поиска от общего
к частному. В процессе исследований было
выявлено, что каждая из них относительно
самостоятельна среди других, что позволило
выдвинуть гипотезу о технологическом
цикле процесса познания и преобразования,
о взаимосвязях каждой из этих операций.
Важно было соблюсти условия, когда каждая
технология, входящая в технологический
цикл, собственно и становится и технологией,
и операцией, представляет собой этап
в рамках технологического цикла, обладает
достаточно автономной инструментальной
конструкцией со своими требованиями,
потенциалом, ограничениями, условиями
и правилами.
Технология научно-дисциплинарного диагностирования
занимает начальное место в этом цикле.
В широком смысле слова целью диагностирования
является диагноз, т.е. установление факта
совпадения единичного с целым, его отношения
к определенному классу сущностей. Эта
цель трансформируется на уровне социальной
педагогики, формируя технологию социально-педагогического
диагностирования. Относительно самостоятельное
направление научного знания, изучающее
закономерности, объект, предмет, цели
и задачи социально-педагогического диагностирования,
называется социально-педагогической
диагностикой.
Следующей в технологическом цикле является
технология оценивания и измерения объекта,
его сторон, свойств, связей и отношений.
Логично предположить, что развитие социально-педагогической
квалиметрии будет способствовать повышению
качества и эффективности как научных
исследований в области социальной педагогики,
так и практических преобразований объектов
социальной практики. Однако анализ диссертационных
исследований по социальной педагогике
показывает, что подавляющее число авторов
предпочитают использовать в качестве
критериев нечеткие понятия "больше
- меньше", "выше - ниже", опираясь
при этом на некий абстрактный средний
уровень. К сожалению, при оценке социально-педагогических
объектов, явлений или процессов крайне
редко используются шкалы наименований,
номинальные, порядковые и интервальные
шкалы, шкалы отношений и разностей, а
также математические методы и программы
обработки результатов оценивания.
Технология социально-педагогического
прогнозирования - следующий этап в логике
технологического цикла познавательной
и преобразовательной деятельности в
связи с необходимостью поиска возможных
перспектив развития исследуемого социально-педагогического
объекта.
Эта технология достаточно сложна в силу
специфики прогнозного фона (общество
в целом), самого прогнозного процесса
и его цели - определения возможных перспектив
развития социально-педагогических объектов.
Результатом применения технологии прогнозирования
выступает социально-педагогический прогноз
- вероятное суждение о состоянии объекта
социально-педагогической практики в
будущем; в узком смысле слова - перспективы
развития социально-педагогического объекта,
преимущественно с количественными оценками
и с указанием более или менее определенных
сроков изменения этого объекта.
Любой прогноз предусматривает не менее
трех вариантов будущих перспектив развития
объекта. Если возникают более благоприятные
социально-педагогические условия, то
такая перспектива выбирается в качестве
оптимальной. Если развитие социально-педагогического
объекта происходит в ухудшающихся условиях,
то перспектива оценивается как пессимистическая.
В случае же, когда существующие условия
пролонгируются без изменений, то такая
перспектива носит название средней альтернативы.
Полученные прогнозные варианты развития
того или иного социально-педагогического
объекта являются входной информацией
для разработки конкретных его моделей.
Следующей в логике технологического
цикла является моделирование как реально
существующих предметов и явлений, так
и конструируемых объектов для определения
(познания) или улучшения их характеристик,
рационализации способов их построения,
управления ими (преобразования) и т.п.
При социально-педагогическом моделировании
изучаемый и преобразуемый объект в рамках
данной технологии проходит три этапа
изменений. Этап формирования модели связан
с выделением в нем основных свойств или
процессов, структуры или функций, относительно
которых будет осуществляться его модельное
преобразование. При этом отбираются наиболее
существенные признаки и свойства социально-педагогического
объекта; другие же остаются как бы вне
поля зрения социального педагога. На
этом же этапе возможны допустимые упрощения
при работе с объектом: представление
не в полном объеме его свойств, а в совокупности
лишь наиболее значимых, ведущих, основных;
сосредоточение внимания субъекта на
одной или нескольких, строго ограниченных
целями моделирования, сторонах (единицах
анализа) объекта (структура, функции,
процессы, свойства); представление объекта
моделирования в наглядно-образной знаковой
форме (описание, схема, таблица, график
и т.д.), что обеспечивает однозначность
трактовки исходных и конечных результатов
моделирования, и другие упрощения.
Этап создания преобразовательной модели
предполагает изменение выделенных свойств
социально-педагогической модели применительно
к конкретным, отобранным, фиксированным
социально-педагогическим условиям. Социальный
педагог, исследуя, перебирая различные
условия, изучает и фиксирует изменения,
возникающие в его модели; выявляет взаимосвязь
социально-педагогических условий и результатов;
определяет наиболее оптимальные соотношения
между результатами и методами воздействия
на модель и др. Здесь же осуществляется
перебор наиболее оптимальных вариантов
полученных результатов.
Совокупность результатов, полученных
на предыдущем этапе в процессе изучения
и изменения модели, составляет комплекс
рекомендаций по изменению социально-педагогического
объекта на этапе переноса результатов
на объект. Прежде исследованию и вариативному
преобразованию подвергались лишь основные
единицы анализа, отношения изоморфизма
и гомоморфизма, существующие между объектом
и его моделью, что на третьем этапе позволяет
обеспечить перенос полученных на социально-педагогической
модели результатов ее изменения на сам
объект. Тот комплекс рекомендаций по
изменению этого объекта, который был
выработан на основе модели, практически
реализуется по отношению к объекту социально-педагогической
практики. При этом учитываются, безусловно,
те упрощения, которые были сформулированы
на первом этапе при формировании модели.
Технология социально-педагогического
моделирования наиболее распространена
в области гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, в том числе в общей и социальной
педагогике. Кроме того, моделирование
зачастую используется для перехода от
предыдущей технологии (прогнозирования),
в которую моделирование как метод входит
составной частью, к технологии последующей
(проектирования), в которую моделирование
включается в качестве источника рекомендаций
по преобразованию объекта.
Технология проектирования объекта при
его преобразовании связана с формированием
замысла, проекта будущего состояния этого
объекта, выраженного как в виде текста,
так и в виде расчетов, чертежей и в других
формах наглядно-знаковых систем. Проектирование
- это процесс создания прототипа, прообраза
предполагаемого или возможного объекта,
его состояния; комплекс целеустремленных,
организованных, научно обоснованных
социальных действий, направленных на
создание, функционирование и развитие
объектов, явлений и процессов, различных
видов деятельности с целью получения
желаемого результата. Будучи представленным
в своей полной форме, социально-педагогический
проект является выходным результатом
в технологическом цикле познавательно-
Технология программирования представляет
собой совокупность последовательных
операций по составлению программы - комплекса
мероприятий по реализации одной или нескольких
целей и подцелей развития объекта, упорядоченных
в виде "дерева целей". Получили широкое
распространение научно-технические программы:
научно-исследовательских работ; комплексные
целевые программы преобразования тех
или иных объектов; работы различных групп
людей; программно-целевой подход к различным
видам деятельности и т.д. Именно программа
служит в качестве входного материала
для составления планов ее реализации.
Технология планирования представляет
собой совокупность мероприятий (операций)
по разработке плана, который предусматривает
заранее намеченный порядок, последовательность
осуществления каких-либо действий для
выполнения работ, проведения планируемых
мероприятий.
В процессе преобразований социально-педагогического
объекта завершается его перевод из одного
(старого) в другое (новое) состояние. При
этом происходит значительное (или незначительное)
изменение практически всех свойств и
характеристик этого объекта - он становится
иным.
И, наконец, назовем последний в технологическом
цикле вид деятельности - технологическое
обеспечение обратной связи, выделяемое
на основании учета требований принципа
интерактивности преобразовательного
воздействия на объект. Данный термин
заимствован из кибернетики и означает
воздействие результатов функционирования
какой-либо системы (объекта) на характер
этого функционирования. Данный цикл является
замкнутым, ибо любой объект находится
в процессе непрерывного преобразования.
Каждый социально-педагогический объект
в тот или иной момент времени находится
на той или иной стадии своего изменения,
подвергаясь бесконечному числу преобразовательных
воздействий. Некоторые объекты изменяются
быстрее, становясь более "продвинутыми",
другие - медленнее, отставая в своем развитии.
Итак, технологический цикл познавательно-
Данные показатели сделали технологический
цикл универсальным, инвариантным, целостным.
Кроме того, этот цикл представляет собой
собственную инструментальную систему,
обеспечивающую взаимосвязь и взаимопереход
актов познавательной и преобразовательной
деятельности любого специалиста, что
свидетельствует о его высоком теоретико-методологическом
потенциале. Системность данного цикла
обеспечивается тем, что каждый ее внутренний
элемент (технология) может быть представлен,
с одной стороны, в виде относительно самостоятельной
подсистемы, что позволяет рассматривать,
например, технологию программирования
вполне автономно в совокупности ее собственных
свойств и характеристик (критерий конкретности).
С другой стороны, в рамках технологического
цикла та же технология программирования
не может быть исследована вне взаимосвязей
с другими, предшествующими ей и последующими
технологиями как подсистемами технологического
цикла.
Взаимодействие технологий друг с другом
в рамках единого технологического цикла
по своему характеру не является закрытым,
замкнутым. Наоборот, взаимодействуя друг
с другом при реализации потенциала общей
инструментальной системы, эти технологии
"перетекают" одна в другую, обмениваются
функциями отдельных внутренний операций.
Например, технология прогнозирования
часть своих элементов (операций) заимствует
из технологии моделирования; технология
же информационного обеспечения проникает
своими операциями практически в каждую
технологию общего цикла.
Технологии социально-педагогической
деятельности представляют собой единство
и взаимосвязь технологий научно-познавательного
и научно-преобразовательного характера.
Например, проектирование может быть как
технологией познания объекта, так и технологией
его преобразования. И здесь также нет
противоречий, ибо существует прочная
взаимосвязь научно-познавательной и
научно-преобразовательной деятельности,
причем каждая из них осуществляется как
самостоятельно, так и во взаимодействии
с другой.
Большое разнообразие технологий, их разноуровневый
характер, различия в частоте применения
- все это свидетельствует о реальности
инструментального механизма воздействия,
реализуемого в соответствующих видах
деятельности вне зависимости от чьей-либо
точки зрения (объективный характер технологии).
Более того, именно разнообразие имеющихся
технологий обеспечивает их единство
в рамках единого технологического цикла
деятельности специалистов (единство
в разнообразии).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бор Н. Атомная физика и человеческое
познание. М., 1961.
2. Мардахаев Л. В. Основы социально-педагогической
технологии. Рязань, 1999.
3. Никитина Л. Е. Технология социально-педагогической
работы: Краткий анализ // Воспитание школьников.
2000. N 10.
4. Шакурова М. В. Методика и технология
работы социального педагога. М., 2002.
5. Гершунский Б. С., Никандров Н. Д. Методологическое
знание в педагогике. М., 1986.
Информация о работе Современный период развития социальной практики в России