Современный урок и требования к нему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:59, контрольная работа

Краткое описание

Современный урок – это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно».
«Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».
«Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок».
«Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».

Содержание

Введение.
1.Определение понятия «современный урок».
2. Общая характеристика и особенности современного урока.
3. Структура современного урока.
4. Современный урок как целостная система.


Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Современный урок и требования к нему.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение.

1.Определение понятия «современный  урок».

2. Общая характеристика и особенности  современного урока. 

3. Структура современного урока.

4. Современный урок как целостная система.

 

 

Заключение.

Литература.  

 

 
Введение.

«Современный  урок – это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно».

«Современный  урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором  учитель и ученик свободно общаются».

«Современный  урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок».

«Современный  урок – это урок, на котором выслушивают  любое твое мнение, урок, где человек  учится быть человеком».

«Современный  урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно». 

«Современный урок – это урок без стрессов».

Урок как  форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь  жизнеспособным, что и в наши дни  урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика». Дальнейшее развитие классического учения Я. А. Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков. А. Дистервег (1790-1866, немецкий педагог-демократ) разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

1.1.  Определение понятия «современный урок».

Урок как  основная форма органично дополняется  другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, то есть в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены). К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

1.   Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2.   На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3.   На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

4.   На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

5.   Организация урока динамична и вариативна.

6.   На уроке используются современные педагогические технологии.

2. Общая характеристика и особенности  современного урока.

Чтобы полностью  охарактеризовать современный урок, выделить его основные закономерности поставим перед собой три вопроса и попытаемся ответить на них.

Вопрос первый. Что является общей функцией урока?

Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) –  деятельность, обязанность, работа; внешнее  проявление свойств какого-либо объекта  в данной системе отношений

Можно выделить следующие функции урока: обучающая  функция, воспитывающая и развивающая  функции.

Общей функцией современного урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Отсюда следует, что основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития.

Вопрос второй. Что представляет собой цель урока?

Рождение любого урока начинается с осознания  и правильного, четкого определения  его конечной цели, цели урока.

Что же такое цель? Общепринято  в науке, что цель – это предполагаемый, заранее (мысленно или вербально) планируемый  результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. Обычно цели ставятся на уроке в соответствии с целями системы более высокого порядка – целями обучения и образования. С позиции системы обучения цель урока (как системы) выступает как функция системы обучения.

Общая цель урока (триединая цель урока)  конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Триединая цель урока определяет характер взаимодействия учителя и  учеников на уроке, а реализуется  не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается  только в том случае, когда к  этому стремятся обе стороны. Поэтому триединая цель урока в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающие аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте. Иными словами цели современного урока могут быть представлены двумя видами:

-         цели деятельности учителя;

-         цели деятельности учащихся.

Триединая цель урока носит  слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы.

В настоящее время в  результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр  способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения (цели урока) формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:

-   цель должна быть конкретна;

-   четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

-   цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся.

Вопрос третий. Что представляют собой задачи урока?

Что такое задача? В самом  общем значении это – данное и  искомое, совокупность последовательных действий (операций) над которыми приводит к преобразованию объекта. Задачу можно  рассматривать в качестве средства достижения цели, а совокупность действий с задачей – способа достижения цели. Задача (средство) может быть одна и та же, а способы ее решения – разные. В зависимости от этого возможно большее или меньшее совпадение предполагаемой цели и действительного результата.

Дидактическая задача является наиболее общей задачей для учителя и учащихся: решение дидактических задач приводит к достижению дидактической цели. Например, дидактическая цель – усвоить понятие «нахождения неизвестного слагаемого», отработать умения и навыки его применения. Эта цель сложная, она достигается путем решения трех основных дидактических задач: а) актуализации прежних знаний, умений и навыков; б) формирования новых понятий и способов действия; в) применение (с целью формирований умений и навыков).

Каждая из дидактических задач в свою очередь состоит из ряда учебных (задач для учащихся), имеющих более конкретный характер (решение арифметической задачи, выполнение упражнений и т. д.). Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в целом, в них может содержаться новое знание, но его может и не быть.

Можно сделать вывод: сама по себе триединая цель достигнута быть не может. Она достигается посредством  решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые распадается. 

С этой точке  зрения любой урок можно рассматривать как систему учебно-воспитательных задач, содержание и последовательность которых отражает логику достижения триединой цели урока, а также логику и закономерности последовательного поэтапного изучения учебного материала.

3. Структура  современного урока.

Сначала, для  более строгого изложения теории урока, определим соотношение следующих  понятий: часть урока, элемент урока, шаг урока, компонент, этап и звено  урока. В педагогике употребление этих терминов весьма нестрого. Считается, что они обозначают одно и то же, поэтому эти термины синонимично заменяются. Однако в последнее время в педагогике наиболее употребляют понятие этап урока (часто употребляют и понятие элемент урока). Понятие «этап» связано с движением в рамках определенного времени, поэтому,  используя его, можно более строго говорить о таком понятие как этап урока. Употребление остальных терминов не совсем удачно, что обосновывается М. И. Махмутовым в работе «Современный урок».

Итак, попытаемся проанализировать структуру современного урока. Что же такое структура вообще?

Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Под структурой урока понимают совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающую в процессе обучения и обеспечивающую его целенаправленную действенность.

В. А. Сластенин  считает, что под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.

И. П. Подласый подразумевает  под структурой урока его внутреннее строение, последовательность его отдельных этапов.

Из приведенных  определений структуры урока  и из понятия структуры можно  сделать вывод, что в рассмотренных  определениях структура урока характеризуется  не достаточно полно. Наиболее верным определением будет следующее:

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

До 50-х годов  урок представлял феномен с достаточно жесткой структурой, основывающейся на классической четырехзвенной структуре. Так, урок изучения нового материала состоял из следующих этапов: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, подведение итогов урока и задание на дом.  В 50-х годах начинает зарождаться (и в дальнейшем получает свое развитие) тенденция за ликвидацию регламентации последовательности этапов и границ между ними. Появляется и еще одно нововведение – развиваются идеи свободного конструирования учебных занятий. В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения. 

4. Современный урок как целостная система. 

Урок как целостная система исследовался Г. Д. Кирилловой, считающей, что более глубокое понимание урока возможно только в том случае, если его рассматривать как систему. Необходимость системного подхода к изучению и объяснению урока была осознана педагогами лишь в 70-е гг.

Дадим определение  понятию система.

Система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Дадим еще одно определение, более полно характеризующее понятие системы.

Система – определенная целостность, которая состоит из комплекса элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях друг с другом. Система представляет собой единое целое и способна к самостоятельному функционированию, саморазвитию. Признаки системы: наличие системообразующего фактора, взаимодействие элементов, иерархия связей, единство, целостность. 

Итак, для рассмотрения современного урока с позиции  системного подхода необходимо, учитывая определение системы, выделить элементы, части урока. Исходя из анализа педагогической литературы, такими элементами урока считаются:

·             содержание учебного материала;

·             методы обучения;

·             формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (формы обучения);

·             субъекты урока (преподаватель и учащиеся).

Триединая цель урока является системообразующим  фактором современного урока как  целостной системы. Интегративный  результат «жизни» урока как  системы принято называть реальным результатом урока. Так как функция системы считается интегративным результатом функционирования образующих ее компонентов, то реализация функции урока и являются результатом урока. 

Рассматривают и такое понятие как подсистема урока. Подсистемой считается такая часть системы, которая состоит из того же комплекса элементов, что и сама система.

В качестве подсистемы урока рассматривают этап урока. Он является относительно завершенным отрезком урока, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов: ·содержания; ·методов; ·форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся; ·субъектов этапа.                  

Содержание  учебного материала составляет содержательную основу каждого этапа учебного занятия. Сюда входят не только теоретические сведения, правила, теоремы, законы, но и задачи, упражнения, вопросы учителя, отражающие последовательность умственных действий ученика. То есть все то, что должен усвоить ученик и что способствует этому усвоению.

Метод обучения, система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования

Метод обучения – путь, способ взаимодействия учителя и учащихся на основе комплексной последовательности приемов преподавания и учения, направленный при руководящей роли учителя на достижение целей обучения

С понятием «метод обучения» связано и такое  понятие как «прием обучения».

Прием обучения, конкретная операция взаимодействия учителя и учащихся в процессе реализации метода обучения

Приведем одну из классификаций методов обучения. Так в работе Ю. А. Конаржевского «Анализ урока» предложена классификация В. И. Бондаря, строящаяся на основе четырех классификационных признаков:

1.   Группа методов по характеру источников информации: словесные, наглядные, практические.

2.   Группа методов по уровню познавательной самодеятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские.

3.   Группа методов по их дидактическим функциям: контроль, обобщение, осознание, восприятие, применение.

4.   Группа логических методов обучения: традуктивные, индуктивные, дедуктивные.

В настоящее  время в учебно-воспитательном процессе школы используются методы, направленные на развитие мышления учащихся. Самый  распространенный метод – это эвристическая беседа, сущность которой состоит в том, что учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет учеников на основе уже имеющихся знаний, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям и выводам. Метод проблемного обучения, исследовательский метод, эвристические разминки, беседы как активные методы получили широкое распространение в современной школе. Одним из новейших методов обучения применяемых в школе в последнее время является учебный диалог.

В современной  дидактике различают понятие  «форма организации обучения» (урок, экскурсия и т. д.) и «форма обучения»  или по-другому, что более употребляют  в литературе последних лет, «форма организации познавательной деятельности учащихся». К формам организации учебно-познавательной деятельности учащихся относится система средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность [32].

Различают следующие  формы познавательной деятельности учащихся: ·индивидуальная форма; ·фронтальная форма познавательной деятельности; ·групповая форма организации познавательной деятельности; ·коллективная форма познавательной деятельности учащихся.  

Не нужно  забывать, что методы обучения и формы обучения направлены не только на обогащение учащихся знаниями и умениями, но и важна их роль как средство общего развития и воспитания учащихся.

Итак, прежде всего  данный параграф предназначался для  общей характеристики понятия современного урока, для описания основных понятий тесно связанных с понятием урока (без которых полно описать современный урок было бы не возможно). Это такие понятия как структура урока, типология урока, методы обучения, содержание обучения, формы познавательной деятельности учащихся.  

Выводы

Итак, дидактические  и учебные задачи в целостной  структуре урока выступают, таким  образом, основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования  способа действий, как учителя, так  и учащихся.

Можно сделать  вывод: сама по себе триединая цель достигнута быть не может. Она достигается посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые распадается. 

С этой точке  зрения любой урок можно рассматривать  как систему учебно-воспитательных задач, содержание и последовательность которых отражает логику достижения триединой цели урока, а также логику и закономерности последовательного поэтапного изучения учебного материала.

Литература.

  1. Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов 111 междунар. научно-метод. конф. препод. вузов, ученых и специалистов. / Науч. ред. А.А. Червова. – Н.Новгород: ВГИПА,2002.    
  2. Гузеев Г.Г. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков). // Школьные технологии.2002. №4.- с.49-57.    
  3. Епишева О.   Основные параметры педагогической технологии. // Математика. 2000. №8.- С. 1-4. 
  4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера,2001.   
  5. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок.// Завуч. 2000. №4
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос»,1999.

 


Информация о работе Современный урок и требования к нему