Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:12, реферат

Краткое описание

Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики, в частности логопедии, характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с речевыми нарушениями. Анализ состава детей, нуждающихся в логопедической коррекции, показывает тенденцию увеличения роста осложненной речевой патологии. К наиболее распространенным речевым нарушениям можно отнести дизартрию и алалию. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

Вложенные файлы: 1 файл

диф диагн алалии и дизартрии.docx

— 17.44 Кб (Скачать файл)

Введение

    Современный этап  развития теории и практики  специальной психологии и коррекционной  педагогики, в частности логопедии,  характеризуется повышенным вниманием  к изучению детей с речевыми  нарушениями. Анализ состава детей,  нуждающихся в логопедической  коррекции, показывает тенденцию  увеличения роста осложненной  речевой патологии. К наиболее  распространенным речевым нарушениям  можно отнести дизартрию и  алалию.

    Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

     Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте По некоторым проявлениям эти нарушения речи сходны (например, корковую дизартрию иногда смешивают с моторной алалией, так как очаг локализации - кора головного мозга), поэтому требуется проведение сравнительной характеристики, определяющей различия дизартрии и алалии. Цель работы - дифференциальная диагностика дизартрии и алалии.

    Отграничение  дизартрии от алалии проводится  на основе отсутствия первичных  нарушений языковых операций. При  алалии звуковая сторона речи  может быть не нарушена, но  страдает лексическая и грамматическая  стороны речи. При дизартрии же  нарушена именно звуковая сторона  речи, а лексико-грамматический строй  может быть сохранён.

 

 

Дифференциальная  диагностика моторной алалии и анартрии (дизартрии)

Критерии сравнения

Моторная алалия

Анартрия (дизартрия)

1

Речевая моторика

Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт

Нарушения артикуляционного компонента речи составляет суть данной патологии

2

Системность нарушения

Нарушается вся языковая система (произношение, лексика, грамматика)

Нарушается одна из подсистем  — фонетическая

3

Нарушения звукопроизношения1. механизм2. полиморфность

1. Расстройства произношения  звуков является следствием нарушения  производства фонематических операций  — выбора и комбинирования  фонем2. Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам, повторениям, перестановкам) имеют одновременно и правильное произношение3. Преобладают разнотипные нарушения звукопроизношения (искажения, замены, пропуски)

4. Доминируют замены небольшого  количества звуков

5. Может быть одновременно и правильное и искаженное произношение звука

6. Замены артикуляторно сложных и артикуляторно простых звуков

7. Произношение звука  в составе слогов относительно  сохранно, в составе слова —  нарушено

1. Расстройства произношения  вызваны прежде всего нарушениями  фонетических (моторных) операций2. Только единичные звуки имеют одновременно правильное произношение3. При стертой дизартрии преобладают однотипные нарушения (либо искажения, либо пропуски, либо замены)

4. Доминируют искажения  большого количества звуков

5. Для всех искаженных  звуков характерно постоянное  искажение

6. Замены преимущественно  артикуляторно сложных звуков

7. Нарушено произношение  звука как в словах, так и в слогах


Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию 

 

Произношение звуков у  детей с алалией

Произношение звуков у  детей с дизартрией

1. Общая характеристика  произношения звуков

1) Достаточная сохранность  моторной деятельности артикуляторного  механизма.  
2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма.  
3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. 
4) Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски.  
5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков

1) Выраженное нарушение  артикуляторного механизма. 
2) Преимущественно характерны фонетические нарушения. 
3) Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. 
4) Однотипные нарушения-произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск).  
5) В нарушениях произношения доминируют искажения звуков

2. Искажения звуков

1) Искажение небольшого  количества звуков.  
2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков.  
3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции

1) Искажение большого  количества звуков.  
2) Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков.  
3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение

3. Замены звуков

1) Замены артикуляторно сложных звуков.  
2) Непостоянные замены звука.  
3) Разнообразные замены звука.  
4) Взаимозамены звуков сравнительно часты

1) Замены преимущественно  артикуляторно сложных звуков.  
2) Постоянные замены звука.  
3) Однообразные замены звука.  
4) Взаимозамены звуков сравнительно редки

4. Пропуски звуков

1) Непостоянные пропуски.  
2) Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков

1) Постоянные пропуски.  
2) Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

    1. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

        . -- 448 с.

 

2.http://www.pedlib.ru/Books/3/0061/3_0061-93.shtml#book_page_top


Информация о работе Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики