Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:12, реферат
Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики, в частности логопедии, характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с речевыми нарушениями. Анализ состава детей, нуждающихся в логопедической коррекции, показывает тенденцию увеличения роста осложненной речевой патологии. К наиболее распространенным речевым нарушениям можно отнести дизартрию и алалию. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
Введение
Современный этап
развития теории и практики
специальной психологии и
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте По некоторым проявлениям эти нарушения речи сходны (например, корковую дизартрию иногда смешивают с моторной алалией, так как очаг локализации - кора головного мозга), поэтому требуется проведение сравнительной характеристики, определяющей различия дизартрии и алалии. Цель работы - дифференциальная диагностика дизартрии и алалии.
Отграничение
дизартрии от алалии
Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии (дизартрии)
№ |
Критерии сравнения |
Моторная алалия |
Анартрия (дизартрия) |
1 |
Речевая моторика |
Моторный уровень |
Нарушения артикуляционного компонента речи составляет суть данной патологии |
2 |
Системность нарушения |
Нарушается вся языковая система (произношение, лексика, грамматика) |
Нарушается одна из подсистем — фонетическая |
3 |
Нарушения звукопроизношения1. механизм2. полиморфность |
1. Расстройства произношения
звуков является следствием 4. Доминируют замены небольшого количества звуков 5. Может быть одновременно и правильное и искаженное произношение звука 6. Замены артикуляторно сложных и артикуляторно простых звуков 7. Произношение звука в составе слогов относительно сохранно, в составе слова — нарушено |
1. Расстройства произношения
вызваны прежде всего 4. Доминируют искажения большого количества звуков 5. Для всех искаженных звуков характерно постоянное искажение 6. Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков 7. Нарушено произношение звука как в словах, так и в слогах |
Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию
Произношение звуков у детей с алалией |
Произношение звуков у детей с дизартрией | |
1. Общая характеристика произношения звуков | ||
1) Достаточная сохранность
моторной деятельности |
1) Выраженное нарушение
артикуляторного механизма. | |
2. Искажения звуков | ||
1) Искажение небольшого
количества звуков. |
1) Искажение большого
количества звуков. | |
3. Замены звуков | ||
1) Замены артикуляторно сложных
звуков. |
1) Замены преимущественно
артикуляторно сложных звуков. | |
4. Пропуски звуков | ||
1) Непостоянные пропуски. |
1) Постоянные пропуски. |
Литература
. -- 448 с.
2.http://www.pedlib.ru/Books/