Содержание образования.
Выполнила студентка
1 курса ПОБ РЛ ОД Панина Мария.
- Содержание образования — это конкретный объем знаний, умений
и навыков по той или иной учебной дисциплине,
который отбирается из соответствующих
областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов
- .
В компоненты содержания образования
входят эмоционально-ценностные отношения,
умения и навыки, накопленный творческий
потенциал, знания.
- Структура содержания образования сводится
к следующему: перенос знаний в новые ситуации, видение
проблемы, определение новых способов
решения, комбинирование новейшего из
элементов известного – это опыт творческой
деятельности. Эмоционально-ценностные
отношения являются личностными и коммуникативными
ориентирами. Умения и навыки – практические
и интеллектуальные. Знания представляют
собой информацию об окружающем мире,
к ним относят факты, понятия и категории.
В истории педагогики наиболее
известны теории формального и материального
образования.
- Сторонники теории формального образования
(XVII-XX вв. - Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних - латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое “классическое” образование.
Локк
Кант
- Сторонники теории материального образования
(XVIII-XX вв. - Спенсер, Гексли и др.) считали,
что источником знаний является опыт,
поэтому необходима подготовка людей,
обладающих основательной естественнонаучной
и практической подготовкой. Критерием
отбора содержания образования служит
степень его утилитарной пригодности
для жизни и практической деятельности
учащихся в будущем. Отсюда так называемое
“реальное” образование.
Спенсер
Гексли
- При формировании содержания образования
используют ряд документов: учебная программа,
учебный план, учебник
- Учебная программа является государственным
документом, который по каждому предмету
определяет содержание ЗУН и обязательный
объем, определяет содержание и структуру
отдельных тем и разделов, распределяя
их по годам обучения. Общеобразовательные
программы направляют на то, чтобы сформировать
общую культуру личности, адаптировать
ее в обществе, создать основу для освоения
и выбора профессиональных общеобразовательных программ
Учебным планом называют государственный
документ, который устанавливает для конкретных
школ перечень изучаемых предметов, распределяет
их по годам, указывает годовое и недельное
количество времени, которое отводится
на изучение каждого
- Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основной государственный
нормативный документ, являющийся составной
частью государственного стандарта в
этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и
исходным документом для финансирования школы.
- Типовые учебные планы носят рекомендательный характер, утверждаются Министерством общего и профессионального
образования Российской Федерации.
- Учебный план общеобразовательной
средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного
учебного плана.
- Учебник - главный источник знаний по
предмету. К нему предъявляются высокие
требования, поскольку он должен обеспечивать
сознательное, активное участие школьников
в процессе обучения, полное освоение
учебного материала.
В связи с решением этих задач
учебник выполняет следующие дидактические
функции:
- Мотивационную,
которая заключается в создании таких
стимулов для учеников, которые побуждают
их к изучению данного предмета, формируют
интерес и позитивное отношение к работе.
- Информационную,
позволяющую ученикам расширять
объем знаний всеми доступными
способами преподнесения информации.
- Контрольно-корректирующую
(тренировочную), которая предполагает
возможность проверки, самооценки
и коррекции хода и результатов
обучения, а также выполнение
тренировочных упражнений для
формирования необходимых умений
и навыков.
Спасибо
за внимание.