Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 15:18, курсовая работа
Цель данной работы - теоретически обосновать возможность использования ситуации успеха в педагогическом взаимодействии для развития детской самооценки.
С поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
Выявить психолого-педагогические аспекты развития самооценки на разных возрастных этапах.
Определить технологию создания ситуации успеха в педагогическом взаимодействии как условие развития самооценки.
Составить модель использования ситуации успеха в педагогическом взаимодействии.
Выявить уровень развития детской самооценки.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1. Реферативная часть…………………………………………………………7
Психолого-педагогические аспекты развития самооценки у детей
Понятие, основные характеристики технологии взаимодействия………….15
Ситуация успеха во взаимодействии с детьми как условие
развития самооценки детей………………………………………………………..20
Глава 2. Проектная часть…………………………………………………..............28
2.1 Пояснительная записка
2.2 Исследование уровня развития самооценки детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в Качканарском детском доме……………………31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………
Схематически картина выявленных операций по организации ситуации успеха может выглядеть так:
- снятие страха- высокая мотивация - авансирование - персональная исключительность - педагогическое внушение - высокая оценка детали |
Педагог ставит задачу сформировать у детей установку на успешное выполнение задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в их ходе работы. Другими словами, педагог, формирует мотив достижения. Он в праве, предложить различные варианты мотивов достижения: стремление самостоятельно решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для других людей и прочее. Другими словами, педагог, опираясь на эмоциональную память учащихся, организует определённые ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Здесь ситуация успеха в большей степени определяется психологическими аспектами.
2. Организационный этап.
Задача педагога: обеспечить детям с учётом индивидуальных способностей и личностных качеств условия для успешного выполнения задания, заинтересовать его самим познавательным процессом. Необходимо помочь ребёнку правильно включиться в работу преодолеть утомления, усталость, стимулировать его деятельность. Конкретные обстоятельства обуславливают использование тех или иных приёмов создания ситуации успеха.
3. Результативный этап.
Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для следующего задания.
4.Завершающий этап.
Синтезирую черты первых двух, носит психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов предыдущего этапа и служит основной для формирования мотивов будущей деятельности.
В педагогической технологии учтены принципы Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, это сохранение уникальности и самооценки дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека. ДОУ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, Законом РФ «Об образовании», указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, где также сказано, что надо понимать самоценность каждого ребёнка, его неповторимость в этом мире.
Таким образом, разработка педагогической технологии построенной на взаимодействии педагога с ребёнком (субъект – субъектного взаимодействия, сотрудничества) направлена на повышение самооценки ребёнка, так как в итоге этой работы активируется все личностные ресурсы ребёнка.
Глава 2. Проектная часть
2.1 Пояснительная записка
Детство - период, когда
закладываются фундаментальные
качества личности, обеспечивающие
психологическую устойчивость, позитивные
нравственные ориентации на
Категория этих детей - это дети с нравственной деформацией личности, с проявлением неадекватности поведения, с существенным дефектом межличностных отношений, с неблагоприятным вариантом восприятия себя, с негативной самооценкой. Для большинства воспитанников характерно искаженное самовосприятие, негативная самооценка, отсутствие рефлексивных действий. Этим обусловлены: низкая мотивация учебной и трудовой деятельности; негативный характер использования свободного времени; дефицит позитивного общения; нарушения правил нравственного поведения; неадекватность во взаимодействии с окружающими. Они чуть ли не в каждом деле склонны видеть непреодолимые препятствия, т.к. ориентированы не на своё Я, а на взрослого. Самооценка испытывает конфликт между очень высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе. Большинство детей не чувствуют себя успешными, а дефицит успеха ведет к отрицательному представлению о себе. Низкая самооценка закрепляет за собой комплекс неполноценности, что ведет к душевному дискомфорту и тревожности.
Актуальность моего исследования в том, что целенаправленно формируемая в соответствии с задачами воспитания самооценка - второй этап по развитию полноценной личности - усвоению ребенком норм человеческих взаимоотношений. Действуя в условной ситуации, ребенок постигает в особых игровых условиях специфику действий и отношений взрослых, беря на себя роли других людей, осваивая и отражая социальные функции людей, их отношения, нормы поведения.
Учреждение, в котором проводилась работа – это ГКОУ СО «Качканарский детский дом». В исследовании принимала участие группа детей разновозрастная (9-12 лет) в составе 7 человек. Из них – 1 ребёнок учится во втором классе, 3 – в четвёртом, 3 – в пятом, один из них учится по программе коррекционной школы 8 вида. Воспитанники поступили в детский дом из неблагополучных семей, являются социальными сиротами Все дети по состоянию здоровья состоят на диспансерном учёте, Уровень интеллектуального развития у многих ниже возрастной нормы, снижены познавательные интересы, узок кругозор. В целом, дети активны и жизнерадостны в любом виде деятельности, но занятие этой деятельностью, не долговременно, т.к. устойчивость внимания низкая. К сожалению, следует отметить, дисгармонию учения, низкую учебно-познавательную активность, слабую обучаемость. Характер отношений между детьми сложен: идёт стремление взять лидерство (неудовлетворённое притязание на признание), имеется наличие повышенной конфликтности и агрессивности, тон общения неуравновешен. Во взаимодействиях со взрослыми дети не всегда эмоционально уравновешенны, адекватны в поведении, послушны, исполнительны, ответственны, иногда агрессивны. Выбор детей младшего школьного возраста как объекта исследования был не случаен, и определялся несколькими причинами. Во-первых, младший школьный возраст является важным и ответственным отрезком онтогенеза с точки зрения развития самосознания и рефлексии. Во-вторых, к младшему школьному возрасту дети, лишенные родительского попечительства, приобретают весьма значительный опыт жизни в учреждении, так что к 7 годам дефицитарный опыт общения с близким взрослым кристаллизуется в своеобразии их самосознания. Наконец, в-третьих, анализ психологической литературы показал, что экспериментальная проработанность данной проблемы применительно к младшему школьному возрасту крайне мала, несмотря на то, что самооценка, являясь ядерным образованием самосознания и личности человека, оказывает огромное влияние на все сферы его жизнедеятельности и, особенно, на взаимоотношения. Кроме того, результаты различных исследований убедительно демонстрируют, что самооценка играет трудно переоценимую роль в учебной деятельности - ведущей для младшего школьного возраста, - и позволяет во многом предсказывать ее результаты. Поэтому нужна целенаправленная работа по формированию позитивного Я, чтобы каждый воспитанник имел возможность увидеть себя, свои сильные и слабые стороны, умел оценивать себя и чувствовать свой личный потенциал.
В нашем детском доме, ребенок-сирота окружён любовью и вниманием. Со стороны взрослых, созданы все условия для жизни и деятельности детей максимально приближенные к семейным (совместное проживание братьев и сестер, взаимная забота старших и младших), осуществляется интеграция воспитательных воздействий детского дома, школы, социума обеспечивающая включение воспитанников в реальные жизнь и быт людей. Самая благоприятная атмосфера в доме для социализации ребенка - это атмосфера продуманности, прочувствованного принципиального единства обеих сторон - ребенка и педагогов, единства, которое вытекает из правильного понимания целей, задач, способов воспитания, индивидуальных особенностей ребенка-сироты. В процессе воспитательно-образовательного процесса, считаем целесообразным использование в нашем детском доме личностно-ориентированной технологии и таких её направлений, как гуманно-личностные технологии и технологии сотрудничества. Каждый педагог старается создать ситуацию успеха ребёнку, чтобы в такой атмосфере ему бы легче жилось, и происходило развитие его личности для подготовки к будущей взрослой самостоятельной жизни.
2.2 Исследование уровня развития самооценки детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в Качканарском детском доме
В проведении исследования, работа проводилась совместно с педагогом-психологом. В ходе нашего исследования нами были подобраны методики, направленные на выявление уровня самооценки у детей, и проводились в два этапа. Предварительно с детьми, была проведена беседа по следующим вопросам:
Некоторые дети затруднялись отвечать на вопросы, долго думали. При дополнительных вопросах дети объясняли свое решение с трудом.
На первичном этапе для результатов уровня позитивности и адекватности самооценки использовалась методика «Лесенка» из 10 ступенек (приложение 1). Эта методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди (сверстники и педагоги) и как относятся эти представления между собой. Для целей данного исследования методика была модифицирована. Изучалось только самооценка ребёнка, как общее отношение к себе. Диагностика проводилась индивидуально. Полученные данные подвергались анализу. На основании проведённого исследования, нами было установлено:
- наблюдая за мальчиками Сашей В (9 лет, обучается по программе коррекционной школы 7 вида), и Юрой В (11 лет, обучается по программе коррекционной школы 8 вида) - родные братья, мы увидели что они испытывали неуверенность, колебания, и поставили себя на восьмую ступеньку, что означает высокий уровень самооценки (завышенная);
- наблюдая за остальными: Катя С (12 лет), Аня Я (11 лет), Андрей Я (12 лет), Женя М (11 лет), Андрей А (12 лет) дети раздумывали, сомневались, задавали вопросы, затем поставили себя на вторую ступеньку, это означает низкий уровень самооценки (заниженная). На вопрос «Почему ты сюда поставил?» в ответах ребята проявляли неуверенность и стремились избежать выполнение задания, постоянно жаловались на то, что не знают куда, на какую ступень себя нужно определить.
Далее проводилась методика «Какой Я» (модификация методики О.С.Богдановой). Мы задавали вопросы, (приложение 2), как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Выводы об уровне развития самооценки по методике таковы:
Саша В – 5 баллов (средний)
Юра В – 6 баллов (средний)
Катя С – 9 баллов (высокий)
Аня Я – 2 балла (низкий)
Андрей Я – 10 балла (очень высокий)
Женя М – 7 баллов (средний)
Андрей А – 7 баллов (средний)
Если сравнивать с результатами исследования по методике «Лесенка», то мы видим, что результаты по методике «Какой Я» различны?. Дети, которые себя оценивали низко, здесь оценили себя либо высоко, либо средне. Другие были на высоте стали ниже. Т.е., можно сделать вывод, что воспитанники в различных ситуациях оценивают себя по-разному, нет единой обобщенной адекватной самооценки своей личности. Дети плохо знают себя, и как показывают наблюдения ними, проводимые беседы и занятия, не стремятся познавать себя, свой внутренний мир, интересы и склонности , кроме этого, недостаточен уровень рефлексии своего поведения и своей деятельности. Дети не хотят думать, рассуждать, анализировать, эмоционально-волевая сфера развита слабо. Поэтому и возможны различия в результатах диагностики по разным методикам.
По результатам диагностики нами была разработана психолого-педагогическая работа, главной целью которой стало: создание условий для формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. Содержанием работы являются как различные методы и приемы, формирующие адекватную самооценку, так и игры и игровые упражнения (приложение 3).
Рассматривая в теоретической части приёмы по созданию успеха, мы увидели, что их предложено достаточно много. В нашей работе с детьми, мы предлагаем такие методы и приёмы: