Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:14, доклад
Еще А.С. Макаренко, удрученный трудностями и противоречиями, видимым отсутствием всяких закономерностей воспитания, несовершенством подготовки к нему начинающих педагогов, сетовал на то, что в технических вузах студенты изучают предмет «Сопротивление материалов», а будущие педагоги ни в каком виде не постигают даже азов неотъемлемой реальности педагогического процесса, которую можно было бы назвать «сопротивлением воспитанию». Увы, до сих пор такого учебного предмета нет. Кому не знакомы «картинки из практики»: ..Учительница ведет детей в театр по улицам большого города: построила парами, просит не отставать, и что же? Буквально через несколько секунд в хвосте колонны образовывается отстающая группа толпящихся, галдящих, хохочущих «неслухов».
Третья. Широко использовать в воспитании метод сублимации - переключения, переноса с одних ценностных ориентации и видов деятельности на другие, более социально ценные. В практике воспитания это моральное стимулирование (через чувства симпатии, выражение любви...) разнообразных видов деятельности. Это включение в деятельность по канонам ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ, ибо они способны творить чудеса.
Твори добро -
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой. Остынь.
Проверь — действительно
Все встанет на свои места,
Ты — сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных — доброта.
Т. Кузовлева
Четвертая. Начинать с малого, простого, легкого, но с быстро ощутимым результатом. Эту идею обосновал еще Лао-Тзе: «Начинай трудное с легкого, начинай великое с малого. Труднейшее в мире начинается с легкого; величайшее в мире начинается с малого. Святой человек никогда не делает внешне великого и потому может совершать самое великое. Огромное дерево возникает из ростка, тонкого, как волос; девятиэтажная башня поднимается из горсти земли; путешествие в тысячи верст начинается одним шагом».
Пятая. Чаще использовать такой прием, как перенос знаний, умений и навыков, — прием использования уже имеющихся знаний, умений и навыков или их элементов для формирования новых. При преодолении сопротивления воспитанию - системы позитивных знаний, умений и навыков. Так, у беспризорных детей есть масса положительных качеств: самостоятельны в бытовых вопросах, легко и быстро ориентируются в новой обстановке, без труда адаптируются в сложных жизненных ситуациях, имеют множество жизненно важных навыков и умений... - все это можно хорошо использовать в делах класса.
Шестая. Стержнем всей деятельности сделать акцент на поднятие престижа личности в собственных глазах и в глазах окружающих — сверстников и взрослых: «Я — человек с большими потенциальными возможностями, я все смогу, надо только захотеть. И я хочу стать лучше, чище, возвышеннее». Не низвергать, не критиковать, а возвышать, внушать оптимизм. «Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собой» (И. Кант).
Седьмая. Особая инструментовка методов и приемов воспитания при преодолении сопротивления воспитанию. Приведем примеры такой инструментовки. Они хорошо описаны у В. Леви:
§ Похвала обладает свойством наркотика: еще, еще! У каждого - своя норма похвалы, своя потребность в одобрении. Не подлежит похвале: красота, сила, ловкость, здоровье, смекалка, сообразительность, ум, талант — все природные способности как таковые, включая и добрый нрав; легко дающиеся хорошие отметки; игрушки, вещи, одежда, случайная находка... Не хвалить: за достигнутое не своим трудом; больше двух раз за одно и то же, из жалости, из желания понравиться. Обязательно хвалить: в случаях сформировавшегося комплекса неполноценности.
§ Положительные авансы. Даже если есть самые дурные побуждения - трусость, злоба, жестокость, зависть, жадность, неблагодарность — об этом не говорить, а говорить о хорошем...
§ Косвенное неодобрение. Простое игнорирование. Невысказывание никаких оценок. Но не просто молчать. Не играть «в молчанку». Не демонстрировать своего плохого настроения. Лучше: рассказать об аналогичном неблаговидном поступке другого. Или кому-нибудь в его присутствии. Можно в виде сказки, анекдота, шутки.
Может быть об аналогичной своей оплошности в прошлом.
§ Шутка. Но не насмешка (при обостренном самолюбии, переходном возрасте, комплексе неполноценности — недопустима). Лучше — мягкое подтрунивание, веселая ирония как постоянный фон отношений. И другие приемы (к примеру, описанные в работе Э.Ш. Натанзон «Приемы педагогического воздействия на учащихся»),
Восьмая. Помочь найти друга, близкое по духу существо (человека или животное). В этом нуждаются особенно дети, испытывающие чувство одиночества. Девочка-второклассница, разоткровенничавшись с мамой: «Ну вот что, мама: или кошечку, или собачку, или попугая, или второго ребеночка! А то мне очень-очень плохо одной!» Едва ли мы сможем найти родителей, у которых не просили братика, собачку или еще кого-нибудь. Почему так? Есть доказательства. Психологи опросили большое количество владельцев собак, людей разного возраста. И получили такие результаты.
При контакте с любимцем
частота пульса и кровяное давление
у человека падают. Человек успокаивается.
Владельцы собак наиболее ценят
у своих питомцев такие качества,
как верность и привязанность, внимание
к словам, жестам и эмоциям хозяина,
ярко выраженная радость при их возвращении
домой и выразительность
Иногда подростки приходят к этому сами: «Одиночество для меня невыносимо; не общаясь, не могу пробыть ни дня. Но, с другой стороны, в одиночестве я обдумываю свои поступки, рассуждаю о жизни, прожитой мной за пятнадцать лет, строю планы на будущее, то есть я обогащаю свой внутренний мир» (Светлана К.). Если же нет, то к этому надо побуждать, организуя педагогическую поддержку взрослеющему человеку.
И еще одна идея,
последняя: в каждом конкретном случае
сопротивления воспитанию педагог
творчески вырабатывает совершенно
уникальную программу своих действий:
определение цели и задач, отбор
средств и содержания, выбор форм,
методов и приемов. В зависимости
от сложившейся психолого-
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Приходилось ли вам на практике (в собственной жизни или педагогической деятельности) встречаться с явлением «сопротивление воспитанию». Если да, то определите, с вашей точки зрения, его характерные признаки. Каковы причины их появления в каждом конкретном случае?
2. «Сопротивление воспитанию»: понятие и сущность.
3. Причины и условия возникновения «сопротивления воспитанию» в современных условиях (социальные, психологические, педагогические, методические).
4. Основные (возможные) средства, методы и приемы преодоления «сопротивления воспитанию».
Информация о работе «Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления