Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие успешного формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:36, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение форм сотрудничества ДОУ с семьей как одного из условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.
Задачами являются:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Исследовать особенности использования приёмов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно - гигиенических навыков.
Изучить влияние разных форм сотрудничества с семьей на эффективность формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………...3
1. Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста………………………………………..….5
Психолого-педагогические основы воспитания
культурно-гигиенических навыков………………………..……...…5
Условия и методика формирования культурно-гигиенических
навыков во второй младшей группе ……………………….……....11
2. Сотрудничество с семьей – как эффективное условие развития культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия современного ДОУ и семьи…………………………………………………………………….….18
2.2. Эффективные формы сотрудничества ДОУ с семьей, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …….…………………………………………………28
3. Опытно-экспериментальная работа по использованию разных форм сотрудничества с семьей как одного из эффективных условий воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста …………………..…………………………………………………..
3.1. Общая характеристика условий экспериментальной работы………..32
3.2. Констатирующий этап эксперимента…………………………………..33
3.3. Формирующий этап эксперимента…………………………………….48
3.4. Контрольный этап эксперимента……………………………………….
3.5.Рекомендации родителям и воспитателям по использованию приемов, направленных на воспитание у детей младшего возраста интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков ....………………………..
Выводы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Алиночка.doc

— 564.50 Кб (Скачать файл)

Культурно-гигиенические  навыки и привычки в значительной степени формируется в дошкольном возрасте, т.к. центральная нервная  система ребенка в высшей степени  пластична, а действия, связанные  с принятием пищи, одевание, умывание, повторяются каждый день и неоднократно.

В.И. Логинова и П.Г. Саморукова считают,  что наиболее успешно культурно-гигиенические навыки формируются у детей раннего возраста и младшего возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В их исследованиях подчеркивается, что в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей начинается проявляться самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка последовательности операции, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономично.

Если же это время  упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

В.И.Логинова и П.Г.Саморукова рекомендуют опираться на особенности детей при формировании культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте.

Навык – это автоматизированный способ выполнения, какого либо действия, который регулируется сознанием.

Привычка – это постоянная непроизвольная форма поведения, которая проявляется в ответ на определенный повторяющийся воздействия. Привычки образуются в процессе пополнения индивидуального опыта с первых недель жизни ребенка, постоянно увеличиваясь. Привычки имеют выраженную социальную направленность т.к. дети приучаются выражать установленные в обществе правила соответствующие нормам морального поведения. На формировании навыков и привычек оказывает влияние и специально направленные действия взрослых и вся окружающая обстановка.

В.И.Логинова, П.Г.Саморукова, С.В.Петерина считают, что приобретение привычки большей частью начинается с овладения навыком, прежде всего надо научить ребенка хорошо выполнять действия. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных одинаковых или сходных условиях. Пользование навыками лишь от случая к случаю, затрудняет образование привычки, т.е. привычка делать так, а не иначе становится своего рода потребностью, когда ребенок не может поступить соответственно ей, он ощущает неудовлетворенность. На основе привычки у ребенка формируются черты  характера.

Маленький ребенок еще не в состоянии  усвоить многие нормы и понятия, которыми он мог бы руководствоваться  в своих поступках. Но, усваивая при  помощи взрослого определенные способы поведения, он привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их. Так, например, навыки и привычки самообслуживания – основа для воспитания трудолюбия, как черты характера.

 Ребенок привыкает  трудиться еще до того, как сможет понять, что труд является обязанностью и долгом каждого человека, привычку складывать одежду, поддерживать порядок в игровом уголке и т.д., взрослые закладывают основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость.

     Контроль  выполнения гигиенических требований  действий регулируется СанПиНами,  рекомендациями Программы и данного  пособия.

     Организация  рабочего места. Для профилактики переутомления детей и нарушения их осанки важное  значение играет правильно подобранная мебель, которая должна отвечать их ростовым показателям. В обязанности педагога входит подбор мебели для рациональной организации рабочего места каждого ребёнка для того, чтобы во время образовательной деятельности ребёнок мог без напряжения сохранять правильную позу: прямое положение корпуса, небольшой наклон головы, линия плеч параллельна краю стола, предплечья  располагаются на столе. При этом поясница опирается на спинку сиденья, а ноги - на пол или подставку. Убедиться в том, что вы не ошиблись, довольно просто. Поставьте ребёнка около стола. Высота стола  быть выше локтя ребёнка на 2-3см, а высота сиденья стула - на уровне коленного сустава. Надо помнить о том, что правильная и удобная посадка может быть только в том случае, если стул на 4-5 см заходит за край стола. Если стул далеко отстоит от стола, то ребёнку приходится тянуться к столу. Сидеть длительное время без опоры для спины, например на табурете, тяжело, особенно дошкольникам. Согласно существующим требованиям мебель, предназначенная для занятий дошкольников, должна иметь специальную маркировку, которая облегчает подбор мебели.

    С учётом педагогических  задач расстановка мебели во  время образовательной деятельности  детей может меняться, необходимости  помнить, что деятельность, связанная со зрительной нагрузкой детей (рисование, рассматривание, моделирование и др.), предполагает такое рассаживание, при котором свет на рабочее место падает слева. Обращаем внимание, что рассаживание детей следует проводить с учётом состояния их здоровья. Дети,  болеющие ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, должно сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушениями зрения и слуха должны быть созданы наиболее благоприятные условия.

     Учебные доски в групповых помещениях размещают с учётом требований, обеспечивающих оптимальные условия для зрительной работы детей. Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми  для  письма, тёмно- зеленый цвет и антибликовое покрытие.

     Задачей медицинского персонала является контроль за соответствием мебели длине тела детей и правильностью их рассаживания за столами.

     Организация деятельности детей. Для гармоничного развития максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет должна составлять 5,5-6 ч, ежедневная продолжительность суточного сна- 12-12,5 ч, из которых  2-2,5 ч отводится дневному сну, самостоятельность деятельность детей 3-7 лет ( игры, личная гигиена и др.) – не менее 3-4 ч.

      Отказ от традиционной формы осуществления образовательного процесса в виде структурированных  занятий и переход к другой организационной модели, которая предполагает совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную  деятельность детей, предъявляет особые  требования к работе педагога - воспитателя. При реализации образовательной деятельности воспитателю необходимо иметь виду, что функциональные возможности детей дошкольного возраста ещё невелики, и даже  не очень продолжительном выполнении определённой деятельности  (рисование, лепка, прослушивание сказки  и др.) может наблюдаться утомление. Особенно утомительна для детей такая деятельность, которая  сопряжена со статическим напряжением, со статическим напряжением, с необходимостью пребывания в одной позе.

Наиболее адекватной и естественной деятельностью дошкольника является игра. « У ребёнка есть страсть  к игре, и  надо её удовлетворить. Надо не только дать ему поиграть, но надо этой игрой пропитать всю  его жизни » ( А.С. Макаренко).

   Образовательный процесс неизбежно сопровождается для детей интеллектуальной и психической и психологической нагрузкой. Более того, определённое  напряжение в процессе образовательной деятельности обеспечивает пребывание ребёнка в так называемой зоне ближайшего развития. Формирование у ребёнка способности к организационной, ритмичной деятельности, развитие умения концентрироваться на нужной задаче является одной из целей образования.

        Утомительность образовательной деятельности во многом зависит от её содержания, навыков общения, увлечённости, самочувствия и др.

       В ходе образовательного процесса педагогу необходимо учитывать индивидуальные познавательные возможности детей, темп выполнения заданий, вести наблюдение, оценивать их состояние. При появлении таких признаков утомления, как отвлечение от образовательной  деятельности, ёрзанье на стуле, частная смена позы и т.п., следует сменить вид в деятельности детей, провести физкультминутку ( её необходимо проводить через 10 мин в младшей и средней группах, через 12-15 мин в старшей и подготовительной школе группах).

       При  использовании компьютера  педагогу  необходимо позаботиться о том,  чтобы изображение на экране  было чётким, контрастным, не имело  бликов и отражений рядом стоящих  предметов. Утомление глаз вызывают мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов и поле зрения.

       Для   профилактики зрительного утомления  при выполнения детьми деятельности, связанной с большой зрительной  нагрузкой, необходимо гимнастика  для глаз, особенно если речь идет о работе детей за компьютером.

Таким образом, при обучении детей культурно-гигиенических навыков, необходимо учитывать физиологические  возрастные особенности детей дошкольного  возраста, т.к. опираясь на эти особенности, воспитатель сможет правильно организовать процесс обучения     культурно-гигиенических навык.

 

 

    1. Условия и методика  формирования культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе ДОУ

 

В. И. Логинова и П. Г. Саморукова рекомендуют создавать определенные условия для прочного и осознанного формирования культурно-гигиенических навыков в детском саду и дома.

  • Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома.
  • Разделение, осваиваемых действий следующих в строго установленном порядке, на ряд операции, что способствует более быстрому созданию порочных динамических стереотипов.
  • Многократное упражнение действий, с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения).
  • Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развитие и темпов овладения    культурно-гигиеническим навыком.
  • Организация ситуации, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых действий в непривычной обстановке.
  • Безукоризненное выполнение  взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где  дети наблюдают положительные примеры, могут проводить сравнения, получить помощь при затруднениях.

С. В. Петерина разработала ряд правил для детей при формировании    культурно-гигиенических навыков:

    1. Вставай утром всегда в одно и тоже время;
    2. Обязательно утром делай утреннюю гимнастику;
    3. Тщательно умывайся, аккуратно причесывайся;
    4. Мой руки перед едой, после пользования туалетом, после прогулки;
    5. За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол;
    6. Правильно пользуйся столовыми приборами;
  1. Ешь не торопясь, аккуратно, бесшумно, жуй, с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.
    1. Пользуйся салфеткой во время еды;
    2. Не кроши хлеб, отламывай по кусочку;
    3. Закончив еду, клади ложку в тарелку, а не на скатерть.
  1. Пользуйся носовым платком; чихая и кашляя, отвернись от собеседника, прикрой рот и нос платком;
  1. Аккуратно вешай и складывай одежду.

 Авторы программы воспитания  «Успех» Березина Н. О. , Веннецкая О. Е. считают, что развитие и воспитание личности в раннем возрасте происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в различных режимных процессах (умывание, кормление, одевание, и раздевание).

Создавая условия для  этой деятельности, общаясь с ребенком, педагог решает ряд задач:

    1. воспитание самостоятельности как  относительной независимости от взрослого (предпосылкой ее является формирование на эмоциональной и наглядной основе элементарных орудийных действий);
    2. накопление опыта самостоятельных действий в бытовых процессах, что способствует развитию самоуважения, чувства собственного достоинства;
    3. воспитание навыков опрятности, культуры еды, что принято называть  культурно-гигиеническими  навыками;
    4. воспитание доброжелательного отношения друг к другу, т.к. в условиях детского сада при выполнении процессов самообслуживания возникает множество ситуаций, требующих от малышей личностных и «деловых» контактов.

Авторы Г. Г. Григорьева, Н. П. Котова, Д. В. Сергеева считают что, все решенные моменты должны быть продуманы с точки зрения постепенного включения детей в процесс (индивидуального или по 2-3 человека),  чтобы максимально обеспечить индивидуальный подход к детям. Важно, учесть, что есть дети медлительные или наоборот, подвижные и педагогу надо обеспечить каждому ребенку время, необходимое для самостоятельных действий.

Народная мудрость гласит, что воспитывать  малышей нужно с первых дней жизни, а не делать скидок на возраст, легкомысленно  не отмахиваться от насущных потребностей сегодняшнего дня, оставляя что-то на потом.

Опрятным  и аккуратным ребенок должен быть по отношению к своим личным вещам, аккуратность тесно связана с культурой еды, умением самостоятельно одеваться и в таком важном моменте, как поведение в общественном транспорте. Аккуратным и опрятным ребенок должен быть и на улице.

Информация о работе Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие успешного формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников