Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 06:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение форм и видов сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей на современном этапе развития общества. Задачи: провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования; изучить современные формы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей на примере конкретного детского сада; обработать полученные результаты и обсудить их; подвести итог исследования по изучению сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Семья как социально-культурная среда развития ребенка …… 5
1.1. Сущность и основные характеристики современной семьи …………….. 5
1.2. Роль семьи в формировании личности ребенка …………………………. 18
Глава 2. Сотрудничество родителей и педагогов как
условие обновления воспитательной системы
дошкольного образовательного учреждения………………………………. 25
2.1. Возможности сотрудничества дошкольного образовательного
учреждения и семьи……………………………………………………………. 25
2.2. Основные направления и формы сотрудничества дошкольного
образовательного учреждения и семьи ………………………………………. 31
Заключение…………………………………………………………………….. 38
Список литературы…………………………………………………………… 40

Вложенные файлы: 1 файл

Семья и дети.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее эффективным  является комбинированный ряд собраний, на которых проводится педагогическое просвещение родителей, подводится итог учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечаются задачи на последующий период.

Распространенной  групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом (или попечительским советом).

К индивидуальным формам работы с родителями относятся: беседы; консультации (в форме ответов на вопросы родителей); педагогические поручения; посещение семьи [12: c. 56].

Одной из главных  задач родительских объединений  остается организация и осуществление  педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые  столы, конференции, родительские школы  и многие другие постоянно текущие  и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, преодолеть конфликтные состояния. С этой целью многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.

Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей  начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.

В родительских лекториях полезно провести лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного  воспитания; психофизиологических особенностях детей данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания - нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания - преодоления отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновения затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед обществом и страной [29: c. 38].

На родительских собраниях важно не просто информировать  родителей об итогах успеваемости и  посещаемости, фактах нарушения дисциплины, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Советы родителям должны быть мягкие, взвешенные, добрые.

Постоянная  тема для обсуждения на родительских собраниях - соблюдение единства требований семьи и дошкольного учреждения. Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется  их выполнение, намечаются пути устранения появившихся рассогласований [29: c. 40].

Работой родительского  комитета руководит заведующий детским  садом. Он организует родительский комитет  в помощь детскому саду во всех звеньях  его деятельности, руководствуясь «Положением о родительском комитете».

Известно, что  родительский комитет создается в целях обеспечения постоянной и систематической связи детского сада с родителями. Родительский комитет -- это представительный орган родительской общественности, призванный помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение всеми родителями государственных требований в области воспитания и обучения детей.

В «Положении о родительском комитете» подчеркивается, что он помогает детскому саду в организации педагогической пропаганды среди родителей воспитанников данного учреждения и населения, в организации общих родительских собраний и родительских конференций по обмену опытом семейного и общественного воспитания, докладов и лекций для родителей, в установлении связей педагогов с семьями воспитанников, в организации охраны жизни и здоровья детей, в укреплении хозяйственной и материальной базы детского сада, организует участие родителей в ремонте помещений, оборудования в благоустройстве и озеленении участка, в изготовлении пособий.

Свою деятельность родительский комитет планирует  в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы и с учетом местных условий; в составлении плана участвует руководитель детского учреждения.

Родительский  комитет выбирается на общем собрании родителей. Количество членов комитета определяется общим собранием, при этом рекомендуется от каждой группы детей избирать в родительский комитет не менее одного представителя. В однокомплектном и двухкомплектном детском саду в родительский комитет избирают не менее 3 человек.

Особенно важна  детскому саду помощь родительского комитета в пропаганде педагогических знаний, распространении положительного опыта семейного воспитания, а также в оказании содействия тем семьям, где не ладится с воспитанием детей.

Поэтому руководитель детского сада должен продуманно подходить  к подбору членов родительского комитета, особенно его председателя. Для большей оперативности, а также для более тесной связи с педагогами в работе родительского комитета участвует еще по три члена актива из каждой группы [3: c. 69].

При подборе  членов родительского комитета главное внимание обращается на то, каким воспитателем является каждый из них, так как они должны быть первыми помощниками в распространении лучшего опыта семейного воспитания. Подбор членов родительского комитета заведующий ведет совместно с воспитателями. Во вновь открывающемся детском саду он знакомится с родителями еще до начала его деятельности.

Свою деятельность родительский комитет планирует  в соответствии с планом воспитательно-образовательной  работы дошкольного учреждения, согласовывая вопросы с его руководителем. План работы родительского комитета следует рассматривать как часть годового плана работы детского сада.

Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.

Беседа может  использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и  в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей.

Подчас воспитатель, дав родителям совет, сделав указание, замечание, считает, что побеседовал  с родителями. Но при этом осталось невыясненным, что думали по этому  поводу сами родители: как они восприняли совет, замечание, как предполагают выполнить рекомендации педагога. Что, по мнению отца или матери, явилось причиной отклонений в поведении ребенка, что их затрудняет при воспитании того или иного навыка, умения, качества и т. п., т. е. беседы по существу не было.

Ведущая роль в  возникновении бесед должна принадлежать воспитателю. Активность воспитателя  вызывает ответную активность родителей. Обсуждать с воспитателем педагогические проблемы, искать у него совета и  поддержки становится потребностью родителей. У кого, как не у воспитателя своего ребенка, в первую очередь отец и мать должны находить ответы на волнующие их вопросы, кто, как не воспитатель, хорошо знающий ребенка, может дать родителям конкретный квалифицированный совет?

Педагог дошкольного учреждения имеет возможность ежедневно общаться с родителями своих воспитанников. В детском саду в коллективе сверстников, в совместной разнообразной деятельности ребенок проявляет себя ярко и разносторонне. Здесь более явственно обнаруживаются ошибки семьи.

Материал для  бесед с родителями дают воспитателю  наблюдения за ребенком: за выполнением  им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к  деятельности; разговоры с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

Доброжелательность  воспитателя, обоснованность его оценок и выводов, которые он делает с  позиции интересов ребенка, вызывают у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, рассказать о поведении ребенка в семье [15: c. 115].

Таким образом, взаимодействие семьи и дошкольного  учреждения происходит в различных  формах, приемлемых и для педагогов, и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема сотрудничества воспитателей и родителей в настоящее  время является актуальной для многих ученых. Разрабатываются различные  программы и новые способы  взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, возрастает число научных  и научно-методических работ, посвященных этой важной проблеме.

Решение задач  сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали  семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную  работу детского сада.

Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями  воспитанников является заведующая. Она содействует установлению системы  воспитания детей в семье и  детском саду, сплачивая для решения  этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, заведующей и старшего педагога.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются  при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

В настоящее  время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с  семьей, дифференцированный подход к  семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Родители проявляют  активность и высокую гражданскую  ответственность, если отношения с педагогами строятся на открытости, доверии, сотрудничестве, взаимодействии.

Привлечение родителей  к участию в образовательном  процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет  возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним.

Согласованное скоординированное взаимодействие воспитателей, специалистов, администрации - залог эффективного взаимодействия с семьей, обеспечения системы  работы, сбалансированности деятельности по педагогическому просвещению родителей, защите прав и законных интересов ребенка.

Семья оказывает  на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может  сравниться в этом с родителями. Ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.

В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать  установлению положительных отношений с воспитателями.

Современный детский  сад помогает благополучной семье  и в чем-то заменяет ребенку семью  проблематичную. Он обучает и консультирует  родителей, передает традиции и воспитывает  человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Таким образом, исходя из выше изложенного, мы можем  сказать, что тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения действительно способствует воспитанию разносторонне развитых, физически и психически здоровых детей.

Список  литературы

  1. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  2. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 1985. - №2. –С. 186 – 187.
  3. Голод С.И. Стабильность семьи. – Л.: Наука, 1984. – 136с.
  4. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 1994.
  5. Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Мозырь: ОООИД «Белый Ветер», 2007.
  6. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - N 1. - С. 41 - 49.
  7. Детский сад и семья / Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загикидр.; Под ред. Т.М. Марковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1996.
  8. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1996. - №4. –С. 17 – 29.
  9. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 1. - С. 60 - 68.
  10. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства – в отрочество» // Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 87 - 91.
  11. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. - М.: Приор-издат, 2002. - 192 с.
  12. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкинаидр. - М.: Линка-Пресс. - 2001. 
  13. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008.
  14. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи // Дошкольная педагогика. - 2011. - N 3. - С. 54-56.
  15. Калашникова А.П.    Возрастные особенности воспитание дошкольников в семье. Беседы с родителями / А. П. Калашникова. - М.: Знание, 1991.
  16. Козлова А.В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004.
  17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - 4-еизд. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  18. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. – М.: «Просвещение», 1981.
  19. Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенина – М.: «Академия», 2002.
  20. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000.
  21. Островская Л.Ф. Педагогические знания–родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. – М.: «Просвещение», 1983.
  22. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2002. - N 8. - С. 8-13.
  23. Пасечник Л. Семья и проблемы воспитания // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 1. - С. 8-19.
  24. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание. 1981.
  25. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. –М.: Педагогика, 1989.
  26. Преснухин Л.Н., Воробьев Н.В, Семья – кирпичик здания общества. - М.: Высшая школа, 2006.
  27. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М. «Просвещение», 1999.
  28. Сатир В. Психотерапия семьи. – М.: Высшая школа, 2000.
  29. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Педагогика, 1989.
  30. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1 / А. С. Спиваковская - М.: Апрель Пресс; ЭКСМО - Пресс, 1999.
  31. СпиваковскаяА. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2 / А. С. Спиваковская. - М.: Апрель Пресс; ЭКСМО - Пресс, 2000.
  32. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989.
  33. Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. - Минск: Издательство «Университетское», 2000.

Информация о работе Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании детей