Софья Николаевна Лысенкова Педагог-новатор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и развивает преимущественно их деятельные способности. Но нарастающая потребность общества в развитии творческих способностей людей все более и более ощутима и современная школа продолжает работу предыдущих поколений в этом направлении в новых условиях. На это направлены и модернизация образования, и введение курса по информатике, и результаты поисков учителей-новаторов - В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, С.Н. Лысенковой и других, удивляющие педагогическую общественность раскрывающимися возможностями детей, - все это и многое другое, что представляет собой педагогическое наследие в новых условиях времени требует нового осознания и оценки.

Вложенные файлы: 1 файл

Лысенкова.docx

— 80.17 Кб (Скачать файл)

(2-3 классы).

  1. Выходы практических трудностей «Предлоги со словами»

(1-3 классы).

  1. Выходы практических трудностей «Глагол» (3 класс).
  2. Выходы практических трудностей «Наречия» (3 класс).
  3. Сводные таблицы слов: с удвоенными согласными (1-3 классы); с ь разделительным (I-III классы); с непроизносимыми согласными

(2-3 классы); с приставкой с (2-3 классы) с буквой ё (1-3 классы).

В современной школе активно используются опорные схемы, таблицы, которые непосредственно применяются в ходе урока, для того чтобы дети сделали выводы по пройденному материалу и закрепили полученные знания.

 

 

2.2. Фрагменты современных уроков  с использованием опорных

схем

 

 

Учащиеся начальных классов мыслят конкретно, образами и поэтому для них необходимо постепенное включение в учебную деятельность математических заданий, которые сначала представлены в виде игровых упражнений, а затем постепенно переходящие к абстрактным схемам.

Использование опорных схем на уроках математики.

Представим технологию создания опорной схемы. Она создается на самых первых уроках при разборе задачи в картинках: «В вазе лежало 2 яблока. Мама положила туда еще 3 яблока. Сколько яблок стало в вазе?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Цель таблицы - оставить наглядный след первого объяснения элементов задачи. Выводу схемы сопутствуют вопросы учителя: «Что в задаче известно? Что мы знаем?» Хором говорим: «Мы знаем, что в вазе было 2 яблока, и мы знаем, что мама положила туда еще 3 яблока.

Учитель: «Мы выделили условие задачи. Что спрашивается в задаче?», «Сколько яблок стало в вазе?» Схема на доске дополняется.

Учитель: «Мы выделили вопрос задачи. Сколько же яблок стало в вазе?» «Пять», - отвечают дети.

Учитель: «Как узнали? Что сделали?».

«К двум прибавили три», - говорят дети. Запись на доске продолжается.

Учитель: «2 + 3=5 - это решение. Вы сказали решение задачи. Сколько же стало яблок в вазе, скажите еще раз». – «Пять».

Окончательная запись всей задачи выглядит на доске так:

«2+3=5»

Учитель: «5 - это ответ задачи».

Далее учитель подводит детей к обобщению только что проведенного анализа задачи: «Какие же части, элементы задачи мы выделили?» (Условие, вопрос, решение, ответ.) Схема дополняется этими словами. На следующем уроке схема перед глазами детей.

Перспективная подготовка системе обучения Лысенковой дает возможность попутного прохождения трудных тем путем их приближения к изучаемому в данный момент на уроке материалу.

Для осуществления этой цели программный материал удобно спланирован. Большие темы по русскому языку и математике разбиты на этапы и постепенно вводятся в течение учебного года. Эффективно в осуществлении перспективы и использование обобщающих схем, таблиц, комплектов карточек по темам. Они дают возможность после первого введения в тему организовать далее на уроке оперативно многократное повторение и подготовить детей перспективно к обобщению всей темы, усилив работу по наиболее трудному ее разделу. Материал для перспективной работы берется из учебника, но иногда используются и дополнительные микро упражнения, конкретизирующие, развивающие тему. После такой подготовительной работы объяснение материала по теме уже не занимает много времени, носит характер обобщения и основательного закрепления. Облегчается выполнение самостоятельных заданий на уроке и дома. Задания не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним.

 

Использование опорных схем на уроках письма.

Задача – совершенствование умений и навыков овладения слогового письма, подготовка к восприятию курса грамматики.

Используются такие виды работы над предложением:

  1. Комментированная запись предложения учителем на доске с одновременной записью в тетрадях.
  2. Запись предложения учащимися под комментирование учителя (без записи на доске).
  3. Комментирование предложения учеником с записью на доске и комментирование с места.
  4. Обучение самоконтролю  написанного предложения - чтение по слогам с выделением гласных (чтение вслух).
  5. Введение грамматических заданий: подчеркнуть гласные, согласные, мягкие, твердые (при слоговом чтении).

Например, ученик выполняет задание: подчеркнуть согласные в предложении: Мышка грызёт корку, «Мыш - гласная ы, согласные м, ш - подчеркиваю, ка - гласная а, согласная к – подчеркиваю» и т. д. Весь класс выполняет задание за ведущим.

Все грамматические задания выполняются в тесной связи теории и практики, с использованием схем. Например, задание: подчеркнуть гласные. На схеме читаются все гласные попарно. Следует вопрос: что вы знаете о согласных перед гласными I ряда? II ряда? Идет комментирование предложения.

Прочитайте схему построения предложения (по указке учителя). (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Ученик читает: «Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, слова в предложении пишутся отдельно; имена людей пишутся с заглавной буквы; в конце предложения ставится точка».

Учитель: «В каких случаях еще пишется заглавная буква?».

Работа над безударными гласными после прохождения темы имеет место на каждом уроке во взаимодействии с другими темами в плане развития беглости практического действия. Это в первую очередь работа над предложением: одно предложение на каждом уроке комментируется («Учись думать!»), другое записывается под диктовку («Думай сам!»), и тут же задание: найти безударные гласные в корне и проверить их.

Звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова. В процессе объяснения наращивается схема.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3) 

Упражнения по теме предусматривают списывание с подчеркиванием орфограмм, разнообразные диктанты, комментирование предложений, устную работу со словом (проговаривание, подбор проверочного слова). Все практические работы сопровождаются обобщением теории по схеме. Обязательно накопление карточек. Клубки, соседка, редкий, шапка, шубка, близкий, гребцы, мягкий, грибки, дубки, резкий, узкий, сладкий, площадка, будка, жидкий, верхушка, коробка, беседка, речушка.

Запланировано комментирование предложения: Запах цветов несется от близкого леса.

Надо предупредить ошибку в слове близкого, на этом этапе пока трудном. На рейке доски группа слов по теме на карточках (орфограмма выделена зеленым цветом): редкий, резкий, близкий, жидкий, узкий, мягкий.

Учитель обращает внимание детей на карточки и предлагает для комментирования предложение. Ученику легко заметить трудную орфограмму. А остальные слова на карточках в порядке обобщения обговариваются устно.

Применение опорных схем на уроках различной предметной области активизирует детей к восприятию материала, организует внимание к объяснению учителя и ответу товарища, разнообразят работу на уроке. У младших школьников повышается интерес к учению и обеспечивается высокая организация каждого урока.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Перспективная подготовка по системе обучения Лысенковой дает возможность попутного увлекательного прохождения сложных для учащихся начальной школы тем путем их приближения к изучаемому в данный момент на уроке материалу. Для осуществления этой цели программный материал удобно спланирован. Большие темы по русскому языку и математике разбиты на этапы и постепенно вводятся в течение учебного года. Эффективно в осуществлении перспективы и использование обобщающих схем, таблиц, комплектов карточек по темам. Они дают возможность после первого введения в тему организовать далее на уроке оперативно многократное повторение и подготовить детей перспективно к обобщению всей темы, усилив работу по наиболее трудному ее разделу. Материал для перспективной работы берется из учебника, но иногда используются и дополнительные упражнения, конкретизирующие, развивающие тему.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Главная цель опыта С.Н. Лысенковой состоит в открытии таких приемов работы в классе, которые в сочетании с рядом ее личностных и профессиональных качеств позволяют успешно учить, развивать и воспитывать каждого ученика, которого она учит.

Система методических приемов согласуется с положениями теории обучения. Новизна методической системы, прежде всего, в наборе четко алгоритмизированных дидактических знаков, схем, таблиц, карточек и так далее, которые выполняют, по мнению автора, опорную функцию в организации учения и в управлении мышлением учащихся. В этом главное, но не единственное положительное значение опыта. Успех опорных сигналов как методических приемов обусловлен тем, что они выражают все аспекты сложной категории способов обучения: логико-гностический, источниковый, психологический, управленческий. Вполне очевидно, что автор эмпирически подошла к этому «открытию», которое соответствует современной трактовке методов обучения.

С помощью методики С.Н. Лысенковой учитель, чувствуя трудности детей в переходе от чувственно-наглядного восприятия к абстрактно-логическому, обеспечивает преодоление этих трудностей системой условных знаков, схематических моделей, которые помогают учащимся овладевать мыслительными приемами.

На уроках активно используются возможности опорных схем в целях индивидуализации обучения, дифференцирования заданий каждому ученику, в развитии самостоятельности при решении познавательных задач.

Опорные схемы активизируют детей на уроке, организуют внимание к объяснению учителя и ответу товарища, разнообразят работу на уроке. Повышается интерес к учению. Дети быстрее думают, быстрее пишут, свободнее рассуждают, доказывают. В целом обеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса.

Мы считаем, что не было бы пользы от всей оригинальной методики, если бы учитель упустил из своего внимания особую чуткость к личности учащегося: не допустить пробелов, предупредить ошибки, укрепить уверенность в успехе, пробудить радость учения, устойчивое желание учиться.

Изучение этого опыта, бесспорно, поможет учителям с большей отдачей работать с детьми, эффективнее  использовать особенности личности каждого ребенка, стимулировать активность и познавательный интерес учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Айзенк, Г. Проверьте свои способности. [Текст] / Г. Айзенк.- М., Мир, 1972.- 67.с.
  2. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - Избр. психологические исследования. [Текст] / Л.С. Выготский. -  М., 1956. – 429 с.
  3. Заззо, Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды. – Вопросы психологии. [Текст] / Р. Заззо. – М., 1967, №. 2, С. 129
  4. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. [Текст] / Л.В. Занков. - М., 1960. – 240 с.
  5. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. [Текст] / В.А. Караковский. -  Москва, 1992. – 233 с.
  6. Кумунжиев, К.В. Когнитивные основы развивающего обучения. [Текст] / К.В. Кумунжиев, Ульяновск,1997.- 82 с.
  7. Лехестик, П. Г. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. - Тезисы докл. конф. Минск, 28-31.3.1973. М., 1973.-207 с.
  8. Лукьянова, М.И., Калинина, Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 346 с.
  9. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться 2-е изд. [Текст] / С.Н. Лысенкова. - Москва, Педагогика 1985. – 311 с.
  10. Лысенкова, С.Н. Методами опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы. [Текст] / С.Н. Лысенкова. -  Просвещение, Москва, 1998. – 355 с.
  11. Лысенкова, С.Н. Методом опережающего обучения. [Текст] / С.Н. Лысенкова. - М.: Просвещение, 2008. – 245 с.
  12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. [Текст] / А.К. Маркова. - М., Просвещение, 1990. – 556с.
  13. Никитин, Б. Вот как надо учить. – Народное образование [Текст] / Б. Никитин. - 1964, №. 1, С. 122
  14. Пидкасистый, П.И.  Педагогика [Текст] / П. И. Пидкасистый М.: 1996.-  490 с.
  15. Каиров,И. А. Педагогический словарь. Гл. ред. И. А. Каиров. В 2-х томах, Изд-во АПН РСФСР. М., 1960.-477 с.
  16. Первое сентября, 1994. 1 сентября №83
  17. Первое сентября, 1996. 3 сентября №83
  18. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий т.1, НИИ школьных технологий. [Текст] / Г.К. Селевко. - Москва, 2006. – 266 с.
  19. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. [Текст]/ В.А. Сухомлинский. -  Минск: Народная газета, 1978. – 22 с.
  20. Учительская газета, 1986. 18 марта
  21. Учительская газета, 1987. 17 октября
  22. Учительская газета, 1988. 18 октября
  23. Учительская газета, 1988. 19 марта
  24. Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается. [Текст] / В.Ф. Шаталов. - Педагогика, Москва, 1989. – 297 с.
  25. Эльконин, Д. Б. Детская психология. [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 1960. – 106 с.
  26. http://nsc.1september.ru/2002/13/7.htm
  27. http://www.bsu.ru/content/hec/aismon
  28. http://www.shalamova-school.ru/Article-27.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

 


Информация о работе Софья Николаевна Лысенкова Педагог-новатор